Теоретические основы проблемы управления динамикой движения обучающихся в организациях дополнительного образования

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Дополнительное образование детей в обществе XXI века — одна из важнейших составляющих системы образования Российской Федерации. Решение задач, которые отражены в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», а именно — увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием [1], невозможно без улучшения динамики движения обучающихся в условиях современной системы организаций дополнительного образования [5, 6]. С другой стороны, управленческий процесс должен быть также направлен и на сохранность контингента обучающихся в организациях дополнительного образования. В рамках исследования были выявлены факторы и мотивы, влияющие на динамику движения обучающихся в организациях дополнительного образования [2, 3]. Среди них: платность дополнительного образования, отсутствие мотивации, устаревшая образовательная программа, несовременные формы занятий, большая занятость в общеобразовательных учреждениях. Для подтверждения теоретических аспектов было проведено эмпирическое исследование среди обучающихся и их законных представителей в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества "Премьера"» городского округа Самара. В опросе были использованы следующие факторы: устаревшая программа обучения, не нашли общий язык с педагогом, поменяли место жительства, месторасположение, гибкий график обучения, педагогический коллектив, интегрированные занятия, инновационные программы обучения. Были выявлены методы, которые влияют на положительную динамику движения обучающихся в организациях дополнительного образования.

Цель — выявить основные теоретико-концептуальные подходы к решению проблемы динамики движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования.

Методы. В исследовании применялись теоретические методы (анализ научной литературы, сравнение, обобщение), а также опросные методы (беседы, анкетирование).

Результаты. Факторы и мотивы [2, 3], выявленные в ходе исследования, напрямую влияют на методы, корректирующие управленческий процесс динамики движения обучающихся в организациях дополнительного образования. Данные, полученные в ходе работы, были разделены на две группы [1]. Обучающиеся предложили следующее решение [4, 5]: внедрение интегрированных занятий и инновационных программ обучения. Законные представители предложили следующее: введение в образовательный процесс инновационных программ обучения [6].

В ходе исследования было выявлено, что основным фактором, способствующим улучшению динамики движения обучающихся среди опрошенных групп, является инновационная программа обучения. В рамках руководства и организации деятельностью в учебном заведении, используя одну из функций управления — анализ, мы выявили, что посредством внедрения инновационных форм обучения, состоящих из учебно-методического комплекса, мы можем как «управленцы» повлиять на динамику движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования.

Выводы. В ходе анализа исследования были найдены управленческие решения, которые напрямую способствуют улучшению динамики движения обучающихся и стабильности сохранности контингента. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс динамики движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования напрямую зависит от инновационных форм обучения.

Full Text

Обоснование. Дополнительное образование детей в обществе XXI века — одна из важнейших составляющих системы образования Российской Федерации. Решение задач, которые отражены в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», а именно — увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием [1], невозможно без улучшения динамики движения обучающихся в условиях современной системы организаций дополнительного образования [5, 6]. С другой стороны, управленческий процесс должен быть также направлен и на сохранность контингента обучающихся в организациях дополнительного образования. В рамках исследования были выявлены факторы и мотивы, влияющие на динамику движения обучающихся в организациях дополнительного образования [2, 3]. Среди них: платность дополнительного образования, отсутствие мотивации, устаревшая образовательная программа, несовременные формы занятий, большая занятость в общеобразовательных учреждениях. Для подтверждения теоретических аспектов было проведено эмпирическое исследование среди обучающихся и их законных представителей в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества "Премьера"» городского округа Самара. В опросе были использованы следующие факторы: устаревшая программа обучения, не нашли общий язык с педагогом, поменяли место жительства, месторасположение, гибкий график обучения, педагогический коллектив, интегрированные занятия, инновационные программы обучения. Были выявлены методы, которые влияют на положительную динамику движения обучающихся в организациях дополнительного образования.

Цель — выявить основные теоретико-концептуальные подходы к решению проблемы динамики движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования.

Методы. В исследовании применялись теоретические методы (анализ научной литературы, сравнение, обобщение), а также опросные методы (беседы, анкетирование).

Результаты. Факторы и мотивы [2, 3], выявленные в ходе исследования, напрямую влияют на методы, корректирующие управленческий процесс динамики движения обучающихся в организациях дополнительного образования. Данные, полученные в ходе работы, были разделены на две группы [1]. Обучающиеся предложили следующее решение [4, 5]: внедрение интегрированных занятий и инновационных программ обучения. Законные представители предложили следующее: введение в образовательный процесс инновационных программ обучения [6].

В ходе исследования было выявлено, что основным фактором, способствующим улучшению динамики движения обучающихся среди опрошенных групп, является инновационная программа обучения. В рамках руководства и организации деятельностью в учебном заведении, используя одну из функций управления — анализ, мы выявили, что посредством внедрения инновационных форм обучения, состоящих из учебно-методического комплекса, мы можем как «управленцы» повлиять на динамику движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования.

Выводы. В ходе анализа исследования были найдены управленческие решения, которые напрямую способствуют улучшению динамики движения обучающихся и стабильности сохранности контингента. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс динамики движения обучающихся в системе организаций дополнительного образования напрямую зависит от инновационных форм обучения.

×

About the authors

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал

Author for correspondence.
Email: yanadorogova737@gmail.com

студентка, факультет педагогики и психологии

Russian Federation, Самара

References

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста. В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. С. 244–268.
  2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. В кн.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Издательство Московского университета, 1981. С. 509–519.
  3. Науменко М.В., Е.А. Воронина. Особенности учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 10(100). С. 464–471. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10 EDN: JVITFK
  4. Собкин В.С., Е.А. Калашникова. Дополнительное образование: как к нему относятся школьники // Народное образование. 2013. № 1(1430). С. 24–31. EDN: RAGQGJ
  5. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Образовательная политика. 2014. № 1(63). С. 27–40. EDN: TMCMDB
  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Москва: Педагогика, 1989. 206 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Дорогова Я.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.