Оценка конкурентоспособности отечественной авиационной техники на современном рынке пассажирских перевозок

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Повышение значения показателя авиационной подвижности населения является одной из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. При уровне показателя в 0,74 авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны в год, тенденцию на его рост могут задать такие факторы, как уменьшение стоимости перевозки для конечного потребителя и расширение маршрутной сети. В свою очередь введение новых маршрутов для авиакомпаний означает не только получение доходов, но и дополнительные издержки, напрямую зависящие от используемого типа воздушных судов.

Цель — определение экономически эффективного типа воздушных судов для перевозки пассажиров между Приволжским и Сибирским федеральными округами.

Методы. В настоящей работе используется методика определения себестоимости рейса, основанная на «Методических рекомендациях по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний» 1999 г. При этом учитываются действующая нормативно-правовая база, технические и экономические характеристики отечественных и зарубежных типов воздушных судов, отчетные показатели деятельности авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» [1].

Результаты. В ходе исследования был проанализирован уровень авиационной связности Приволжского федерального округа на примере аэропортов Самары, Казани и Уфы. Были определены наиболее распространенные типы воздушных судов, использующиеся на внутренних и международных рейсах [2–4].

На примере связи Приволжского и Сибирского федеральных округов был проанализирован рынок коммерческих перевозок. Было определено, что количество рейсов, которое отправлялось в Сибирский федеральный округ за период с 10 по 16 марта 2025 г. равнялось 68 единицам, что составило всего 10 % от общего числа рейсов. На данный момент на направлениях между округами выполняют перевозки 11 авиакомпаний, а сообщение характеризуется низкой частотностью рейсов по большинству направлений. Исключением являются направления между аэропортами Уфы, Казани, Самары и Новосибирском, где рейсы выполняются ежедневно. Среди общего количества рейсов на трех направлениях рейсы выполняются по код-шеринговым соглашениям. Наиболее распространены перевозки с использованием самолетов А-319, A-320 и B-737.

На примере введения в маршрутную сеть нового направления для авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» был произведен расчет себестоимости рейса по направлению Самара — Иркутск — Самара для трех типов воздушных судов: B-747-800, A-320-214, МС-21-310 (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение расходов при выполнении рейса Самара — Иркутск — Самара

 

При анализе долей расходов было определено, что свыше 50 % всех затрат на выполнение рейса отводится на расходы, связанные с авиационными горюче-смазочными материалами и выплатами на лизинг или амортизацию воздушных судов. Наименьшая величина авиационной составляющей затрат на выполнение рейса наблюдается у МС-21-310. Однако на настоящий момент по данному современному типу самолета не завершены сертификационные испытания, отсутствует серийное производство, а также отсутствует квалифицированный авиационный персонал, что свидетельствует о некоторой доли условности в проведенных расчетах.

Выводы. Был определен наиболее экономичный из рассматриваемых тип воздушных судов в составе флота авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» для выполнения коммерческих перевозок на направлении Самара — Иркутск. Использование самолетов А-320-214 обеспечит наименьшие авиационные издержки.

全文:

Обоснование. Повышение значения показателя авиационной подвижности населения является одной из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. При уровне показателя в 0,74 авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны в год, тенденцию на его рост могут задать такие факторы, как уменьшение стоимости перевозки для конечного потребителя и расширение маршрутной сети. В свою очередь введение новых маршрутов для авиакомпаний означает не только получение доходов, но и дополнительные издержки, напрямую зависящие от используемого типа воздушных судов.

Цель — определение экономически эффективного типа воздушных судов для перевозки пассажиров между Приволжским и Сибирским федеральными округами.

Методы. В настоящей работе используется методика определения себестоимости рейса, основанная на «Методических рекомендациях по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний» 1999 г. При этом учитываются действующая нормативно-правовая база, технические и экономические характеристики отечественных и зарубежных типов воздушных судов, отчетные показатели деятельности авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» [1].

Результаты. В ходе исследования был проанализирован уровень авиационной связности Приволжского федерального округа на примере аэропортов Самары, Казани и Уфы. Были определены наиболее распространенные типы воздушных судов, использующиеся на внутренних и международных рейсах [2–4].

На примере связи Приволжского и Сибирского федеральных округов был проанализирован рынок коммерческих перевозок. Было определено, что количество рейсов, которое отправлялось в Сибирский федеральный округ за период с 10 по 16 марта 2025 г. равнялось 68 единицам, что составило всего 10 % от общего числа рейсов. На данный момент на направлениях между округами выполняют перевозки 11 авиакомпаний, а сообщение характеризуется низкой частотностью рейсов по большинству направлений. Исключением являются направления между аэропортами Уфы, Казани, Самары и Новосибирском, где рейсы выполняются ежедневно. Среди общего количества рейсов на трех направлениях рейсы выполняются по код-шеринговым соглашениям. Наиболее распространены перевозки с использованием самолетов А-319, A-320 и B-737.

На примере введения в маршрутную сеть нового направления для авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» был произведен расчет себестоимости рейса по направлению Самара — Иркутск — Самара для трех типов воздушных судов: B-747-800, A-320-214, МС-21-310 (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение расходов при выполнении рейса Самара — Иркутск — Самара

 

При анализе долей расходов было определено, что свыше 50 % всех затрат на выполнение рейса отводится на расходы, связанные с авиационными горюче-смазочными материалами и выплатами на лизинг или амортизацию воздушных судов. Наименьшая величина авиационной составляющей затрат на выполнение рейса наблюдается у МС-21-310. Однако на настоящий момент по данному современному типу самолета не завершены сертификационные испытания, отсутствует серийное производство, а также отсутствует квалифицированный авиационный персонал, что свидетельствует о некоторой доли условности в проведенных расчетах.

Выводы. Был определен наиболее экономичный из рассматриваемых тип воздушных судов в составе флота авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» для выполнения коммерческих перевозок на направлении Самара — Иркутск. Использование самолетов А-320-214 обеспечит наименьшие авиационные издержки.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: zheleznovyaroslav1814@gmail.com

студент, группа 1326-230301D, институт авиационной и ракетно-космической техники

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. aeroflot.ru [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Аэрофлот — российские авиалинии». Режим доступа: https://www.aeroflot.ru Дата обращения: 10.05.2025.
  2. kuf.aero [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Курумоч». Режим доступа: https://kuf.aero/ Дата обращения: 10.05.2025.
  3. kazan.aero [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Казань». Режим доступа: https://kazan.aero/ Дата обращения: 10.05.2025.
  4. airportufa.ru [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный аэропорт «Уфа». Режим доступа: https://www.airportufa.ru Дата обращения: 10.05.2025.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение расходов при выполнении рейса Самара — Иркутск — Самара

下载 (77KB)

版权所有 © Железнов Я.А., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可