Организация исследования и изучение уровня социализации детей с задержкой развития

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Социализация у детей с задержкой психического развития (ЗПР) остается сложной и до конца не решенной темой в специальной педагогике. Такие дети зачастую испытывают трудности при общении с окружающими: они бывают замкнутыми, неуверенными в себе и не всегда понимают, как реагировать на эмоции других людей [1]. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте — в период, когда формируются первичные социальные ориентиры. Если на этом этапе навыки общения не закрепляются, это может привести к дальнейшей социальной отстраненности и даже вторичным нарушениям [5].

Цель — понять, насколько высок уровень социализации у детей с ЗПР и какие именно факторы мешают или, наоборот, способствуют их нормальному взаимодействию со сверстниками.

Методы. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад Сказка» в г. Самара. В нем участвовали 13 детей 6–7 лет, у которых официально подтвержден диагноз ЗПР. Чтобы лучше понять особенности их взаимодействия, были использованы разные методики:

  • «Лестница самооценки» В.Г. Щура [9];
  • наблюдение по системе О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой [8];
  • а также социометрическая беседа с анализом поведения детей в группе.

Основное внимание уделялось таким аспектам, как эмоциональные реакции в процессе общения, умение распознавать сигналы от окружающих и проявлять инициативу в разных типах деятельности.

Результаты. Анализ показал, что значительная часть детей чувствует себя неуверенно, избегает инициативы и чаще всего оценивает себя занижено. Это особенно видно в ситуациях, когда общение носит организованный характер, например на занятиях или в структурированной игре. Здесь дети ведут себя пассивно и скорее стараются «не мешать». Но в свободной деятельности ситуация частично меняется: некоторые дети оживляются, охотнее включаются в игру и даже начинают проявлять положительные эмоции [2, 6].

Чтобы сделать картину более наглядной, в таблице 1 приведены данные, отражающие, как распределился уровень самооценки у детей с ЗПР.

 

Таблица 1. Распределение уровня самооценки у обследуемых детей (по методике В.Г. Щура)

Уровень самооценки

Количество детей

Доля от выборки (%)

Неадекватно завышенный

2

15

Преувеличенная значимость

1

8

Адекватный

3

23

Заниженный

7

54

 

Высокий процент детей с низкой самооценкой (54 %) говорит о том, что внутренняя неуверенность — довольно распространенное явление среди дошкольников с ЗПР. Эти выводы находят подтверждение как в наблюдениях, так и в разговорах с педагогами, работающими с данной группой. Кроме того, выяснилось, что большинство детей практически не проявляют интереса к своим сверстникам и с трудом улавливают их эмоции [3].

Выводы. Процесс социализации у дошкольников с ЗПР нельзя пускать на самотек. Им необходима поддержка со стороны специалистов — как педагогов, так и психологов. Особое внимание стоит уделять развитию эмоционального восприятия, укреплению уверенности в себе и поощрению активных форм взаимодействия. Все это, по сути, должно стать основой для программ, направленных на формирование устойчивых коммуникативных навыков и повышение самооценки у таких детей [4, 7].

Full Text

Обоснование. Социализация у детей с задержкой психического развития (ЗПР) остается сложной и до конца не решенной темой в специальной педагогике. Такие дети зачастую испытывают трудности при общении с окружающими: они бывают замкнутыми, неуверенными в себе и не всегда понимают, как реагировать на эмоции других людей [1]. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте — в период, когда формируются первичные социальные ориентиры. Если на этом этапе навыки общения не закрепляются, это может привести к дальнейшей социальной отстраненности и даже вторичным нарушениям [5].

Цель — понять, насколько высок уровень социализации у детей с ЗПР и какие именно факторы мешают или, наоборот, способствуют их нормальному взаимодействию со сверстниками.

Методы. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад Сказка» в г. Самара. В нем участвовали 13 детей 6–7 лет, у которых официально подтвержден диагноз ЗПР. Чтобы лучше понять особенности их взаимодействия, были использованы разные методики:

  • «Лестница самооценки» В.Г. Щура [9];
  • наблюдение по системе О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой [8];
  • а также социометрическая беседа с анализом поведения детей в группе.

Основное внимание уделялось таким аспектам, как эмоциональные реакции в процессе общения, умение распознавать сигналы от окружающих и проявлять инициативу в разных типах деятельности.

Результаты. Анализ показал, что значительная часть детей чувствует себя неуверенно, избегает инициативы и чаще всего оценивает себя занижено. Это особенно видно в ситуациях, когда общение носит организованный характер, например на занятиях или в структурированной игре. Здесь дети ведут себя пассивно и скорее стараются «не мешать». Но в свободной деятельности ситуация частично меняется: некоторые дети оживляются, охотнее включаются в игру и даже начинают проявлять положительные эмоции [2, 6].

Чтобы сделать картину более наглядной, в таблице 1 приведены данные, отражающие, как распределился уровень самооценки у детей с ЗПР.

 

Таблица 1. Распределение уровня самооценки у обследуемых детей (по методике В.Г. Щура)

Уровень самооценки

Количество детей

Доля от выборки (%)

Неадекватно завышенный

2

15

Преувеличенная значимость

1

8

Адекватный

3

23

Заниженный

7

54

 

Высокий процент детей с низкой самооценкой (54 %) говорит о том, что внутренняя неуверенность — довольно распространенное явление среди дошкольников с ЗПР. Эти выводы находят подтверждение как в наблюдениях, так и в разговорах с педагогами, работающими с данной группой. Кроме того, выяснилось, что большинство детей практически не проявляют интереса к своим сверстникам и с трудом улавливают их эмоции [3].

Выводы. Процесс социализации у дошкольников с ЗПР нельзя пускать на самотек. Им необходима поддержка со стороны специалистов — как педагогов, так и психологов. Особое внимание стоит уделять развитию эмоционального восприятия, укреплению уверенности в себе и поощрению активных форм взаимодействия. Все это, по сути, должно стать основой для программ, направленных на формирование устойчивых коммуникативных навыков и повышение самооценки у таких детей [4, 7].

×

About the authors

Самарский государственный экономический университет

Author for correspondence.
Email: gabdullinalaysan163@yandex.ru

студентка, группа Сп23о1, факультет социологии

Russian Federation, Самара

References

  1. Васильева М.А. Особенности социализации детей с задержкой психического развития. Москва: Просвещение, 2022. 256 с.
  2. Григорьева Л.В. Психокоррекция поведения детей с ЗПР в дошкольных учреждениях. Казань: Фолиант, 2023. 176 с.
  3. Данилова Е.В. Психология общения: дошкольный возраст. Екатеринбург: У-Фактория, 2021. 220 с.
  4. Краснова Т.Ю. Инклюзивная образовательная среда: методические подходы. Москва: ВЛАДОС, 2020. 190 с.
  5. Рубцова О.В. Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Москва: Педагогика, 2019. 304 с.
  6. Савина Н.Н. Формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР. Новосибирск: Наука, 2022. 184 с.
  7. Семенова А.И. Социализация детей с особыми образовательными потребностями. Санкт-Петербург: Питер, 2023. 245 с.
  8. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Коммуникативные качества дошкольников: методы изучения и психокоррекции. Москва: Академия, 2021. 198 с.
  9. Щур В.Г. Лестница самооценки: методика оценки уровня самооценки у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2020. 128 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Габдуллина Л.Р.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.