Особенности миротворчества на постсоветском пространстве
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 47-47
- Section: ЧАСТЬ II. Мировая политика и история дипломатии
- Submitted: 14.05.2025
- Accepted: 29.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679699
- ID: 679699
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Статья посвящена анализу миротворческой деятельности на постсоветском пространстве, которая имеет ряд уникальных особенностей по сравнению с классическими операциями ООН. Актуальность обусловлена продолжающимися замороженными конфликтами в регионе, а также ролью России как ключевого актора в этих процессах. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, рассматриваются результаты и особенности миротворческих миссий на постсоветском пространстве.
Цель — выделить ключевые особенности миротворческих операций на постсоветском пространстве.
Методы. При помощи историко-сравнительного метода были рассмотрены миротворческие миссии под эгидой РФ и ООН. Были рассмотрены миссии в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане и сопоставлены с миссиями ООН в Намибии и Сальвадоре [1–3, 6]. Благодаря этому удалось найти общие черты миротворческих миссий, а также их различия и выделить причины, почему в одних случаях они завершались успешно, а в других происходила заморозка конфликта. Также при написании работы использовался историко-генетический метод. С его помощью рассмотрена эволюция миротворческих операций на постсоветском пространстве: от операций по инициативе РФ до правовой основы операций в виде устава ОДКБ [6, 7].
Результаты. По итогам проведенного исследования удалось выделить ключевые особенности постсоветского миротворчества: 1) отсутствие мандата ООН, замена его решениями ОДКБ; 2) формирование контингента из местного населения; 3) языковая и культурная близость, упрощающая коммуникацию; 4) политическая заинтересованность России и поддержка одной из сторон конфликта; 5) тенденция к «заморозке» конфликтов вместо их полного разрешения [3, 6, 7]. Показано, что такой подход имеет как преимущества в виде быстрого прекращения боевых действий, так и недостатки в виде рисков эскалации. Показана реакция на миротворческие миссии РФ: от игнорирования до частичного признания [4, 5].
Выводы. Миротворчество на постсоветском пространстве является уникальным явлением, сочетающим региональные механизмы и политические интересы России. Несмотря на критику, оно позволило остановить кровопролитие, но часто не решало коренные проблемы конфликтов. Для повышения эффективности необходимо учитывать опыт успешных операций ООН, направленных на институциональные реформы и постконфликтное восстановление.
Full Text
Обоснование. Статья посвящена анализу миротворческой деятельности на постсоветском пространстве, которая имеет ряд уникальных особенностей по сравнению с классическими операциями ООН. Актуальность обусловлена продолжающимися замороженными конфликтами в регионе, а также ролью России как ключевого актора в этих процессах. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, рассматриваются результаты и особенности миротворческих миссий на постсоветском пространстве.
Цель — выделить ключевые особенности миротворческих операций на постсоветском пространстве.
Методы. При помощи историко-сравнительного метода были рассмотрены миротворческие миссии под эгидой РФ и ООН. Были рассмотрены миссии в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане и сопоставлены с миссиями ООН в Намибии и Сальвадоре [1–3, 6]. Благодаря этому удалось найти общие черты миротворческих миссий, а также их различия и выделить причины, почему в одних случаях они завершались успешно, а в других происходила заморозка конфликта. Также при написании работы использовался историко-генетический метод. С его помощью рассмотрена эволюция миротворческих операций на постсоветском пространстве: от операций по инициативе РФ до правовой основы операций в виде устава ОДКБ [6, 7].
Результаты. По итогам проведенного исследования удалось выделить ключевые особенности постсоветского миротворчества: 1) отсутствие мандата ООН, замена его решениями ОДКБ; 2) формирование контингента из местного населения; 3) языковая и культурная близость, упрощающая коммуникацию; 4) политическая заинтересованность России и поддержка одной из сторон конфликта; 5) тенденция к «заморозке» конфликтов вместо их полного разрешения [3, 6, 7]. Показано, что такой подход имеет как преимущества в виде быстрого прекращения боевых действий, так и недостатки в виде рисков эскалации. Показана реакция на миротворческие миссии РФ: от игнорирования до частичного признания [4, 5].
Выводы. Миротворчество на постсоветском пространстве является уникальным явлением, сочетающим региональные механизмы и политические интересы России. Несмотря на критику, оно позволило остановить кровопролитие, но часто не решало коренные проблемы конфликтов. Для повышения эффективности необходимо учитывать опыт успешных операций ООН, направленных на институциональные реформы и постконфликтное восстановление.
About the authors
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Author for correspondence.
Email: kostin@mgpu.ru
студент, факультет педагогики и психологии
Russian Federation, СамараReferences
- Завершенные операции ООН по поддержанию мира. В: Организация Объединенных Наций [Internet]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/missions/past/namibia.htm Дата обращения: 10.05.2025.
- Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сальвадоре (МНООНС). В: Организация Объединенных Наций [Internet]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/missions/past/salvad.htm Дата обращения: 10.05.2025.
- После войны (по материалам печати и из записок полковника Чернобривого В.Н.). В: 14 Гвардейская Общевойсковая Армия [Internet]. Режим доступа: https://www.oa-14.narod.ru/poslevoiny-13.htm Дата обращения: 10.05.2025.
- Резолюция Совета Безопасности ООН 1994 года № 937. Ситуация в Грузии. В: Организация Объединенных Наций [Internet]. Режим доступа: https://main.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-1994 Дата обращения: 10.05.2025.
- Резолюция Совета Безопасности ООН 2008 года № 1808. Положение в Грузии. В: Организация Объединенных Наций [Internet]. Режим доступа: https://main.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2008 Дата обращения: 10.05.2025.
- Решение Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта О смешанных силах по поддержанию мира. В: Российский миротворец [Internet]. Режим доступа: https://peacekeeper.ru/page/87 Дата обращения: 10.05.2025.
- Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Режим доступа: https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_/#loaded Дата обращения: 10.05.2025.
Supplementary files



