Коммуникативно-речевые особенности содействующей стратегии в педагогическом общении (на примере повестей Н. Вишняковой)

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Содействующая педагогическая коммуникативная стратегия предполагает, что учитель выступает в роли помощника, создавая благоприятную образовательную среду. Эта стратегия способствует развитию коммуникативных навыков, уверенности и мотивации у учащихся. В данной статье рассматриваются тактики содействующей стратегии, применяемые главной героиней повестей — учителем Виолеттой Фиолетовной.

Цель — изучить эффективность содействующей стратегии в формировании мотивации и комфортной образовательной среды для ученика.

Методы. Анализ текстовых примеров из художественной литературы с выделением ключевых тактик учителя. Рассматриваются прямые и косвенные формы поддержки, мотивационные приемы и их влияние на ученика.

Результаты. В рамках содействующей стратегии учитель выступает как помощник при получении образования школьниками. В.В. Игнатова и Л.Н. Барановская дают следующее определение стратегии содействия: «сознательное деятельное участие педагога по оказанию помощи, поддержки воспитаннику» [1, с. 48]. Благодаря взаимной работе педагога и ученика у второго улучшаются коммуникативные навыки, что способствует более точному выражению своих мыслей и умению слушать и слышать других людей.

  1. Поддержка и поощрение в образовательной среде — тактика, позволяющая наладить благоприятную атмосферу в классе, а также укрепить уверенность учеников в достижении ими успехов в образовательном процессе.

–«Ни в чем себе не отказывай! Хочешь спросить — спроси» [2, с. 96] — поощрение к проявлению активности и любознательности ученика. Виолетта Фиолетовна дает понять Дане, что на его вопросы она будет рада ответить. Многие школьники в реальности боятся задать лишний вопрос учителю, чтобы не показаться глупыми. Однако учитель в повести снимает это напряжение разрешением, которое не только позволит ученику узнать ответ, но и будет активизировать его мышление, так как, формулируя вопрос, учащийся учится анализировать информацию, критически ее оценивать и выражать собственное мнение. Глаголы в повелительном наклонении (не отказывай, спроси) выступают как дружеское приглашение к его осуществлению.

  1. Наведение на решение — тактика, применяемая в рамках содействующей стратегии с целью желания помочь ученикам самостоятельно прийти к пониманию и решению проблемы.

–«Надо двигаться, Даня. Не знаю, пойди дорожки подмети. Или мусор выброси» [3, с. 121] — учитель пытается устранить пассивность ученика во время самоизоляции. Предложенные действия, выраженные глаголами в повелительном наклонении (пойди подмети, выброси), незамысловаты, что является неким психологическим барьером перед выполнением любого дела — с малого начинать легче. С точки зрения построения фразы эти выражения пойди подмети и выброси представляют простую структуру, что может быть следствием разговорного стиля, поскольку они типичны для обыденного общения. Виолетта Фиолетовна предлагает конкретные действия, так как при анализе собственного поведения пассивность можно усугубить. Предполагается, что выполнение заданий образует цепную реакцию, после которой ученик сможет перейти от простых к более сложным делам.

Выводы. На уроках Виолетты Фиолетовны активно реализуется содействующая стратегия, направленная на поддержку, поощрение и мотивацию учебной деятельности старшеклассника Дани. Благодаря примененным тактикам, ученик чувствует себя комфортно на занятиях, что также проявляется в выражении эмпатии учителя, уважения к учащемуся. На использование данных тактик влияет и переход обучения в онлайн, так как усиливается потребность в персональном контакте и дополнительной мотивации для поддержания внимания учащегося.

全文:

Обоснование. Содействующая педагогическая коммуникативная стратегия предполагает, что учитель выступает в роли помощника, создавая благоприятную образовательную среду. Эта стратегия способствует развитию коммуникативных навыков, уверенности и мотивации у учащихся. В данной статье рассматриваются тактики содействующей стратегии, применяемые главной героиней повестей — учителем Виолеттой Фиолетовной.

Цель — изучить эффективность содействующей стратегии в формировании мотивации и комфортной образовательной среды для ученика.

Методы. Анализ текстовых примеров из художественной литературы с выделением ключевых тактик учителя. Рассматриваются прямые и косвенные формы поддержки, мотивационные приемы и их влияние на ученика.

Результаты. В рамках содействующей стратегии учитель выступает как помощник при получении образования школьниками. В.В. Игнатова и Л.Н. Барановская дают следующее определение стратегии содействия: «сознательное деятельное участие педагога по оказанию помощи, поддержки воспитаннику» [1, с. 48]. Благодаря взаимной работе педагога и ученика у второго улучшаются коммуникативные навыки, что способствует более точному выражению своих мыслей и умению слушать и слышать других людей.

  1. Поддержка и поощрение в образовательной среде — тактика, позволяющая наладить благоприятную атмосферу в классе, а также укрепить уверенность учеников в достижении ими успехов в образовательном процессе.

–«Ни в чем себе не отказывай! Хочешь спросить — спроси» [2, с. 96] — поощрение к проявлению активности и любознательности ученика. Виолетта Фиолетовна дает понять Дане, что на его вопросы она будет рада ответить. Многие школьники в реальности боятся задать лишний вопрос учителю, чтобы не показаться глупыми. Однако учитель в повести снимает это напряжение разрешением, которое не только позволит ученику узнать ответ, но и будет активизировать его мышление, так как, формулируя вопрос, учащийся учится анализировать информацию, критически ее оценивать и выражать собственное мнение. Глаголы в повелительном наклонении (не отказывай, спроси) выступают как дружеское приглашение к его осуществлению.

  1. Наведение на решение — тактика, применяемая в рамках содействующей стратегии с целью желания помочь ученикам самостоятельно прийти к пониманию и решению проблемы.

–«Надо двигаться, Даня. Не знаю, пойди дорожки подмети. Или мусор выброси» [3, с. 121] — учитель пытается устранить пассивность ученика во время самоизоляции. Предложенные действия, выраженные глаголами в повелительном наклонении (пойди подмети, выброси), незамысловаты, что является неким психологическим барьером перед выполнением любого дела — с малого начинать легче. С точки зрения построения фразы эти выражения пойди подмети и выброси представляют простую структуру, что может быть следствием разговорного стиля, поскольку они типичны для обыденного общения. Виолетта Фиолетовна предлагает конкретные действия, так как при анализе собственного поведения пассивность можно усугубить. Предполагается, что выполнение заданий образует цепную реакцию, после которой ученик сможет перейти от простых к более сложным делам.

Выводы. На уроках Виолетты Фиолетовны активно реализуется содействующая стратегия, направленная на поддержку, поощрение и мотивацию учебной деятельности старшеклассника Дани. Благодаря примененным тактикам, ученик чувствует себя комфортно на занятиях, что также проявляется в выражении эмпатии учителя, уважения к учащемуся. На использование данных тактик влияет и переход обучения в онлайн, так как усиливается потребность в персональном контакте и дополнительной мотивации для поддержания внимания учащегося.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: zoteevatatiana@yandex.ru

студентка, группа 5401-440301D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Содействие как педагогическая стратегия // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 44–52.
  2. Вишнякова Н.Н. Приступ оптимизма. Виолетта Фиолетовна возвращается. Москва: Пять четвертей, 2022. 144 с.
  3. Вишнякова Н.Н. Виолетта Фиолетовна онлайн и наяву. Москва: Пять четвертей, 2023. 192 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Зотеева Т.С., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可