


Том 85, № 1 (2025)
Статьи
Памятники семьи jj-nfr из Саккара и их судьба
Аннотация
Статья содержит комментарий к текстам на двух памятниках семьи jj-nfr, открытых в ходе раскопок Ахмеда Мусы в 1968–1970 гг. и сданных на хранение в Saqqara Magazine под Reg.No.16268 и Reg.No.16299. Отдельное внимание уделено эпитафии на притолоке Saqqara Magazine Reg.No.16299, титулу kᴣtj ptḥ «работник Птаха», который носил сын владельца по имени rꜥ-ḥtp, а также женским изображениям с цветочной диадемой на голове. Установлено, что большая часть стелы Reg.No.16268 была выставлена в марте 1994 г. на аукционе Drouot Richelieu в Париже, куда она попала, очевидно, незаконным путем.



«Культовые реформы» царей Иудеи в свете археологических данных
Аннотация
В статье дается обзор археологической составляющей дискуссии об историчности описанных в 4 книге Царств культовых реформ иудейских царей Иосии (конец VII в. до н.э.) и Езекии (конец VIII – начало VII в. до н.э.), направленных на упразднение святилищ вне Иерусалима. Рассматриваются дискуссии вокруг возможных свидетельств реформ: упраздненного храма в Тель-Араде, оскверненного (?) «святилища в воротах» в Лахише и разобранного алтаря в Беэр-Шеве. Рассмотренные данные позволяют сделать вывод, что однозначных археологических свидетельств в пользу историчности реформ до сих пор обнаружено не было.



Post hoc или propter hoc? Некоторые размышления о связи между принятием lex iulia de civitate и восстанием в Этрурии и Умбрии в конце 90 г. до н.э.
Аннотация
В данной статье подробно проанализированы сведения Аппиана и других античных авторов о восстании италийских общин Этрурии и Умбрии и принятии lex Iulia de sociis et Latinis civitate danda с целью установления причинно-следственной связи между этими событиями. Хотя закон Юлия был принят скорее после, чем вследствие восстания Этрурии и Умбрии, причинно-следственная связь между этими событиями все же имела место и заключалась в том, что данное восстание ускорило принятие закона Юлия и повлияло на его итоговое содержание. Закон Юлия предоставлял римское гражданство не только лояльным союзникам, но и так называемым дедитициям. Для последних предусматривалась отдельная процедура: дедитициям, желавшим стать римскими гражданами, надлежало обратиться к городскому претору, который должен был объявить решение сената перед народный собранием, где оно в итоге ратифицировалось.



VIII чтения памяти М.И. Ростовцева
Клерухии: Афины, Македония и Эллинистические государства
Аннотация
Этот очерк служит введением к четырем статьям на тему клерухий, посвященным памяти М.И. Ростовцева. Они призваны показать, что не только правовая основа, регулировавшая основание военных поселений в эллинистических царствах, была унаследована от Македонии (что, впрочем, не значит, что она была везде одинакова), но также и то, что существовал стандартный греческий архетип клерухии, о чем позволяет судить афинское постановление конца эпохи архаики относительно клерухии на о. Саламин.



Саламин: археология афинской системы клерухий
Аннотация
Данная статья путем исследования процесса создания афинской клерухии на о. Саламин в конце архаического периода демонстрирует «археологию» системы клерухий. Обзор начинается с анализа позднеархаической надписи, которая устанавливает правила, применяющиеся к владельцам наделов в клерухиях. Затем, после краткого анализа войны между Афинами и Мегарой за обладание Саламином, рассматривается вопрос о происхождении рода Саламиниев и предлагается новое решение, связанное с обстоятельствами создания клерухий на Саламине. Статья завершается рассмотрением структурных и определяющих условий для создания клерухии.



Полис и царская власть на Боспоре в эпоху Спартокидов: земля, гражданство и налоги
Аннотация
В статье показано, что в Боспорском царстве с конца V в. до н.э. и до его подчинения Митридатом существовала государственная структура, не имевшая близких аналогов в греческом мире. Греческие полисы, включенные в состав царства, утратили свои гражданские институты, автономию и даже гражданство. Гражданство полисов было заменено общим боспорским гражданством, от которого, впрочем, сохранилось только название: граждане стали подданными. Все прерогративы полиса – начиная от права давать гражданство и кончая контролем финансов, регулированием торговли и законодательством – перешли к династии Спартокидов. Феодосия сохранила обособленный статус, но и там объем гражданских прав не отличался от боспорского. Клерухи существовали на Боспоре, но несли они обязательства непосредственно перед Боспорскими тиранами. Гражданские общины на Боспоре были заново созданы только Митридатом, который воспроизвел привычную ему политическую структуру: система автономных греческих полисов в составе эллинистической монархии. Можно предполагать, что эта политическая структура была унаследована Спартокидами от их предшественников Археанактидов, которые, по всей видимости, были ставленниками Ахеменидов, покоривших Боспор ок. 480 г. до н.э. В подтверждение гипотезы о персидском контроле Боспора при Археанактидах, помимо уже приводившихся другими исследователями аргументов, приводится новый – определение баз колонн, обнаруженных на акрополе Пантикапея, как ахеменидских.



Клерухии в эллинистическом Египте
Аннотация
В представленной статье данные из недавно опубликованных папирусов объединены со сведениями из уже известных папирологических и эпиграфических источников, чтобы оценить современное состояние знаний о клерухии в эллинистическом Египте. Постепенно система, которая начиналась как способ поощрения элитной македонской кавалерии и укрепления их связи с новым местом жительства, распространилась на пехоту и различные чины полиции. С расширением интересов династии Птолемеев во II в. до н.э. этот институт стал более открытым, и наиболее влиятельные египетские семьи также стали получать наделы таким образом, по крайней мере, в Верхнем Египте, где царская власть постоянно находилась под угрозой. Мы видим, что члены таких статусных семей занимали важные посты не только в военной, но и в административной и религиозной сферах. Статья также обращает внимание на изменение локальных различий в фискальных отношениях между клерухиями и царской казной.



Раздача земли за воинскую службу в древнем Египте
Аннотация
Выделение земли солдатам существовало в древнем Египте долгое время. Уже с начала XVI в. до н.э., если не раньше, земля в Египте и, вероятно, также в Нубии иногда выдавалась демобилизованным египетским и иностранным солдатам в качестве награды за службу и, возможно, в качестве средства поддержки в период между военными кампаниями. Начиная с VII в. до н.э., некоторые земельные участки в Египте, по-видимому, содержали в себе прямое обязательство для их владельцев нести военную службу, когда объявлялся призыв. Эта система отличается от системы афинских клерухий VI–IV вв. до н.э., в которой воинские обязанности были связаны с гражданством. Вероятно, как египетские традиции, так и афинская система оказали влияние на систему клерухий при Птолемеях в Египте IV–II вв. до н.э., как предположил М. Ростовцев еще в 1941 г.



Публикации
Новые находки фигурных сосудов римского времени из окрестностей Херсонеса
Аннотация
Статья посвящена исследованию двух краснолаковых сосудов, обнаруженных в Крыму в ходе строительства автотрассы «Таврида», – фигурного сосуда в виде быка и фрагментированной патеры с рельефным горгонейоном в центре дна. Полные аналогии первому сосуду, датированному последней четвертью I в. н.э. и изготовленному в неустановленном малоазийском центре, так и не были найдены, несмотря на значительное число морфологически близких сосудов меньшего размера, относящихся к эллинистическому времени. Фрагментированная книдская патера легко восстанавливается благодаря прямой аналогии – находке из некрополя «Совхоз № 10» – и датируется первой половиной II в. н.э.



Из истории науки
Русский археологический институт в Константинополе и М.И. Ростовцев
Аннотация
В статье кратко прослежены основные вехи истории Русского археологического института в Константинополе (1894–1914) – единственного русского научного учреждения за рубежами Российской империи. Институт главным образом занимался изучением христианского Востока, в том числе собирал эпиграфический материал на всей территории Оттоманской Порты. Коллекция эстампажей института сегодня хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН и Научном архиве Института истории материальной культуры РАН. По материалам переписки М.И. Ростовцева с учителями и коллегами реконструирована история его взаимоотношений с директором РАИК академиком Ф.И. Успенским. По просьбе директора молодой ученый изучал античный эпиграфический материал, собранный РАИК в Македонии.



Критика и библиография
L. Pernot. Confluences de la philosophie et de la rhétorique grecques. Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 2022



Новые книги об Антонине Пие и его времени



Научная жизнь
«Ломоносовские чтения» на кафедре древних языков и кафедре истории древнего мира Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, 26 марта и 1 апреля 2024 г.)



Ежегодная конференция «Цивилизации древнего Ближнего Востока и античности: историческая динамика общего и особенного» (Москва, 10–11 июня 2024 г.)



Personalia
Юбилей Сергея Георгиевича Карпюка



Приложение
Силий Италик об Осаде Сагунта (Пуника I. 271 – II. 707)


