Организация исследования и изучение уровня социализации детей с задержкой развития
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный экономический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 313-314
- Section: ЧАСТЬ II. Социально-экономическое образование
- Submitted: 14.05.2025
- Accepted: 29.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679690
- ID: 679690
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Социализация у детей с задержкой психического развития (ЗПР) остается сложной и до конца не решенной темой в специальной педагогике. Такие дети зачастую испытывают трудности при общении с окружающими: они бывают замкнутыми, неуверенными в себе и не всегда понимают, как реагировать на эмоции других людей [1]. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте — в период, когда формируются первичные социальные ориентиры. Если на этом этапе навыки общения не закрепляются, это может привести к дальнейшей социальной отстраненности и даже вторичным нарушениям [5].
Цель — понять, насколько высок уровень социализации у детей с ЗПР и какие именно факторы мешают или, наоборот, способствуют их нормальному взаимодействию со сверстниками.
Методы. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад Сказка» в г. Самара. В нем участвовали 13 детей 6–7 лет, у которых официально подтвержден диагноз ЗПР. Чтобы лучше понять особенности их взаимодействия, были использованы разные методики:
- «Лестница самооценки» В.Г. Щура [9];
- наблюдение по системе О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой [8];
- а также социометрическая беседа с анализом поведения детей в группе.
Основное внимание уделялось таким аспектам, как эмоциональные реакции в процессе общения, умение распознавать сигналы от окружающих и проявлять инициативу в разных типах деятельности.
Результаты. Анализ показал, что значительная часть детей чувствует себя неуверенно, избегает инициативы и чаще всего оценивает себя занижено. Это особенно видно в ситуациях, когда общение носит организованный характер, например на занятиях или в структурированной игре. Здесь дети ведут себя пассивно и скорее стараются «не мешать». Но в свободной деятельности ситуация частично меняется: некоторые дети оживляются, охотнее включаются в игру и даже начинают проявлять положительные эмоции [2, 6].
Чтобы сделать картину более наглядной, в таблице 1 приведены данные, отражающие, как распределился уровень самооценки у детей с ЗПР.
Таблица 1. Распределение уровня самооценки у обследуемых детей (по методике В.Г. Щура)
Уровень самооценки | Количество детей | Доля от выборки (%) |
Неадекватно завышенный | 2 | 15 |
Преувеличенная значимость | 1 | 8 |
Адекватный | 3 | 23 |
Заниженный | 7 | 54 |
Высокий процент детей с низкой самооценкой (54 %) говорит о том, что внутренняя неуверенность — довольно распространенное явление среди дошкольников с ЗПР. Эти выводы находят подтверждение как в наблюдениях, так и в разговорах с педагогами, работающими с данной группой. Кроме того, выяснилось, что большинство детей практически не проявляют интереса к своим сверстникам и с трудом улавливают их эмоции [3].
Выводы. Процесс социализации у дошкольников с ЗПР нельзя пускать на самотек. Им необходима поддержка со стороны специалистов — как педагогов, так и психологов. Особое внимание стоит уделять развитию эмоционального восприятия, укреплению уверенности в себе и поощрению активных форм взаимодействия. Все это, по сути, должно стать основой для программ, направленных на формирование устойчивых коммуникативных навыков и повышение самооценки у таких детей [4, 7].
Full Text
Обоснование. Социализация у детей с задержкой психического развития (ЗПР) остается сложной и до конца не решенной темой в специальной педагогике. Такие дети зачастую испытывают трудности при общении с окружающими: они бывают замкнутыми, неуверенными в себе и не всегда понимают, как реагировать на эмоции других людей [1]. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте — в период, когда формируются первичные социальные ориентиры. Если на этом этапе навыки общения не закрепляются, это может привести к дальнейшей социальной отстраненности и даже вторичным нарушениям [5].
Цель — понять, насколько высок уровень социализации у детей с ЗПР и какие именно факторы мешают или, наоборот, способствуют их нормальному взаимодействию со сверстниками.
Методы. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад Сказка» в г. Самара. В нем участвовали 13 детей 6–7 лет, у которых официально подтвержден диагноз ЗПР. Чтобы лучше понять особенности их взаимодействия, были использованы разные методики:
- «Лестница самооценки» В.Г. Щура [9];
- наблюдение по системе О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой [8];
- а также социометрическая беседа с анализом поведения детей в группе.
Основное внимание уделялось таким аспектам, как эмоциональные реакции в процессе общения, умение распознавать сигналы от окружающих и проявлять инициативу в разных типах деятельности.
Результаты. Анализ показал, что значительная часть детей чувствует себя неуверенно, избегает инициативы и чаще всего оценивает себя занижено. Это особенно видно в ситуациях, когда общение носит организованный характер, например на занятиях или в структурированной игре. Здесь дети ведут себя пассивно и скорее стараются «не мешать». Но в свободной деятельности ситуация частично меняется: некоторые дети оживляются, охотнее включаются в игру и даже начинают проявлять положительные эмоции [2, 6].
Чтобы сделать картину более наглядной, в таблице 1 приведены данные, отражающие, как распределился уровень самооценки у детей с ЗПР.
Таблица 1. Распределение уровня самооценки у обследуемых детей (по методике В.Г. Щура)
Уровень самооценки | Количество детей | Доля от выборки (%) |
Неадекватно завышенный | 2 | 15 |
Преувеличенная значимость | 1 | 8 |
Адекватный | 3 | 23 |
Заниженный | 7 | 54 |
Высокий процент детей с низкой самооценкой (54 %) говорит о том, что внутренняя неуверенность — довольно распространенное явление среди дошкольников с ЗПР. Эти выводы находят подтверждение как в наблюдениях, так и в разговорах с педагогами, работающими с данной группой. Кроме того, выяснилось, что большинство детей практически не проявляют интереса к своим сверстникам и с трудом улавливают их эмоции [3].
Выводы. Процесс социализации у дошкольников с ЗПР нельзя пускать на самотек. Им необходима поддержка со стороны специалистов — как педагогов, так и психологов. Особое внимание стоит уделять развитию эмоционального восприятия, укреплению уверенности в себе и поощрению активных форм взаимодействия. Все это, по сути, должно стать основой для программ, направленных на формирование устойчивых коммуникативных навыков и повышение самооценки у таких детей [4, 7].
About the authors
Самарский государственный экономический университет
Author for correspondence.
Email: gabdullinalaysan163@yandex.ru
студентка, группа Сп23о1, факультет социологии
Russian Federation, СамараReferences
- Васильева М.А. Особенности социализации детей с задержкой психического развития. Москва: Просвещение, 2022. 256 с.
- Григорьева Л.В. Психокоррекция поведения детей с ЗПР в дошкольных учреждениях. Казань: Фолиант, 2023. 176 с.
- Данилова Е.В. Психология общения: дошкольный возраст. Екатеринбург: У-Фактория, 2021. 220 с.
- Краснова Т.Ю. Инклюзивная образовательная среда: методические подходы. Москва: ВЛАДОС, 2020. 190 с.
- Рубцова О.В. Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Москва: Педагогика, 2019. 304 с.
- Савина Н.Н. Формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР. Новосибирск: Наука, 2022. 184 с.
- Семенова А.И. Социализация детей с особыми образовательными потребностями. Санкт-Петербург: Питер, 2023. 245 с.
- Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Коммуникативные качества дошкольников: методы изучения и психокоррекции. Москва: Академия, 2021. 198 с.
- Щур В.Г. Лестница самооценки: методика оценки уровня самооценки у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2020. 128 с.
Supplementary files



