Языковая личность героя-подростка в юношеской литературе (морфологический аспект в повести В.К. Железникова «Чучело»)
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 122-123
- Section: ЧАСТЬ II. Русское языкознание и теория языка
- Submitted: 15.05.2025
- Accepted: 30.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679738
- ID: 679738
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Выбор морфологического аспекта анализа речи литературного персонажа обусловлен стремлением понять, как структурные элементы языка отражают психологические особенности речи подростка, как они влияют на формирование языковой личности. Частотность употребления различных частей речи, в частности глаголов и имен существительных, позволяет выявить доминирующие речевые стратегии персонажа. Морфологический аспект исследования помогает установить соотношение динамики и описательности в речи.
Цель — выявление морфологических особенностей речевого поведения подростка на материале повести В.К. Железникова «Чучело» и установление связи между частотностью использования глагольных и субстантивных единиц.
Методы. Для достижения цели были использованы следующие методы исследования: метод сплошной выборки, описательный метод, контекстуальный анализ, приемы количественного метода. В качестве теоретической основы выбраны труды Ю.Н. Караулова [1].
Результаты. При анализе на морфологическом уровне нам удалось выявить устойчивые закономерности употребления глагольных и субстантивных частей речи в доминантных коммуникативных ситуациях жизнедеятельности литературного героя-подростка. Для личности, которая предпочитает использование глагольных форм, «важна динамичность, в центре ее внимания стоит действие» [2, с. 65]. В случае преобладания имен существительных исследователи отмечают «заинтересованность в описании качеств предмета, его внешности и субъективность действия» [2, с. 65]. В речи Лены Бессольцевой наблюдаются колебания между глагольными и субстантивными формами в зависимости от ситуации. Путем подсчета мы выявили преобладание глаголов над именами существительными: соответственно 496 и 411 единиц. Преимущество глаголов подчеркивает ее участие в действии, борьбу и попытки осмысления происходящего. В сценах, насыщенных наблюдениями и рефлексией, увеличивается доля имен существительных, они указывают на описание деталей, переживаний (см. табл. 1).
Таблица 1. Соотношение глагольных и субстантивных единиц в количественном и процентном соотношении
Доминантная коммуникативная ситуация | Глагольные единицы | Субстантивные единицы | ||
Коммуникативная ситуация 1: знакомство с классом | 162 | 56 % | 127 | 44 % |
Коммуникативная ситуация 2: сцена на фабрике с масками | 72 | 47 % | 81 | 53 % |
Коммуникативная ситуация 3: объявление бойкота | 155 | 62 % | 96 | 38 % |
Коммуникативная ситуация 4: сжигание чучела | 107 | 50 % | 107 | 50 % |
Рассмотрим самые частотные глаголы и имена существительные на примере одной из коммуникативных ситуаций — знакомство с одноклассниками. В анализируемом эпизоде насчитывается 162 глагольные единицы и 127 субстантивных единиц. Чаще всего повторяется глагол смеялись (4 раза); «…они надо мной смеялись» [3]; глагол подчеркивает злые насмешки и психологическое давление, которое оказывают зачинщики травли на девочку, впервые знакомящуюся с коллективом; смех, обычно ассоциирующийся с радостью, здесь превращается в инструмент эмоционального насилия.
Самым частотным в выборке стало имя существительное Рыжего / Рыжий (10 раз); «…позвала в учительскую Рыжего» [3]; этот персонаж является одним из наиболее заметных одноклассников Лены, с которым она знакомится в самом начале; его поведение типично для хулигана — он кривляется, паясничает, ведет себя дерзко и шумно, напоминая клоуна; использование прозвища Рыжий вместо имени подчеркивает важность ярлыков в подростковой среде.
Выводы. Путем анализа коммуникативных ситуаций мы пришли к выводу, что в речи Лены преобладают глаголы, отражая ее динамичное восприятие мира и сосредоточенность на действии. Глаголы обычно описывают события, эмоции и реакции героини, подчеркивая ее активное взаимодействие с окружающим миром. Внимание подростка сосредоточено на своих собственных действиях и на действиях других ребят. Преимущество глагольных единиц характеризует Лену как эмоционально яркую и активную личность, которой свойственны внутренняя динамичность и сопротивление внешним обстоятельствам.
Full Text
Обоснование. Выбор морфологического аспекта анализа речи литературного персонажа обусловлен стремлением понять, как структурные элементы языка отражают психологические особенности речи подростка, как они влияют на формирование языковой личности. Частотность употребления различных частей речи, в частности глаголов и имен существительных, позволяет выявить доминирующие речевые стратегии персонажа. Морфологический аспект исследования помогает установить соотношение динамики и описательности в речи.
Цель — выявление морфологических особенностей речевого поведения подростка на материале повести В.К. Железникова «Чучело» и установление связи между частотностью использования глагольных и субстантивных единиц.
Методы. Для достижения цели были использованы следующие методы исследования: метод сплошной выборки, описательный метод, контекстуальный анализ, приемы количественного метода. В качестве теоретической основы выбраны труды Ю.Н. Караулова [1].
Результаты. При анализе на морфологическом уровне нам удалось выявить устойчивые закономерности употребления глагольных и субстантивных частей речи в доминантных коммуникативных ситуациях жизнедеятельности литературного героя-подростка. Для личности, которая предпочитает использование глагольных форм, «важна динамичность, в центре ее внимания стоит действие» [2, с. 65]. В случае преобладания имен существительных исследователи отмечают «заинтересованность в описании качеств предмета, его внешности и субъективность действия» [2, с. 65]. В речи Лены Бессольцевой наблюдаются колебания между глагольными и субстантивными формами в зависимости от ситуации. Путем подсчета мы выявили преобладание глаголов над именами существительными: соответственно 496 и 411 единиц. Преимущество глаголов подчеркивает ее участие в действии, борьбу и попытки осмысления происходящего. В сценах, насыщенных наблюдениями и рефлексией, увеличивается доля имен существительных, они указывают на описание деталей, переживаний (см. табл. 1).
Таблица 1. Соотношение глагольных и субстантивных единиц в количественном и процентном соотношении
Доминантная коммуникативная ситуация | Глагольные единицы | Субстантивные единицы | ||
Коммуникативная ситуация 1: знакомство с классом | 162 | 56 % | 127 | 44 % |
Коммуникативная ситуация 2: сцена на фабрике с масками | 72 | 47 % | 81 | 53 % |
Коммуникативная ситуация 3: объявление бойкота | 155 | 62 % | 96 | 38 % |
Коммуникативная ситуация 4: сжигание чучела | 107 | 50 % | 107 | 50 % |
Рассмотрим самые частотные глаголы и имена существительные на примере одной из коммуникативных ситуаций — знакомство с одноклассниками. В анализируемом эпизоде насчитывается 162 глагольные единицы и 127 субстантивных единиц. Чаще всего повторяется глагол смеялись (4 раза); «…они надо мной смеялись» [3]; глагол подчеркивает злые насмешки и психологическое давление, которое оказывают зачинщики травли на девочку, впервые знакомящуюся с коллективом; смех, обычно ассоциирующийся с радостью, здесь превращается в инструмент эмоционального насилия.
Самым частотным в выборке стало имя существительное Рыжего / Рыжий (10 раз); «…позвала в учительскую Рыжего» [3]; этот персонаж является одним из наиболее заметных одноклассников Лены, с которым она знакомится в самом начале; его поведение типично для хулигана — он кривляется, паясничает, ведет себя дерзко и шумно, напоминая клоуна; использование прозвища Рыжий вместо имени подчеркивает важность ярлыков в подростковой среде.
Выводы. Путем анализа коммуникативных ситуаций мы пришли к выводу, что в речи Лены преобладают глаголы, отражая ее динамичное восприятие мира и сосредоточенность на действии. Глаголы обычно описывают события, эмоции и реакции героини, подчеркивая ее активное взаимодействие с окружающим миром. Внимание подростка сосредоточено на своих собственных действиях и на действиях других ребят. Преимущество глагольных единиц характеризует Лену как эмоционально яркую и активную личность, которой свойственны внутренняя динамичность и сопротивление внешним обстоятельствам.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: sabira.valieva.2003@mail.ru
студентка, группа 5401-440301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараReferences
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Едиториал УРСС, 2002. 261 с.
- Иванова Е.Н. Аспекты изучения языковой личности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. 116 с. EDN: CEUXJO
- Железников В.К. Чучело. Москва: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. 348 с.
Supplementary files



