Высшее образование как инструмент «мягкой силы»: состояние и вызовы иммиграции (на примере стран Бенилюкса)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается использование Бельгией, Нидерландами и Люксембургом высшего образования как инструмента укрепления собственной «мягкой силы». Используется интегрированная методология, включающая как концепцию «мягкой силы», позволяющую рассмотреть политику в области высшего образования как инструмент формирования имиджа страны, так и наработки, сделанные исследователями проблематики на стыке сфер высшего образования и иммиграции. Автор проводит сравнение «максимально подобных» кейсов стран Бенилюкс, чтобы показать разницу подходов трех правительств, а также опирается на данные национальной и международной статистики и официальные документы правительств трех стран, приводит показатели рейтингов престижности университетов и «мягкой силы». Сделан вывод об успешном достижении цели, которую страны ставили перед собой в 2000-е гг.: встроить системы высшего образования в контекст глобализации; курсы трех стран в области высшего образования были направлены на создание имиджа инновационных, динамичных стран с сильной экономикой, в первую очередь – на получение экономической выгоды (путем привлечения студентов-будущих высококвалифицированных специалистов). Констатируется наличие разнонаправленных тенденций в области интернационализации высшего образования в регионе. В то же время в Нидерландах происходит отступление от указанной стратегии в пользу приоритета студентам-нидерландцам (путем снижения доли студентов-иностранцев и смены языковой политики в образовании), что связывается с ухудшением общественного отношения к иммигрантам, распространяющегося и на образовательных иммигрантов.

Об авторах

А. А Посаженникова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Email: posnasi@imemo.ru
Преподаватель, кафедра языков стран Северной Европы и Балтии Россия, Москва

Список литературы

  1. Антюхова Е.А. (2018) Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 23. № 4. С. 197–209. DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2018.4.17.
  2. Antyukhova E.A. (2018) Obrazovanie kak “myagkaya sila” v sovremennyh zarubezhnyh i rossijskih politologicheskih issledovaniyah [Education as a soft power in modern foreign and Russian politological research]. Science Journal of Volgograd State University: History ‒ Area Studies ‒ International Relations, 23(4), pp. 197–209. DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2018.4.17. (In Russian).
  3. Лебедева М.М., Харкевич М.В. (2014) «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на Евразийском пространстве. Вестник МГИМО-Университета. № 2(35). С. 10‒13. doi: 10.24833/2071-8160-2014-2-35-10-13.
  4. Lebedeva M.M., Kharkevich M.V. (2014) “Myagkaya sila” Rossii v razvitii integracionnyh processov na Evrazijskom prostranstve [The Role of the Russian Soft Power in Eurasian Integration], MGIMO Review of International Relations, 35(2), pp. 10‒13. doi: 10.24833/2071-81602014-2-35-10-13. (In Russian).
  5. Невская А.А. (2015) Глобализация и высшее образование в малых странах: пример Нидерландов. Мировая экономика и международные отношения. № 9. С. 46‒56. doi: 10.20542/0131-2227-2015-9-46-56.
  6. Nevskaya A.A. (2015) Globalizaciya i vysshee obrazovanie v malyh stranah: primer Niderlandov [Impact of Globalization on Small Countries' Higher Education Systems: The Case of the Netherlands], World Eсonomy and International Relations, 9, pp. 46‒56. doi: 10.20542/01312227-2015-9-46-56. (In Russian).
  7. Торкунов А.В. (2012) Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 86–89. doi: 10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93.
  8. Torkunov A.V. (2012) Obrazovanie kak instrument “myagkoj sily” vo vneshnej politike Rossii [Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy], MGIMO Review of International Relations, 25(4), pp. 85‒93. (In Russian).
  9. Botonero E.M.R. (2013) EU Higher Education as Soft Power in Neighbouring Countries: A Projection of Influence by Compelling Means. ECPR General Conference Sciences Po, Bordeaux, 4–7 September 2013. Bordeaux. P. 1–28.
  10. Cerna L., Chou M.H. (2022) Politics of internationalisation and the migration-higher education nexus. Globalisation, Societies and Education. No. 21(2). P. 222–235. doi: 10.1080/14767724.2022.2073975.
  11. De Witte K. et al. (2020) De economische effecten van internationalisering in het hoger onderwijs. OVER.WERK Tijdschrift van het Steunpunt Werk. No. 2. P. 114‒126. URL: https://www.steunpuntwerk.be/files/publications/OW/OW_2020_2/overwerk_2020_2_14.pdf (accessed: 03.01.2025).
  12. Draghi M. The future of European competitiveness – In-depth analysis and recommendations. European Commission. 09.09.2024. URL: https://commission.europa.eu/topics/strengtheningeuropeancompetitiveness/eu-competitiveness-looking-ahead_en (accessed: 02.04.2025).
  13. Gérard M., Sanna A. (2017) Students’ mobility at a glance: efficiency and fairness when brain drain and brain gain are at stake. Journal of international Mobility. No. 5(1). P. 43‒74. doi: 10.3917/jim.005.0043.
  14. Green H.S. (2016) Top Global Soft Power? Japanese Higher Education and Foreign Policy Goals. Toyohogaku. Vol. 60. No. 1. P. 89–101.
  15. Harfi M., Mathieu C. (2006) Mobilité internationale et attractivité des étudiants et des chercheurs. Horizons stratégiques, No. 1(1). P. 28‒42. doi: 10.3917/hori.001.0028.
  16. Knight J. (2012) A Conceptual Framework for the Regionalization of Higher Education: Application to Asia. In: Hawkins J.N., Mok K.H., Neubauer D.E. (Eds.) 2012. Higher Education Regionalization in Asia Pacific. International and Development Education. Palgrave Macmillan, New York, XVI, 215 p. doi: 10.1057/9781137311801_2. P. 17‒35.
  17. Nye J. (2005) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 208 p.
  18. Vincent-Lancrin S. (2008) L'enseignement supérieur transnational: un nouvel enjeu stratégique? Critique internationale. No. 39(2). P. 67‒86. doi: 10.3917/crii.039.0067.
  19. Wojciuk A. (2018) Higher education as a soft power in international relations. In: Watanabe Y. (Ed.) 2018. Handbook of Cultural Security. Edward Elgar Publishing, 512 p. P. 343–360. doi: 10.4337/9781786437747.00025.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025