Оптимизация кадрового планирования на таможенных постах — воздушных пунктах пропуска Российской Федерации
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный технический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 423-424
- Section: ЧАСТЬ II. Таможенное дело
- Submitted: 11.05.2025
- Accepted: 28.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679539
- ID: 679539
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года одним из целевых ориентиров таможенных органов выступает повышение эффективности управления кадровым составом. В работе предлагается модель определения оптимального числа должностных лиц таможенных постов — воздушных пунктов пропуска Российской Федерации в контексте необходимости повышения результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
Цель — повышение эффективности управления кадровым составом при достижении оптимальной результативности борьбы с правонарушениями, относящимися к компетенции таможенных органов, на таможенных постах — воздушных пунктах пропуска Российской Федерации.
Методы. Расчет оптимального числа должностных лиц таможенных постов — воздушных пунктов пропуска Российской Федерации производится на основе теории массового обслуживания. Влияние полученных результатов на раскрываемость преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством России к компетенции таможенных органов, в работе оценивается при помощи математической регрессионной модели.
Результаты. По результатам расчетов определена относительная эффективность предложенного решения, которая по критерию минимума затрат составляет 24,8 % для таможенного поста «Аэропорт Самара», 58,5 % для таможенного поста «Аэропорт Оренбург» и 65,1 % для Симбирского таможенного поста [1].
Оценка влияния оптимального числа должностных лиц, рассчитанного на основе теории массового обслуживания, на результативность борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, произведена с помощью регрессионной модели.
В качестве входного параметра (x) в модели учитывается число должностных лиц, рассчитанное как оптимальное (по критерию минимума затрат). Выходным показателем выступает фактическое суммарное количество дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
По итогам расчетов получена модель вида:
.
Качество полученной модели подтверждается следующими критериями:
- средняя ошибка аппроксимации — 5,89 %, что подтверждает возможность использования данной функции;
- коэффициент детерминации — 0,73, что говорит о существенном влиянии выбранного фактора на результат;
- критерий Фишера — 26,57, что значительно превышает табличное значение (4,96) и говорит о статистической значимости коэффициента детерминации;
- критерий Дарбина–Уотсона — 2,16, что свидетельствует об отсутствии автокорреляции остаточной компоненты;
- RS-критерий составил 2,981, что подтверждает выполнение свойства нормального распределения (2,7 < RS = 2,981 < 3,7).
На рис. 1 представлено графическое сопоставление модельных расчетов и фактических значений выходного показателя y в рассматриваемом периоде.
Рис. 1. Графическое сопоставление модельных расчетов с реальными данными
Выводы. В анализируемом периоде на таможенном посту Аэропорт Самара фактически выявлено 284 дела об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел суммарно, из которых в среднем 56,8 дел приходится на одно условное должностное лицо. В случае внедрения предложенной модели общее число выявленных дел составит 278,4, что меньше фактического (на 1,97 %), но в пересчете на одно условное должностное лицо — 90,4 (с дальнейшим прогнозируемым ростом числа дел). Таким образом, внедрение модельного решения позволит повысить результативность борьбы с административными правонарушениями и преступлениями почти на 60 %.
Full Text
Обоснование. Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года одним из целевых ориентиров таможенных органов выступает повышение эффективности управления кадровым составом. В работе предлагается модель определения оптимального числа должностных лиц таможенных постов — воздушных пунктов пропуска Российской Федерации в контексте необходимости повышения результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
Цель — повышение эффективности управления кадровым составом при достижении оптимальной результативности борьбы с правонарушениями, относящимися к компетенции таможенных органов, на таможенных постах — воздушных пунктах пропуска Российской Федерации.
Методы. Расчет оптимального числа должностных лиц таможенных постов — воздушных пунктов пропуска Российской Федерации производится на основе теории массового обслуживания. Влияние полученных результатов на раскрываемость преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством России к компетенции таможенных органов, в работе оценивается при помощи математической регрессионной модели.
Результаты. По результатам расчетов определена относительная эффективность предложенного решения, которая по критерию минимума затрат составляет 24,8 % для таможенного поста «Аэропорт Самара», 58,5 % для таможенного поста «Аэропорт Оренбург» и 65,1 % для Симбирского таможенного поста [1].
Оценка влияния оптимального числа должностных лиц, рассчитанного на основе теории массового обслуживания, на результативность борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, произведена с помощью регрессионной модели.
В качестве входного параметра (x) в модели учитывается число должностных лиц, рассчитанное как оптимальное (по критерию минимума затрат). Выходным показателем выступает фактическое суммарное количество дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
По итогам расчетов получена модель вида:
.
Качество полученной модели подтверждается следующими критериями:
- средняя ошибка аппроксимации — 5,89 %, что подтверждает возможность использования данной функции;
- коэффициент детерминации — 0,73, что говорит о существенном влиянии выбранного фактора на результат;
- критерий Фишера — 26,57, что значительно превышает табличное значение (4,96) и говорит о статистической значимости коэффициента детерминации;
- критерий Дарбина–Уотсона — 2,16, что свидетельствует об отсутствии автокорреляции остаточной компоненты;
- RS-критерий составил 2,981, что подтверждает выполнение свойства нормального распределения (2,7 < RS = 2,981 < 3,7).
На рис. 1 представлено графическое сопоставление модельных расчетов и фактических значений выходного показателя y в рассматриваемом периоде.
Рис. 1. Графическое сопоставление модельных расчетов с реальными данными
Выводы. В анализируемом периоде на таможенном посту Аэропорт Самара фактически выявлено 284 дела об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел суммарно, из которых в среднем 56,8 дел приходится на одно условное должностное лицо. В случае внедрения предложенной модели общее число выявленных дел составит 278,4, что меньше фактического (на 1,97 %), но в пересчете на одно условное должностное лицо — 90,4 (с дальнейшим прогнозируемым ростом числа дел). Таким образом, внедрение модельного решения позволит повысить результативность борьбы с административными правонарушениями и преступлениями почти на 60 %.
About the authors
Самарский государственный технический университет
Author for correspondence.
Email: a1ex19802@yandex.ru
студент, группа 5-ТЭФ-10, теплоэнергетический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Киреев А.В., Трубицын К.В. Управление кадровым составом в таможенных органах (на примере воздушных пунктов пропуска). В кн.: Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.В. Иваненко, В.А. Васяйчевой, О.В. Новоселовой, и др. Самара: Самарама, 2024. С. 118–125.
Supplementary files




