Лексико-фразеологические средства выражения оценки цифровизации образования в СМИ
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- 期: 卷 2 (2025)
- 页面: 345-346
- 栏目: ЧАСТЬ II. Культура речи и деловое общение
- ##submission.dateSubmitted##: 13.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 29.05.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679654
- ID: 679654
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. В современном обществе остро стоит вопрос влияния цифровизации образования на учебный процесс. Он активно обсуждается в различных средствах массовой информации. Цифровизация охватывает широкий спектр изменений, и ее влияние на образовательную среду порождает множество дискуссий.
Цель — выявление и классификация лексико-фразеологических средств, используемых для выражения оценки цифровизации образования в СМИ.
Методы. В работе были использованы следующие методы и приемы: описательный метод, методы компонентного и контекстуального анализа. Было проанализировано более 200 контекстов. В процессе исследования мы опирались на классификацию частнооценочных значений Н.Д. Арутюновой [1, с. 75–76].
Результаты. Исследование показало, что в СМИ широко используется частная оценка цифровизации, т. е. в аспекте того или иного признака. Преобладает рационалистическая оценка, представленная утилитарной, телеологической и нормативной.
Наиболее продуктивной является утилитарная оценка. Цифровизация образования характеризуется с точки зрения ее пользы и вреда для общества. Актуализируются смыслы «возможности», «помощь», «утрата / лишение», «разрушение», «помеха», «опасность».
Смысл «возможности». Частотны глагол позволять, а также фразеологизированные конструкции давать / открывать / расширять возможности; открывать горизонты; расширять границы: …цифровые технологии позволяют разгрузить как детей, так и учителей от таких вещей, которые может за них сделать компьютер (kommersant.ru). Используются прилагательные большие, огромные, удивительные, усиливающие положительную оценку цифровизации: Цифровизация образования — не просто модный тренд, а новая реальность, открывающая удивительные возможности (sostav.ru).
Смысл «помощь». Широко используются слова благодаря, помогать, помощь, с помощью: Сейчас благодаря технологии мы больше внимания стали уделять коммуникации, меньше — заучиванию правил (kommersant.ru). СМИ нередко прибегают к метафорической оценке цифровизации образования, создавая образ помощника: Цифра не замена, цифра хороший помощник! (vk.com/).
Смысл «утрата / лишение». Глаголы лишать, утрачивать, исключать, разучиться подчеркивают негативное влияние цифровизации на физиологию и способности учеников: Цифровое обучение лишит детей мыслительной способности (rossaprimavera.ru).
Смысл «разрушение». Представлены слова разрывать, разваливать; уничтожать, ликвидировать, ликвидация, слом, крах: Цифровые эксперименты разваливают школы (octagon.media); Цифровизация — финальный этап ликвидации российской школы (osnmedia.ru). Используется метафорическое сравнение цифровизации с убийцей, врагом, противником: Цифровизация — заказное убийство российского образования (zavtra.ru).
Смысл «помеха». Употребительными являются глаголы препятствовать, мешать, отвлекать, рассредоточивать: Современные технологии будут отвлекать детей от обучения (hss.center).
Смысл «опасность». СМИ отмечают, что цифровизация может привести к целому ряду негативных последствий. Используются лексемы опасность, грозить, угроза: Образование подвергается неумолимой цифровизации. И в этом таится серьезная опасность (tsargrad.tv).
Телеологическая оценка. Цифровизация либо оценивается положительно как эффективный процесс, либо отрицательно как не достигающий нужной цели. Употребительны сочетания хороший эффект, положительный эффект и лексемы эффективный, продуктивный, оптимизировать: Учителя возлагают большие надежды на потенциал ИИ, видя в нем инструмент для повышения эффективности обучения… (sostav.ru). При негативной оценке используются лексемы не способна, не работает, не приводит, не может: Ведение документации в цифре отнимает у учителей массу времени и не приводит к повышению уровня знаний школьников (hss.center).
Нормативная оценка. Косвенная оценка цифровизации образования дается через характеристику состояния здоровья учащихся, и частотными являются примеры со значением «нарушение норм». Появились новые выражения цифровое слабоумие, цифровой аутизм: Использование компьютерных технологий в обучении ведет к цифровому слабоумию: у детей происходит атрофия участков мозга, и они уже не могут нормально развиваться (pravda.ru).
Выводы. Лексико-фразеологические средства оценки цифровизации образования свидетельствуют о сложной динамике взаимоотношений между технологическими изменениями и их общественным восприятием. Этот процесс оценивается неоднозначно. Можно сделать вывод о доминировании негативных высказываний.
关键词
全文:
Обоснование. В современном обществе остро стоит вопрос влияния цифровизации образования на учебный процесс. Он активно обсуждается в различных средствах массовой информации. Цифровизация охватывает широкий спектр изменений, и ее влияние на образовательную среду порождает множество дискуссий.
Цель — выявление и классификация лексико-фразеологических средств, используемых для выражения оценки цифровизации образования в СМИ.
Методы. В работе были использованы следующие методы и приемы: описательный метод, методы компонентного и контекстуального анализа. Было проанализировано более 200 контекстов. В процессе исследования мы опирались на классификацию частнооценочных значений Н.Д. Арутюновой [1, с. 75–76].
Результаты. Исследование показало, что в СМИ широко используется частная оценка цифровизации, т. е. в аспекте того или иного признака. Преобладает рационалистическая оценка, представленная утилитарной, телеологической и нормативной.
Наиболее продуктивной является утилитарная оценка. Цифровизация образования характеризуется с точки зрения ее пользы и вреда для общества. Актуализируются смыслы «возможности», «помощь», «утрата / лишение», «разрушение», «помеха», «опасность».
Смысл «возможности». Частотны глагол позволять, а также фразеологизированные конструкции давать / открывать / расширять возможности; открывать горизонты; расширять границы: …цифровые технологии позволяют разгрузить как детей, так и учителей от таких вещей, которые может за них сделать компьютер (kommersant.ru). Используются прилагательные большие, огромные, удивительные, усиливающие положительную оценку цифровизации: Цифровизация образования — не просто модный тренд, а новая реальность, открывающая удивительные возможности (sostav.ru).
Смысл «помощь». Широко используются слова благодаря, помогать, помощь, с помощью: Сейчас благодаря технологии мы больше внимания стали уделять коммуникации, меньше — заучиванию правил (kommersant.ru). СМИ нередко прибегают к метафорической оценке цифровизации образования, создавая образ помощника: Цифра не замена, цифра хороший помощник! (vk.com/).
Смысл «утрата / лишение». Глаголы лишать, утрачивать, исключать, разучиться подчеркивают негативное влияние цифровизации на физиологию и способности учеников: Цифровое обучение лишит детей мыслительной способности (rossaprimavera.ru).
Смысл «разрушение». Представлены слова разрывать, разваливать; уничтожать, ликвидировать, ликвидация, слом, крах: Цифровые эксперименты разваливают школы (octagon.media); Цифровизация — финальный этап ликвидации российской школы (osnmedia.ru). Используется метафорическое сравнение цифровизации с убийцей, врагом, противником: Цифровизация — заказное убийство российского образования (zavtra.ru).
Смысл «помеха». Употребительными являются глаголы препятствовать, мешать, отвлекать, рассредоточивать: Современные технологии будут отвлекать детей от обучения (hss.center).
Смысл «опасность». СМИ отмечают, что цифровизация может привести к целому ряду негативных последствий. Используются лексемы опасность, грозить, угроза: Образование подвергается неумолимой цифровизации. И в этом таится серьезная опасность (tsargrad.tv).
Телеологическая оценка. Цифровизация либо оценивается положительно как эффективный процесс, либо отрицательно как не достигающий нужной цели. Употребительны сочетания хороший эффект, положительный эффект и лексемы эффективный, продуктивный, оптимизировать: Учителя возлагают большие надежды на потенциал ИИ, видя в нем инструмент для повышения эффективности обучения… (sostav.ru). При негативной оценке используются лексемы не способна, не работает, не приводит, не может: Ведение документации в цифре отнимает у учителей массу времени и не приводит к повышению уровня знаний школьников (hss.center).
Нормативная оценка. Косвенная оценка цифровизации образования дается через характеристику состояния здоровья учащихся, и частотными являются примеры со значением «нарушение норм». Появились новые выражения цифровое слабоумие, цифровой аутизм: Использование компьютерных технологий в обучении ведет к цифровому слабоумию: у детей происходит атрофия участков мозга, и они уже не могут нормально развиваться (pravda.ru).
Выводы. Лексико-фразеологические средства оценки цифровизации образования свидетельствуют о сложной динамике взаимоотношений между технологическими изменениями и их общественным восприятием. Этот процесс оценивается неоднозначно. Можно сделать вывод о доминировании негативных высказываний.
作者简介
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
编辑信件的主要联系方式.
Email: lizamakmargosha@gmail.com
студентка, группа 5272-450301D, факультет филологии и журналистики
俄罗斯联邦, Самара参考
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. Москва: Наука, 1988. 341 с.
补充文件



