К вопросу о закреплении в национальном законодательстве России права ребенка быть заслушанным в ходе разбирательства по делу
- Авторы: Карпеева Е.В.1
-
Учреждения:
- Байкальский государственный университет
- Выпуск: № 8 (2025)
- Страницы: 182-188
- Раздел: Научные сообщения
- URL: https://consilium.orscience.ru/1026-9452/article/view/689794
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945225080181
- ID: 689794
Цитировать
Полный текст



Аннотация
Надлежащая реализация права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства требует проработки процедуры, одновременно учитывающей как особенности и интересы детей, так и способствующей повышению качества процесса, установлению судебной истины по делу и как следствие, принятию обоснованного и справедливого решения. Право ребенка быть заслушанным в ходе гражданского судопроизводства является важнейшим аспектом дружественного к ребенку правосудия. В статье исследуется эволюция права ребенка быть заслушанным в международной правовой системе, в частности, рассматриваются международные конвенции, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и национальные акты, в которых признается право детей на участие в процессах принятия решений, затрагивающих их права и интересы. Обсуждается взаимосвязь между правом ребенка быть заслушанным и принципом обеспечения наилучших интересов несовершеннолетних. Подчеркивается необходимость обеспечения междисциплинарного подхода при рассмотрении дел, связанных с детьми. Рассматриваются обстоятельства, ограничивающие это право, такие как: способность к выражению своего мнения, возраст и зрелость. Предлагаются изменения в законодательство России, способствующие реализации права ребенка быть заслушанным.
Полный текст

Об авторах
Екатерина Вячеславовна Карпеева
Байкальский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: spelli1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8224-0168
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Россия, 664003, Иркутская обл., Иркутск, ул. Ленина, 11Список литературы
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Атарщикова Е. Н. Отцовская власть в Древнем Риме: моральный и правовой аспекты // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 189, 190.
- Воинов В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Естественные науки. 2003. № 3 (123). С. 105.
- Джалилова С. Х. Психическая зрелость как показатель психологической готовности ребенка к школьному обучению // Наука и мир. 2023. № 10 (122). С. 61.
- Карпеева Е. В. О реализации принципа «наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних» в гражданском процессе // Вопросы росс. и междунар. права. 2021. Т. 11. № 9A. С. 337.
- Карпеева Е. В. Юридический (процессуальный) интерес несовершеннолетних в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 10. С. 9.
- Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990.
- Поляков Е. А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). С. 85, 86, 88, 89.
- Ульянова М. В. Право ребенка выражать свое мнение: содержание, порядок и пределы осуществления // Lex russica. 2022. Т. 75. № 11. С. 34.
Дополнительные файлы
