Интерактивные формы и методики закрепления исторических знаний у школьников среднего и старшего звеньев
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Тольяттинский государственный университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 243-244
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
- Submitted: 05.05.2025
- Accepted: 27.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679193
- ID: 679193
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В настоящее время все более возрастает роль школьного исторического образования, которое, помимо основных функций: познавательно-развивающей, познавательно-обучающей и воспитательной, — выполняет несколько важнейших задач, как например: формирование у учащихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, воспитание у молодого поколения чувства гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
Важность данных тезисов подтверждает Указ Президента от 8 мая 2024 года № 314 «Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В нем отмечается владение знаниями об истории России как одно из необходимых условий личностной реализации и социальной востребованности [1].
Цель — представление авторских интерактивных методик как способа закрепления исторических знаний у школьников среднего и старшего звеньев.
Методы. Интерактивное обучение имеет ряд своих преимуществ для улучшения качества исторических знаний. Создаются такие условия образовательной деятельности, в которой каждый учащийся принимает личное участие. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Важно создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание, но и развивать дополнительные навыки, например, коммуникации с оппонентами, аргументации и креативности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [2].
Результаты. В результате педагогической деятельности автора были выделены следующие интерактивные методики: интервью с исторической личностью, игра в жанре «стратегия», суд истории, театральные сценки, пресс-конференция, международные форумы и конференции по проблеме определенной эпохи, создание плакатов по узконаправленным темам, квест, а также интерактивные викторины и квизы, где учащиеся примеряют на себя роль исторического персонажа и от его имени отвечают на вопросы. Подобные методики, помимо закрепления теоретического материала, дают учащимся возможность улучшить способность понимать карты и местоположение стран, городов и природных объектов, повысить географическую грамотность, развивать у учащихся критическое мышление, анализаторские способности, навык выявления причинно-следственных связей, а также креативное мышление.
Выводы. Наблюдая за учащимися, можно сделать вывод, что внедрение интерактивных методик на занятиях по истории позволило улучшить качество исторических знаний учащихся. Интерактивные формы занятий, проведенные для школьников, позволили повысить интерес школьников к исторической науке, что, несомненно, повлияло и на их итоговый уровень исторических знаний, что соответствует цели исследования.
Full Text
Обоснование. В настоящее время все более возрастает роль школьного исторического образования, которое, помимо основных функций: познавательно-развивающей, познавательно-обучающей и воспитательной, — выполняет несколько важнейших задач, как например: формирование у учащихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, воспитание у молодого поколения чувства гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
Важность данных тезисов подтверждает Указ Президента от 8 мая 2024 года № 314 «Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В нем отмечается владение знаниями об истории России как одно из необходимых условий личностной реализации и социальной востребованности [1].
Цель — представление авторских интерактивных методик как способа закрепления исторических знаний у школьников среднего и старшего звеньев.
Методы. Интерактивное обучение имеет ряд своих преимуществ для улучшения качества исторических знаний. Создаются такие условия образовательной деятельности, в которой каждый учащийся принимает личное участие. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Важно создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание, но и развивать дополнительные навыки, например, коммуникации с оппонентами, аргументации и креативности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [2].
Результаты. В результате педагогической деятельности автора были выделены следующие интерактивные методики: интервью с исторической личностью, игра в жанре «стратегия», суд истории, театральные сценки, пресс-конференция, международные форумы и конференции по проблеме определенной эпохи, создание плакатов по узконаправленным темам, квест, а также интерактивные викторины и квизы, где учащиеся примеряют на себя роль исторического персонажа и от его имени отвечают на вопросы. Подобные методики, помимо закрепления теоретического материала, дают учащимся возможность улучшить способность понимать карты и местоположение стран, городов и природных объектов, повысить географическую грамотность, развивать у учащихся критическое мышление, анализаторские способности, навык выявления причинно-следственных связей, а также креативное мышление.
Выводы. Наблюдая за учащимися, можно сделать вывод, что внедрение интерактивных методик на занятиях по истории позволило улучшить качество исторических знаний учащихся. Интерактивные формы занятий, проведенные для школьников, позволили повысить интерес школьников к исторической науке, что, несомненно, повлияло и на их итоговый уровень исторических знаний, что соответствует цели исследования.
About the authors
Тольяттинский государственный университет
Author for correspondence.
Email: holly140@mail.ru
студентка, группа МОБм-2303а, кафедра «Педагогика и психология»
Russian Federation, ТольяттиReferences
- Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» // Собрание законодательства РФ. 2024. № 20. Ст. 2587.
- Сингатуллина Э.В. Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания. В: Открытый урок [Internet]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/418985 Дата обращения: 24.03.2025.
Supplementary files



