Эмоциональный интеллект в контексте образовательной подготовки: сравнительное исследование среди студентов гуманитарных и технических направлений
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный аграрный университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 258-259
- Section: ЧАСТЬ II. Психология
- Submitted: 05.05.2025
- Accepted: 27.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679200
- ID: 679200
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Эмоциональный интеллект (ЭИ) становится все более важным в современном мире, где успех в профессии часто зависит не только от технических навыков, но и от способностей взаимодействовать с людьми, управлять силой и выстраивать устойчивые отношения [1]. Понимание того, как различные образовательные программы влияют на развитие ЭИ, может помочь в создании более эффективных учебных планов и методов обучения.
Цель — выявить особенности ЭИ у студентов гуманитарных и технических направлений подготовки и определить влияние образовательной среды на его развитие.
Методы. Исследование проводилось с помощью методик Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT) (Н. Шутте) и ЭмИн Д. Люсина (Д. Люсин) [2] с целью сопоставления результатов по двум группам студентов для выявления отличий и сходств. Количество респондентов составило 51 человек, из которых представителей гуманитарного направления подготовки 31 человек (60,8 %), технического — 20 человек (39,2 %).
Результаты. Показатели ВЭИ (внутриличностный ЭИ) на 15,6 %, МП (понимание чужих эмоций) на 10 %, ВП (понимание своих эмоций) на 10,24 % и ВЭ (контроль экспрессии) на 27,3 % выше у женщин гуманитарного направления, по сравнению с женщинами технического направления подготовки (рис. 1). Это может быть обусловлено тем, что гуманитарные науки развивают навыки критического мышления и саморефлексии, а также включают творческие элементы, что в совокупности дает больше возможностей для практики вербального описания своих эмоций и способствует развитию более высокой эмпатии.
Рис. 1. Сравнение компонентов ЭИ у женщин гуманитарного и технического направлений подготовки
Показатели МЭИ (межличностный ЭИ) на 5,5 %, МУ (управление чужими эмоциями) на 7,55 % и ВУ (управление своими эмоциями) на 9,91 % выше у женщин технического направления, чем у женщин гуманитарного направления подготовки (рис. 1). Это может быть обусловлено тем, что технические дисциплины могут включать элементы проектного управления и командной работы, где важно учитывать эмоциональные реакции участников для достижения целей. Также немаловажным является то, что специалисты в технических областях часто обучаются аналитическому мышлению, решению проблем и логическому анализу, что способствует более структурированному подходу к пониманию эмоций и взаимодействию с другими. Показатели ВЭИ (внутриличностный ЭИ) на 6,08 %, ПЭ (понимание эмоций) на 14,67 %, ВП (понимание своих эмоций) на 5,20 % и ВЭ (контроль экспрессии) на 8,83 % выше у мужчин гуманитарного направления (рис. 2), чем у мужчин технического направления подготовки. Это может быть обусловлено тем, что гуманитарные дисциплины акцентируют внимание на человеческом опыте, эмоциях и межличностных взаимодействиях, что способствует развитию навыков эмпатии и понимания эмоциональных состояний как своих, так и окружающих.
Рис. 2. Сравнение компонентов ЭИ у мужчин гуманитарного и технического направлений подготовки
Показатель ВУ (управление своими эмоциями) на 5,56 % выше у мужчин технического направления (рис. 2), чем у мужчин гуманитарного направления подготовки.
Выводы. В ходе исследования было установлено, что уровень ЭИ у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки практически одинаков, однако, если рассматривать отдельные компоненты по методике ЭмИн Д. Люсина, студенты гуманитарного направления в большинстве случаев имеют более высокие показатели отдельных компонентов ЭИ по сравнению со студентами технических направлений. Таким образом, исследование подтверждает необходимость дополнительных элементов обучения ЭИ в программах всех направлений подготовки и специальностей, поскольку ЭИ становится компонентом успешной профессиональной деятельности в современном мире.
Full Text
Обоснование. Эмоциональный интеллект (ЭИ) становится все более важным в современном мире, где успех в профессии часто зависит не только от технических навыков, но и от способностей взаимодействовать с людьми, управлять силой и выстраивать устойчивые отношения [1]. Понимание того, как различные образовательные программы влияют на развитие ЭИ, может помочь в создании более эффективных учебных планов и методов обучения.
Цель — выявить особенности ЭИ у студентов гуманитарных и технических направлений подготовки и определить влияние образовательной среды на его развитие.
Методы. Исследование проводилось с помощью методик Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT) (Н. Шутте) и ЭмИн Д. Люсина (Д. Люсин) [2] с целью сопоставления результатов по двум группам студентов для выявления отличий и сходств. Количество респондентов составило 51 человек, из которых представителей гуманитарного направления подготовки 31 человек (60,8 %), технического — 20 человек (39,2 %).
Результаты. Показатели ВЭИ (внутриличностный ЭИ) на 15,6 %, МП (понимание чужих эмоций) на 10 %, ВП (понимание своих эмоций) на 10,24 % и ВЭ (контроль экспрессии) на 27,3 % выше у женщин гуманитарного направления, по сравнению с женщинами технического направления подготовки (рис. 1). Это может быть обусловлено тем, что гуманитарные науки развивают навыки критического мышления и саморефлексии, а также включают творческие элементы, что в совокупности дает больше возможностей для практики вербального описания своих эмоций и способствует развитию более высокой эмпатии.
Рис. 1. Сравнение компонентов ЭИ у женщин гуманитарного и технического направлений подготовки
Показатели МЭИ (межличностный ЭИ) на 5,5 %, МУ (управление чужими эмоциями) на 7,55 % и ВУ (управление своими эмоциями) на 9,91 % выше у женщин технического направления, чем у женщин гуманитарного направления подготовки (рис. 1). Это может быть обусловлено тем, что технические дисциплины могут включать элементы проектного управления и командной работы, где важно учитывать эмоциональные реакции участников для достижения целей. Также немаловажным является то, что специалисты в технических областях часто обучаются аналитическому мышлению, решению проблем и логическому анализу, что способствует более структурированному подходу к пониманию эмоций и взаимодействию с другими. Показатели ВЭИ (внутриличностный ЭИ) на 6,08 %, ПЭ (понимание эмоций) на 14,67 %, ВП (понимание своих эмоций) на 5,20 % и ВЭ (контроль экспрессии) на 8,83 % выше у мужчин гуманитарного направления (рис. 2), чем у мужчин технического направления подготовки. Это может быть обусловлено тем, что гуманитарные дисциплины акцентируют внимание на человеческом опыте, эмоциях и межличностных взаимодействиях, что способствует развитию навыков эмпатии и понимания эмоциональных состояний как своих, так и окружающих.
Рис. 2. Сравнение компонентов ЭИ у мужчин гуманитарного и технического направлений подготовки
Показатель ВУ (управление своими эмоциями) на 5,56 % выше у мужчин технического направления (рис. 2), чем у мужчин гуманитарного направления подготовки.
Выводы. В ходе исследования было установлено, что уровень ЭИ у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки практически одинаков, однако, если рассматривать отдельные компоненты по методике ЭмИн Д. Люсина, студенты гуманитарного направления в большинстве случаев имеют более высокие показатели отдельных компонентов ЭИ по сравнению со студентами технических направлений. Таким образом, исследование подтверждает необходимость дополнительных элементов обучения ЭИ в программах всех направлений подготовки и специальностей, поскольку ЭИ становится компонентом успешной профессиональной деятельности в современном мире.
About the authors
Самарский государственный аграрный университет
Author for correspondence.
Email: khayrulina2004@bk.ru
студентка, 4-я группа, 3-й курс, факультет биотехнологии и ветеринарной медицины
Russian Federation, п.г.т. Усть-КинельскийReferences
- Антюхина А.В., Карпенко В.А. Приобретение эмоциональных компетенций и развитие эмоционального интеллекта при обучении в вузе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6(10). С. 10–15. EDN: SKLLZX
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Москва: Институт психологии РАН, 2010. 175 с. EDN: QYBCUB





