Языковое поле культурных трансформаций: коммуникативные сдвиги и когнитивные ловушки
- Авторы: Степанов Х.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2025)
- Страницы: 303-304
- Раздел: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- Статья получена: 21.05.2025
- Статья одобрена: 05.06.2025
- Статья опубликована: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680128
- ID: 680128
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В условиях глобализации язык становится не только средством общения, но и мощным инструментом формирования когнитивных и культурных моделей. Гипотеза лингвистической относительности, сформулированная Сепиром и Уорфом, показывает, что языковая система влияет на восприятие реальности и мышление [1]. Язык не только отражает мышление, но и формирует его, задавая рамки интерпретации информации [5]. Язык — это инструмент, при использовании которого человек нередко вводится в заблуждение, порождаются иллюзии понимания, упрощаются сложные процессы [2, 3]. Эти явления называются когнитивными ловушками — устойчивыми искажениями в восприятии, возникающими в ходе языкового взаимодействия [4].
Цель — проанализировать влияние языка на культурные трансформации, выявить когнитивные ловушки, возникающие в процессе лингвистических изменений, когнитивных последствий языкового доминирования в условиях глобализации. Формирование навыков осознанного использования языка и распознавания манипулятивных структур.
Методы. В работе применялись сравнительно-исторический и когнитивный методы анализа, включающие сопоставление лингвистических структур, интерпретацию текстов и примеров из билингвальной и мультилингвальной практики. В качестве материала используются исследования в области социолингвистики, когнитивной лингвистики и политической риторики в контексте современной коммуникативной культуры.
Результаты. Установлено, что различия в языковых системах приводят к различиям в когнитивных стратегиях. Выявлены методы и стратегии, которые способны замедлить процесс утраты лингвистического многообразия и сохранить уникальность языкового восприятия, такие как поддержка многоязычия и билингвизма (что позволит людям сохранить родной язык, одновременно овладевая глобальными языками коммуникации), развитие цифровых технологий для малых языков (современные технологии, включая машинный перевод, цифровые архивы, позволят сохранять, изучать и использовать языки, находящиеся под угрозой исчезновения, а создание лексических баз и программ для обучения на малых языках способствует их сохранению), популяризация национальных языков через культуру (поддержка авторов, режиссеров и музыкантов, создающих произведения искусства на малых языках, способствует их сохранению), государственная поддержка образовательных языковых программ, создание международных инициатив по сохранению языков (программы ЮНЕСКО и других международных организаций).
Выводы. Язык — не нейтральный носитель информации, а активный участник в конструировании реальности. Он влияет на формирование мировоззрения, создает когнитивные ловушки и может быть использован как инструмент воздействия на общественное сознание. Осознание значения языка позволяет выстраивать более устойчивые модели межкультурного взаимодействия и учитывать риски, связанные с лингвистической унификацией. Язык — это не просто средство общения, а фундаментальный механизм, определяющий границы нашего восприятия и интерпретации реальности. Осознание его роли позволяет не только анализировать процессы глобализации и культурных изменений, но и находить баланс между языковым единством и сохранением разнообразия.
Полный текст
Обоснование. В условиях глобализации язык становится не только средством общения, но и мощным инструментом формирования когнитивных и культурных моделей. Гипотеза лингвистической относительности, сформулированная Сепиром и Уорфом, показывает, что языковая система влияет на восприятие реальности и мышление [1]. Язык не только отражает мышление, но и формирует его, задавая рамки интерпретации информации [5]. Язык — это инструмент, при использовании которого человек нередко вводится в заблуждение, порождаются иллюзии понимания, упрощаются сложные процессы [2, 3]. Эти явления называются когнитивными ловушками — устойчивыми искажениями в восприятии, возникающими в ходе языкового взаимодействия [4].
Цель — проанализировать влияние языка на культурные трансформации, выявить когнитивные ловушки, возникающие в процессе лингвистических изменений, когнитивных последствий языкового доминирования в условиях глобализации. Формирование навыков осознанного использования языка и распознавания манипулятивных структур.
Методы. В работе применялись сравнительно-исторический и когнитивный методы анализа, включающие сопоставление лингвистических структур, интерпретацию текстов и примеров из билингвальной и мультилингвальной практики. В качестве материала используются исследования в области социолингвистики, когнитивной лингвистики и политической риторики в контексте современной коммуникативной культуры.
Результаты. Установлено, что различия в языковых системах приводят к различиям в когнитивных стратегиях. Выявлены методы и стратегии, которые способны замедлить процесс утраты лингвистического многообразия и сохранить уникальность языкового восприятия, такие как поддержка многоязычия и билингвизма (что позволит людям сохранить родной язык, одновременно овладевая глобальными языками коммуникации), развитие цифровых технологий для малых языков (современные технологии, включая машинный перевод, цифровые архивы, позволят сохранять, изучать и использовать языки, находящиеся под угрозой исчезновения, а создание лексических баз и программ для обучения на малых языках способствует их сохранению), популяризация национальных языков через культуру (поддержка авторов, режиссеров и музыкантов, создающих произведения искусства на малых языках, способствует их сохранению), государственная поддержка образовательных языковых программ, создание международных инициатив по сохранению языков (программы ЮНЕСКО и других международных организаций).
Выводы. Язык — не нейтральный носитель информации, а активный участник в конструировании реальности. Он влияет на формирование мировоззрения, создает когнитивные ловушки и может быть использован как инструмент воздействия на общественное сознание. Осознание значения языка позволяет выстраивать более устойчивые модели межкультурного взаимодействия и учитывать риски, связанные с лингвистической унификацией. Язык — это не просто средство общения, а фундаментальный механизм, определяющий границы нашего восприятия и интерпретации реальности. Осознание его роли позволяет не только анализировать процессы глобализации и культурных изменений, но и находить баланс между языковым единством и сохранением разнообразия.
Об авторах
Харитон Васильевич Степанов
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: hareton396@gmail.com
студент, группа КМ-124, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Россия, СамараСписок литературы
- Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира — Уорфа. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 1 / под ред. В.А. Звегинцева. Москва: Издательство иностранной литературы, 1960. С. 111–134.
- Ионесов В.И. Язык как культурная реальность: возможности трансформации // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. № 1-2. С. 20–23. EDN: KJAFKZ
- Ионесов В.И. Язык как область творчества: вызовы и возможности коммуникации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2019. № 24. С. 79–81. EDN: NXKZOF
- Когнитивные исследования языка / под ред. Н.Н. Болдырева. Москва: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Москва: Прогресс, 1993. 656 с.
Дополнительные файлы



