ОТНОШЕНИЯ ЕС И ТУРЦИИ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА: РЕЗКОЕ «ПОТЕПЛЕНИЕ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается эволюция отношений внутри треугольника Турция-США-Евросоюз после избрания Д. Трампа на второй президентский срок. На протяжении первой половины 2025 г. происходило существенное возрастание геополитической роли Турции в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Рубежными событиями стали смена власти в Сирии в декабре 2024 г., ослабление Израилем военной инфраструктуры Ирана в регионе (Хамас, «Хезболла», хуситские формирования в Йемене) и наконец нанесение ударов Израилем и США по ядерным и другим военным объектам Исламской республики в середине июня 2025 г. Доминирующими военными центрами силы на пространстве от Средиземного моря до Персидского залива станут Израиль и Турция, которые на данный момент находятся в антагонистических отношениях друг с другом. Военная роль Анкары в регионе неизбежно конвертируется в ее политическое влияние. На фоне продолжающегося конфликта вокруг Украины значимой остается роль Турции и в Черноморском регионе. В совокупности это существенно повышает заинтересованность и потребность ЕС в устойчивых и взаимовыгодных отношениях с Анкарой, учитывая «антиевропейские» зигзаги политики администрации Д. Трампа, ставящие под вопрос незыблемость трансатлантического альянса. Отныне Брюссель обречен искать новые формы и инструменты взаимодействия с Турцией – не только в военно-стратегической области, но и по всей повестке их достаточно сложных взаимоотношений.

Об авторах

А. И Шумилин

Институт Европы РАН

Email: mideast@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-1778-4828
Доктор политических наук; Главный научный сотрудник; руководитель Центра «Европа – Ближний Восток»; главный редактор Научно-аналитического вестника ИЕ РАН Москва, Россия

Список литературы

  1. Гришин Я.Я., Исламов Д.Р. (2023) Внешняя политика Турции в Европе: фактор «мягкой силы». Современная Европа. № 6. С. 96–109. doi: 10.31857/S0201708323060098.
  2. Оганисян Л.Д. (2024) Политика Европейского Союза на Ближнем Востоке в сб. Внерегиональные акторы на Ближнем Востоке под ред. С.М. Гавриловой, И.А. Бочарова, А.П. Корзун, Д.О. Растегаева. НП РСМД, Москва. 75 с.
  3. Потемкина О.Ю. (2019) «Европейская повестка дня по миграции»: итоги и выполнения. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 6. C. 80–85. DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran620198085.
  4. Шумилин А.И. (2023) Евросоюз и ближневосточный кризис – 2023: между ценностями и прагматизмом. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 5. С. 7–17. doi: 10.15211/vestnikieran52023717
  5. Шумилин А.И. (2019) Ближневосточные конфликты: европейский подход. Инcтитут Европы РАН. Москва. 122 с.
  6. Al-Ketbi E. (2014) Turkey: The Future of Model and Role. Abu Dhabi: EPC. 55 p.
  7. Cagartay S. (2013) The New Turkey and U.S. Policy. Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 22 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025