Использование дневника саморефлексии на уроках английского языка как учебного материала
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 182-183
- Section: ЧАСТЬ II. Теория и практика обучения иностранным языкам
- Submitted: 14.05.2025
- Accepted: 29.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679697
- ID: 679697
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В современной педагогике начальной школы развитие учебной автономии рассматривается как необходимое условие формирования активной, осознанной позиции обучающегося. Также особое внимание уделяется формированию регулятивных умений и способностей к самоанализу. Поэтому существует потребность в педагогических средствах, позволяющих младшим школьникам осмыслять собственный учебный опыт, фиксировать трудности и намечать пути их преодоления. Одним из таких материалов может стать дневник саморефлексии.
Цель — представить дневник саморефлексии как учебный материал, применяемый в практике преподавания английского языка в начальной школе, и показать его влияние на формирование учебной автономии, навыков самоконтроля, рефлексии и мотивации к обучению.
Методы. Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам мотивации (Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева, А.Н. Леонтьев), рефлексии (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов), учебной самостоятельности (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский).
Также был выполнен сравнительный анализ дневника саморефлексии и Европейского языкового портфолио, рассмотрены их структуры и функции.
Мы разработали листы дневника для обучающихся 4-х классов и апробировали на уроках английского языка в МБОУ «Школа № 27» г.о. Самара.
Результаты. Мы рассмотрели ключевые подходы к пониманию учебной мотивации. Т.О. Гордеева и Е.А. Шепелева подчеркивают важность внутренней мотивации, которая проявляется в стремлении к обучению ради самого процесса познания, без внешнего принуждения [4]. А.Н. Леонтьев рассматривал мотивацию как систему мотивов, определяющих направленность и активность субъекта [5]. Данные результаты нашли отражение в нашей разработке дневника саморефлексии, способствующего формированию внутренней учебной мотивации и включающего задания на осознание учебных целей, преодоление трудностей и рефлексию достижений.
В трудах Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина [2] рефлексия понимается ключевым компонентом учебной деятельности и подчеркивается ее значимость в формировании способности к самоанализу. Ю.Н. Кулюткин [6] рассматривал рефлексию как средство регуляции мышления, а И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов [8] — как условие осмысленного действия. На основании этих трудов мы рассматриваем дневник саморефлексии как способ регулярной работы обучающегося с собственными мыслями, чувствами и результатами, что позволяет учащимся стать активными субъектами учебного процесса.
Согласно Л.С. Выготскому [7], развитие происходит наиболее эффективно в зоне ближайшего развития — при поддержке извне. Дневник саморефлексии помогает учащимся осознавать свои учебные трудности, планировать действия и развивать саморегуляцию. В контексте исследований Н.Ф. Виноградовой [3], где учебная самостоятельность определяется как внутренняя, осознанная активность, дневник можно рассматривать как средство формирования учебной автономии.
Сравнительный анализ дневника саморефлексии и Европейского языкового портфолио [1] показал, что дневник саморефлексии — это облегченный, визуально ориентированный инструмент, адаптированный под начальную школу. Он направлен на развитие навыков рефлексии на каждом уроке.
Мы разработали листы дневника к некоторым модулям и апробировали данную разработку в 4-х классах МБОУ «Школа № 27» г.о. Самара. В конце уроков обучающиеся заполняли дневник, а по окончании эксперимента ответили на вопросы анкеты. Результаты анкетирования (рис. 1) показали рост осознанности обучающихся, их интерес к обучению, а также повышение самооценки. Наблюдения педагогов подтвердили положительное влияние дневника на учебную мотивацию и элементы автономии младших школьников.
Рис. 1. Результаты тестовой части анкетирования
Выводы. Проведенный теоретический анализ и внедрение в практику показали, что дневник саморефлексии служит для отслеживания учебной деятельности и является эффективным средством формирования активной учебной позиции обучающегося. Его регулярное применение способствует развитию умений оценивать собственные успехи и трудности. Это положительно влияет на развитие учебной автономии, формирование навыков самоконтроля, рефлексии и мотивации к обучению.
Full Text
Обоснование. В современной педагогике начальной школы развитие учебной автономии рассматривается как необходимое условие формирования активной, осознанной позиции обучающегося. Также особое внимание уделяется формированию регулятивных умений и способностей к самоанализу. Поэтому существует потребность в педагогических средствах, позволяющих младшим школьникам осмыслять собственный учебный опыт, фиксировать трудности и намечать пути их преодоления. Одним из таких материалов может стать дневник саморефлексии.
Цель — представить дневник саморефлексии как учебный материал, применяемый в практике преподавания английского языка в начальной школе, и показать его влияние на формирование учебной автономии, навыков самоконтроля, рефлексии и мотивации к обучению.
Методы. Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам мотивации (Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева, А.Н. Леонтьев), рефлексии (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов), учебной самостоятельности (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский).
Также был выполнен сравнительный анализ дневника саморефлексии и Европейского языкового портфолио, рассмотрены их структуры и функции.
Мы разработали листы дневника для обучающихся 4-х классов и апробировали на уроках английского языка в МБОУ «Школа № 27» г.о. Самара.
Результаты. Мы рассмотрели ключевые подходы к пониманию учебной мотивации. Т.О. Гордеева и Е.А. Шепелева подчеркивают важность внутренней мотивации, которая проявляется в стремлении к обучению ради самого процесса познания, без внешнего принуждения [4]. А.Н. Леонтьев рассматривал мотивацию как систему мотивов, определяющих направленность и активность субъекта [5]. Данные результаты нашли отражение в нашей разработке дневника саморефлексии, способствующего формированию внутренней учебной мотивации и включающего задания на осознание учебных целей, преодоление трудностей и рефлексию достижений.
В трудах Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина [2] рефлексия понимается ключевым компонентом учебной деятельности и подчеркивается ее значимость в формировании способности к самоанализу. Ю.Н. Кулюткин [6] рассматривал рефлексию как средство регуляции мышления, а И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов [8] — как условие осмысленного действия. На основании этих трудов мы рассматриваем дневник саморефлексии как способ регулярной работы обучающегося с собственными мыслями, чувствами и результатами, что позволяет учащимся стать активными субъектами учебного процесса.
Согласно Л.С. Выготскому [7], развитие происходит наиболее эффективно в зоне ближайшего развития — при поддержке извне. Дневник саморефлексии помогает учащимся осознавать свои учебные трудности, планировать действия и развивать саморегуляцию. В контексте исследований Н.Ф. Виноградовой [3], где учебная самостоятельность определяется как внутренняя, осознанная активность, дневник можно рассматривать как средство формирования учебной автономии.
Сравнительный анализ дневника саморефлексии и Европейского языкового портфолио [1] показал, что дневник саморефлексии — это облегченный, визуально ориентированный инструмент, адаптированный под начальную школу. Он направлен на развитие навыков рефлексии на каждом уроке.
Мы разработали листы дневника к некоторым модулям и апробировали данную разработку в 4-х классах МБОУ «Школа № 27» г.о. Самара. В конце уроков обучающиеся заполняли дневник, а по окончании эксперимента ответили на вопросы анкеты. Результаты анкетирования (рис. 1) показали рост осознанности обучающихся, их интерес к обучению, а также повышение самооценки. Наблюдения педагогов подтвердили положительное влияние дневника на учебную мотивацию и элементы автономии младших школьников.
Рис. 1. Результаты тестовой части анкетирования
Выводы. Проведенный теоретический анализ и внедрение в практику показали, что дневник саморефлексии служит для отслеживания учебной деятельности и является эффективным средством формирования активной учебной позиции обучающегося. Его регулярное применение способствует развитию умений оценивать собственные успехи и трудности. Это положительно влияет на развитие учебной автономии, формирование навыков самоконтроля, рефлексии и мотивации к обучению.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: lena.samarskaya.1998@mail.ru
студентка, группа 5102-440402D, Социально-гуманитарный институт, психологический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Language policy programme of the Council of Europe. European Language Portfolio, 2001. 40 p.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. EDN: XQRFTT
- Виноградова Н.Ф. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 5–8. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 72 с.
- Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С. 33–45. EDN: OOKZZL
- Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18. doi: 10.11621/vsp.2016.02.03 EDN: XHOHDP
- Новиков П.В. Рефлексия как фундаментальная способность учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №. 15. С. 1216–1220. EDN: VVEIBJ
- Рубцов В.В., Исаев Е.И., Конокотин А.В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6–10 лет. Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. С. 28–40. doi: 10.17759/chp.2022180103 EDN: PDAZYU
- Сизикова Т.Э., Волошина Т.В., Повещенко А.Ф. Обзор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 98–110. EDN: WLYGHJ
Supplementary files




