К вопросу о закреплении в национальном законодательстве России права ребенка быть заслушанным в ходе разбирательства по делу

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Надлежащая реализация права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства требует проработки процедуры, одновременно учитывающей как особенности и интересы детей, так и способствующей повышению качества процесса, установлению судебной истины по делу и как следствие, принятию обоснованного и справедливого решения. Право ребенка быть заслушанным в ходе гражданского судопроизводства является важнейшим аспектом дружественного к ребенку правосудия. В статье исследуется эволюция права ребенка быть заслушанным в международной правовой системе, в частности, рассматриваются международные конвенции, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и национальные акты, в которых признается право детей на участие в процессах принятия решений, затрагивающих их права и интересы. Обсуждается взаимосвязь между правом ребенка быть заслушанным и принципом обеспечения наилучших интересов несовершеннолетних. Подчеркивается необходимость обеспечения междисциплинарного подхода при рассмотрении дел, связанных с детьми. Рассматриваются обстоятельства, ограничивающие это право, такие как: способность к выражению своего мнения, возраст и зрелость. Предлагаются изменения в законодательство России, способствующие реализации права ребенка быть заслушанным.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Екатерина Вячеславовна Карпеева

Байкальский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: spelli1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8224-0168

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Россия, 664003, Иркутская обл., Иркутск, ул. Ленина, 11

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  2. Атарщикова Е. Н. Отцовская власть в Древнем Риме: моральный и правовой аспекты // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 189, 190.
  3. Воинов В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Естественные науки. 2003. № 3 (123). С. 105.
  4. Джалилова С. Х. Психическая зрелость как показатель психологической готовности ребенка к школьному обучению // Наука и мир. 2023. № 10 (122). С. 61.
  5. Карпеева Е. В. О реализации принципа «наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних» в гражданском процессе // Вопросы росс. и междунар. права. 2021. Т. 11. № 9A. С. 337.
  6. Карпеева Е. В. Юридический (процессуальный) интерес несовершеннолетних в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 10. С. 9.
  7. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990.
  8. Поляков Е. А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). С. 85, 86, 88, 89.
  9. Ульянова М. В. Право ребенка выражать свое мнение: содержание, порядок и пределы осуществления // Lex russica. 2022. Т. 75. № 11. С. 34.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025