Особенности использования движителя типа подводный парус и прямоточного волнового движителя на полупогружном катамаране
- Авторы: Архангельский Е.А.1, Бойко А.В.1, Прокофьев В.В.1
-
Учреждения:
- МГУ им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 3-14
- Раздел: Статьи
- URL: https://consilium.orscience.ru/1024-7084/article/view/681531
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1024708424050018
- EDN: https://elibrary.ru/NREMAU
- ID: 681531
Цитировать
Аннотация
Представлены результаты экспериментальных исследований эффективности применения прямоточного волнового движителя и движителя типа подводный парус на моделях полупогружного судна-катамарана с малой площадью сечения по ватерлинии. Для движителя типа подводный парус наблюдаются качественно те же эффекты, что и для изученного ранее качающегося крыла — наибольшая эффективность наблюдается при положении движителя вблизи свободной поверхности, с погружением движителя его эффективность быстро падает. При погружении корпусов судна эффективность движителя меняется незначительно, рабочие же частоты значительно уменьшаются по сравнению с плавающими корпусами. Причем рабочие частоты меняются пропорционально масштабу модели судна. Были проведены всесторонние исследования эффективности прямоточного волнового движителя, в качестве рабочего элемента которого использовалась наклонная пластина, закрепленная на корпусах полупогружного судна. Указаны оптимальные параметры движителя, при которых он эффективно работает на волнах максимальной крутизны (штормовых волнах). Эксперименты показали, что эффективность волновых движителей типа качающееся крыло или подводный парус в их рабочем диапазоне частот несколько выше, чем у прямоточного. Однако, в случае штормовых условий плавания, прямоточный движитель имеет преимущество, так как именно здесь показывает наивысшую эффективность, а остальные рассмотренные варианты эффективны в диапазоне длин волн, зависящим от длины судна и, вообще говоря, не совпадающим с длиной штормовых волн.
Полный текст

Об авторах
Е. А. Архангельский
МГУ им. М.В. Ломоносова
Email: vlad.prokof@yandex.ru
Россия, Москва
А. В. Бойко
МГУ им. М.В. Ломоносова
Email: mailband@mail.ru
Россия, Москва
В. В. Прокофьев
МГУ им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlad.prokof@yandex.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Глушко В.Н. Исследование влияния параметров морского волнения на величину тяги, создаваемой волновым движителем в виде колеблющегося крыла с упругой заделкой // Прикладная гидромеханика. 2009. Т. 11. С. 47–53.
- Прокофьев В.В., Такмазьян А.К., Филатов Е.В. Результаты испытаний судна с различными волновыми движителями в гидроканале // Изв. РАН МЖГ. 2019. № 6. C. 38–47
- Прокофьев В.В., Архангельский Е.А., Бойко А.В. Использование волновых движителей на судне с малой площадью ватерлинии // Изв. РАН МЖГ. 2023. №1. C. 41–53.
- Дубровский В.А, Главное о судах с малой площадью ватерлинии // Тр. Крыловского государственного научного центра. 2021. т. 3. № 397. C. 75–82
- Колс К.А. Под парусом в шторм /перевод с англ. 1985. Л.: Гидрометеоиздат. 128 с
- Прокофьев В.В., Бойко А.В., Чикаренко В.Г. Плавучий якорь. Патент № 2326018, 2008
- Прокофьев В.В., Такмазьян А.К., Филатов Е.В., Чикаренко В.Г., Якимов А.Ю. Судовой волнодвижитель. Патент № 2528449. 2014
- Прокофьев В.В., Такмазьян А.К., Филатов Е.В. Испытание и расчет движения модели судна с прямоточным волновым движителем // Изв. РАН МЖГ. 2017. №4. C. 24–38.
Дополнительные файлы
