Проблемы приобретения и аренды недвижимости в молодежной среде Самарской области

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Жилищный вопрос остается одним из самых острых социально-экономических вызовов для молодежи в России и, в частности, в Самарской области. Высокая стоимость недвижимости, низкий уровень доступного предложения и несоответствие доходов молодежи стоимости жилья формируют так называемую «ловушку аренды». Это создает риски социальной напряженности, усиливает имущественное неравенство и способствует миграции молодых специалистов.

Цель — определить направления повышения доступности жилья для молодежи Самарской области с учетом выявленных барьеров в сфере его приобретения и аренды.

Методы. В работе использовались статистические методы анализа данных: сравнительная динамика цен на аренду и покупку жилья в регионе, расчет доли расходов на жилье в структуре доходов молодежи, анализ ипотечных предложений, а также социологический опрос среди лиц в возрасте от 18 до 35 лет (n = 500), проживающих в Самарской области.

Результаты. За последние четыре года стоимость аренды однокомнатной квартиры в Самаре выросла на 46 %, с 15 тыс. руб. в 2020 году до 22 тыс. руб. в 2024 году. При этом доля арендных платежей в структуре доходов молодежи выросла с 37,5 до 55 %, что существенно превышает международный порог доступности жилья (30 %). Средняя цена 1 кв. м жилья в Самаре — 85 тыс. руб., а квартира площадью 40 кв. м стоит около 3,4 млн руб. Для накопления первоначального взноса по ипотеке молодежи требуется 4,5–5,5 лет, а при текущих темпах роста цен это становится практически недостижимым.

Социологический опрос показал:

–58 % респондентов арендуют жилье, из них 30 % — совместно с партнерами или друзьями;

–32 % живут с родителями, не имея возможности арендовать или приобрести жилье;

–лишь 10 % смогли приобрести жилье, в основном с помощью семьи.

Существующие меры государственной поддержки, включая льготную ипотеку под 8 % и программу «Молодежная аренда», охватывают ограниченное число участников. Программы не соответствуют текущей рыночной ситуации: лимит стоимости жилья занижен, одобрение получают менее 35 % заявок, а число льготных арендных объектов крайне мало (200 квартир на 1200 заявок).

Выводы. Необходима корректировка действующих механизмов:

  1. Расширение условий участия в льготных ипотечных программах, включая увеличение лимитов и снижение ставок.
  2. Развитие сегмента доступного арендного жилья (модульные общежития, налоговые льготы арендодателям).
  3. Стимулирование доходов молодежи через жилищные субсидии и поддержку мобильности. В противном случае к 2030 году Самарская область может столкнуться с миграцией молодежи, ростом социального неравенства и снижением демографического потенциала.

Full Text

Обоснование. Жилищный вопрос остается одним из самых острых социально-экономических вызовов для молодежи в России и, в частности, в Самарской области. Высокая стоимость недвижимости, низкий уровень доступного предложения и несоответствие доходов молодежи стоимости жилья формируют так называемую «ловушку аренды». Это создает риски социальной напряженности, усиливает имущественное неравенство и способствует миграции молодых специалистов.

Цель — определить направления повышения доступности жилья для молодежи Самарской области с учетом выявленных барьеров в сфере его приобретения и аренды.

Методы. В работе использовались статистические методы анализа данных: сравнительная динамика цен на аренду и покупку жилья в регионе, расчет доли расходов на жилье в структуре доходов молодежи, анализ ипотечных предложений, а также социологический опрос среди лиц в возрасте от 18 до 35 лет (n = 500), проживающих в Самарской области.

Результаты. За последние четыре года стоимость аренды однокомнатной квартиры в Самаре выросла на 46 %, с 15 тыс. руб. в 2020 году до 22 тыс. руб. в 2024 году. При этом доля арендных платежей в структуре доходов молодежи выросла с 37,5 до 55 %, что существенно превышает международный порог доступности жилья (30 %). Средняя цена 1 кв. м жилья в Самаре — 85 тыс. руб., а квартира площадью 40 кв. м стоит около 3,4 млн руб. Для накопления первоначального взноса по ипотеке молодежи требуется 4,5–5,5 лет, а при текущих темпах роста цен это становится практически недостижимым.

Социологический опрос показал:

–58 % респондентов арендуют жилье, из них 30 % — совместно с партнерами или друзьями;

–32 % живут с родителями, не имея возможности арендовать или приобрести жилье;

–лишь 10 % смогли приобрести жилье, в основном с помощью семьи.

Существующие меры государственной поддержки, включая льготную ипотеку под 8 % и программу «Молодежная аренда», охватывают ограниченное число участников. Программы не соответствуют текущей рыночной ситуации: лимит стоимости жилья занижен, одобрение получают менее 35 % заявок, а число льготных арендных объектов крайне мало (200 квартир на 1200 заявок).

Выводы. Необходима корректировка действующих механизмов:

  1. Расширение условий участия в льготных ипотечных программах, включая увеличение лимитов и снижение ставок.
  2. Развитие сегмента доступного арендного жилья (модульные общежития, налоговые льготы арендодателям).
  3. Стимулирование доходов молодежи через жилищные субсидии и поддержку мобильности. В противном случае к 2030 году Самарская область может столкнуться с миграцией молодежи, ростом социального неравенства и снижением демографического потенциала.
×

About the authors

Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»

Author for correspondence.
Email: mariakorobova29@gmail.com

студентка, 1-й курс, группа Э-11, экономический факультет, Институт экономики и права

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Коробова М.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.