Роль наставника в формировании социальной активности студентов (на примере сборной ПГУТИ по фитнес-аэробике «Макси»)
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 266-267
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика и психология художественного образования
- Submitted: 12.05.2025
- Accepted: 28.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679566
- ID: 679566
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В современных условиях высшего образования все большее значение приобретает не только профессиональная подготовка студентов, но и развитие их социальных компетенций, активной гражданской позиции и способности к самоорганизации. Социальная активность студентов становится важнейшим элементом образовательного пространства, способствующим всестороннему личностному развитию, раскрытию лидерского потенциала, формированию коммуникативных навыков, а также укреплению взаимодействия между студентами и университетским сообществом в целом.
Одной из ключевых фигур в процессе развития социальной активности студентов является наставник. Его роль выходит далеко за рамки простой передачи знаний или контроля за учебной и внеучебной деятельностью. Наставник становится проводником студента в сложном социокультурном пространстве вуза, способствуя становлению зрелой личности, ориентированной на сотрудничество, инициативу и ответственность. Особенно ярко эта роль проявляется в спортивной среде, где наставник совмещает функции тренера, педагога, лидера и организатора, влияя не только на физическое развитие студентов, но и на формирование их социальных и личностных качеств.
Цель — определить конкретные формы и методы влияния наставника на развитие социальной активности студентов на примере работы сборной ПГУТИ по фитнес-аэробике «Макси».
Методы. В данной работе применялись следующие методы: систематическое наблюдение за деятельностью команды, анализ внутренних организационных и педагогических процессов наставничества, проведение бесед с участницами сборной, а также изучение конкретных практик и инструментов, применяемых наставником в работе с коллективом.
Результаты. Анализ показал, что наставник сборной «Макси» применяет широкий спектр целенаправленных педагогических и управленческих подходов, направленных на развитие социальной активности студенток. В основе наставнической стратегии лежит принцип делегирования ответственности: участницы команды вовлечены в планирование и организацию тренировок, подготовку к выступлениям, проведение мероприятий, а также в кураторскую и волонтерскую деятельность.
В команде формируется атмосфера доверия, поддержки и взаимного уважения, в которой каждая студентка ощущает свою значимость и принадлежность к общему делу. Поощряется проявление инициативы: наставник открыт к новым идеям и способствует их реализации, обеспечивая необходимую помощь и сопровождение. Также формируются коллективные ценности, направленные на развитие лидерских качеств, взаимопомощь, участие в жизни вуза и социума.
Наставник активно организует участие команды в университетских и внешних проектах, конкурсах, спортивных и социальных мероприятиях, сопровождая студенток на всех этапах их деятельности. Кроме того, значительное внимание уделяется развитию личностных и профессиональных компетенций, таких как умение публично выступать, работать в команде, решать организационные задачи и вести проектную деятельность.
Как результат, участницы сборной становятся не просто исполнителями, а активными субъектами университетской жизни: они становятся организаторами студенческих мероприятий, волонтерами, кураторами, инициаторами собственных проектов и победителями конкурсов различного уровня.
Выводы. Таким образом, наставник, действующий как педагог, лидер и организатор, оказывает системное и многоплановое влияние на развитие социальной активности студентов. Через грамотное распределение ролей, поддержку инициативы, создание комфортной и мотивирующей среды, он способствует формированию у студентов навыков и качеств, необходимых для активного участия в общественной, профессиональной и личной жизни.
Full Text
Обоснование. В современных условиях высшего образования все большее значение приобретает не только профессиональная подготовка студентов, но и развитие их социальных компетенций, активной гражданской позиции и способности к самоорганизации. Социальная активность студентов становится важнейшим элементом образовательного пространства, способствующим всестороннему личностному развитию, раскрытию лидерского потенциала, формированию коммуникативных навыков, а также укреплению взаимодействия между студентами и университетским сообществом в целом.
Одной из ключевых фигур в процессе развития социальной активности студентов является наставник. Его роль выходит далеко за рамки простой передачи знаний или контроля за учебной и внеучебной деятельностью. Наставник становится проводником студента в сложном социокультурном пространстве вуза, способствуя становлению зрелой личности, ориентированной на сотрудничество, инициативу и ответственность. Особенно ярко эта роль проявляется в спортивной среде, где наставник совмещает функции тренера, педагога, лидера и организатора, влияя не только на физическое развитие студентов, но и на формирование их социальных и личностных качеств.
Цель — определить конкретные формы и методы влияния наставника на развитие социальной активности студентов на примере работы сборной ПГУТИ по фитнес-аэробике «Макси».
Методы. В данной работе применялись следующие методы: систематическое наблюдение за деятельностью команды, анализ внутренних организационных и педагогических процессов наставничества, проведение бесед с участницами сборной, а также изучение конкретных практик и инструментов, применяемых наставником в работе с коллективом.
Результаты. Анализ показал, что наставник сборной «Макси» применяет широкий спектр целенаправленных педагогических и управленческих подходов, направленных на развитие социальной активности студенток. В основе наставнической стратегии лежит принцип делегирования ответственности: участницы команды вовлечены в планирование и организацию тренировок, подготовку к выступлениям, проведение мероприятий, а также в кураторскую и волонтерскую деятельность.
В команде формируется атмосфера доверия, поддержки и взаимного уважения, в которой каждая студентка ощущает свою значимость и принадлежность к общему делу. Поощряется проявление инициативы: наставник открыт к новым идеям и способствует их реализации, обеспечивая необходимую помощь и сопровождение. Также формируются коллективные ценности, направленные на развитие лидерских качеств, взаимопомощь, участие в жизни вуза и социума.
Наставник активно организует участие команды в университетских и внешних проектах, конкурсах, спортивных и социальных мероприятиях, сопровождая студенток на всех этапах их деятельности. Кроме того, значительное внимание уделяется развитию личностных и профессиональных компетенций, таких как умение публично выступать, работать в команде, решать организационные задачи и вести проектную деятельность.
Как результат, участницы сборной становятся не просто исполнителями, а активными субъектами университетской жизни: они становятся организаторами студенческих мероприятий, волонтерами, кураторами, инициаторами собственных проектов и победителями конкурсов различного уровня.
Выводы. Таким образом, наставник, действующий как педагог, лидер и организатор, оказывает системное и многоплановое влияние на развитие социальной активности студентов. Через грамотное распределение ролей, поддержку инициативы, создание комфортной и мотивирующей среды, он способствует формированию у студентов навыков и качеств, необходимых для активного участия в общественной, профессиональной и личной жизни.
About the authors
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Author for correspondence.
Email: mordvinovamary@yandex.ru
студентка, группа РСО-11, факультет цифровой экономики и массовых коммуникаций
Russian Federation, СамараSupplementary files



