Информационная политика таможенных органов РФ: интернет-сайт ФТС России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В условиях цифрового развития важной задачей Федеральной таможенной службы (ФТС) России становится эффективное использование информационных технологий, в частности официального сайта как ключевого инструмента информационного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности.

Цель — повышение эффективности информационного взаимодействия ФТС с заинтересованными пользователями через интернет-сайт.

Методы. В ходе исследования была проведена комплексная оценка официального сайта ФТС России. Использовались методы визуального анализа с применением инструмента XMind (рис. 1) [2].

 

Рис. 1. Первый уровень структуры официального сайта ФТС России

 

Также проводилось анкетирование целевых групп (участников ВЭД, сотрудников таможенных органов, экспертов и студентов специальности «Таможенное дело») (табл. 1) и был применен корреляционный и кластерный анализ [1] в программной среде «Статистика 10».

 

Таблица 1. Ознакомительный фрагмент результатов оценок сотрудников таможенных органов и экспертов

Критерий

Участники
внешнеэкономической
деятельности

Сотрудники
таможенных
органов

Эксперты

Студенты
специальности
«Таможенное дело»

Использование сайта

Иногда

Часто

Редко

Иногда

Поиск кнопок навигации

37,5 % — «легко»

50 % — «легко»

28,57 % — «легко»

25 % — «легко»

Легкость поиска
информации

87,5 % — «вызывает
трудности»

50 % — «вызывает
трудности»

71,43 % — «вызывает
трудности»

87,5 % — «вызывает
трудности»

Общий опыт
взаимодействия с сайтом

62,5 % —
«хороший»

100 % —
«хороший»

28,57 % —
«хороший»

62,5 % —
«хороший»

 

Кроме того, была создана цифровая копия сайта в Figma [3] и проведена сравнительная оценка с сайтами других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) с использованием метода DEA, что позволило объективно оценить текущую эффективность сайта и определить возможные пути ее повышения.

Результаты. Анализ структуры сайта выявил дублирующиеся разделы и значительное количество промежуточных страниц, усложняющих навигацию. Анкетирование показало различия в восприятии сайта между четырьмя группами пользователей: сотрудниками ТО, экспертами, участниками ВЭД и студентами. Сотрудники ТО регулярно используют сайт и оценивают его наиболее положительно, тогда как эксперты и студенты указывают на трудности с навигацией и недостаточную актуальность информации. DEA-анализ продемонстрировал средний уровень эффективности сайта ФТС по сравнению с аналогами других ФОИВ. Были предложены мероприятия по улучшению структуры: сокращение уровней вложенности, упрощение меню, внедрение интеллектуального поиска (рис. 2).

 

Рис. 2. Обновленный вариант меню официального сайта ФТС

 

Прогнозируемые результаты включают снижение процента отказов на 15 %, уменьшение глубины просмотра на 24,2 % и сокращение среднего времени пребывания на сайте на 22,9 %

Выводы. Таким образом, все предложенные мероприятия для улучшения работы сайта как инструмента информационной политики ФТС продемонстрировали положительные результаты. Реализация этих мероприятий существенно повысит эффективность работы сайта как инструмента информационной политики, что приведет к значительным улучшениям как с точки зрения пользовательского опыта, так и с точки зрения общей производительности сайта.

Полный текст

Обоснование. В условиях цифрового развития важной задачей Федеральной таможенной службы (ФТС) России становится эффективное использование информационных технологий, в частности официального сайта как ключевого инструмента информационного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности.

Цель — повышение эффективности информационного взаимодействия ФТС с заинтересованными пользователями через интернет-сайт.

Методы. В ходе исследования была проведена комплексная оценка официального сайта ФТС России. Использовались методы визуального анализа с применением инструмента XMind (рис. 1) [2].

 

Рис. 1. Первый уровень структуры официального сайта ФТС России

 

Также проводилось анкетирование целевых групп (участников ВЭД, сотрудников таможенных органов, экспертов и студентов специальности «Таможенное дело») (табл. 1) и был применен корреляционный и кластерный анализ [1] в программной среде «Статистика 10».

 

Таблица 1. Ознакомительный фрагмент результатов оценок сотрудников таможенных органов и экспертов

Критерий

Участники
внешнеэкономической
деятельности

Сотрудники
таможенных
органов

Эксперты

Студенты
специальности
«Таможенное дело»

Использование сайта

Иногда

Часто

Редко

Иногда

Поиск кнопок навигации

37,5 % — «легко»

50 % — «легко»

28,57 % — «легко»

25 % — «легко»

Легкость поиска
информации

87,5 % — «вызывает
трудности»

50 % — «вызывает
трудности»

71,43 % — «вызывает
трудности»

87,5 % — «вызывает
трудности»

Общий опыт
взаимодействия с сайтом

62,5 % —
«хороший»

100 % —
«хороший»

28,57 % —
«хороший»

62,5 % —
«хороший»

 

Кроме того, была создана цифровая копия сайта в Figma [3] и проведена сравнительная оценка с сайтами других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) с использованием метода DEA, что позволило объективно оценить текущую эффективность сайта и определить возможные пути ее повышения.

Результаты. Анализ структуры сайта выявил дублирующиеся разделы и значительное количество промежуточных страниц, усложняющих навигацию. Анкетирование показало различия в восприятии сайта между четырьмя группами пользователей: сотрудниками ТО, экспертами, участниками ВЭД и студентами. Сотрудники ТО регулярно используют сайт и оценивают его наиболее положительно, тогда как эксперты и студенты указывают на трудности с навигацией и недостаточную актуальность информации. DEA-анализ продемонстрировал средний уровень эффективности сайта ФТС по сравнению с аналогами других ФОИВ. Были предложены мероприятия по улучшению структуры: сокращение уровней вложенности, упрощение меню, внедрение интеллектуального поиска (рис. 2).

 

Рис. 2. Обновленный вариант меню официального сайта ФТС

 

Прогнозируемые результаты включают снижение процента отказов на 15 %, уменьшение глубины просмотра на 24,2 % и сокращение среднего времени пребывания на сайте на 22,9 %

Выводы. Таким образом, все предложенные мероприятия для улучшения работы сайта как инструмента информационной политики ФТС продемонстрировали положительные результаты. Реализация этих мероприятий существенно повысит эффективность работы сайта как инструмента информационной политики, что приведет к значительным улучшениям как с точки зрения пользовательского опыта, так и с точки зрения общей производительности сайта.

×

Об авторах

Кристина Дмитриевна Гиндус

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kristinaginduss@yandex.ru

студентка, группа 5-ТЭФ-12, теплоэнергетический факультет

Россия, Самара

Список литературы

  1. Баврина А.П., Борисов И.Б. Современные правила применения корреляционного анализа // Медицинский альманах. 2021. № 3(68). С. 70–79. EDN: TPSSIX
  2. Белолюбская М.В. Разработка структуры веб-сайта для сопровождения образовательной деятельности // Меридиан. 2021. № 5(58). С. 213–215. EDN: HHKQHM
  3. Черепнин М.А. Функции и возможности Figma // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2023. № 12. С. 119–122. EDN: PPANHX

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Первый уровень структуры официального сайта ФТС России

Скачать (68KB)
3. Рис. 2. Обновленный вариант меню официального сайта ФТС

Скачать (234KB)

© Гиндус К.Д., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.