Искусственный интеллект как соавтор изобразительного искусства в контексте современной культуры: вызовы, противоречия, возможности
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский государственный институт культуры
- 期: 卷 2 (2025)
- 页面: 286-287
- 栏目: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- ##submission.dateSubmitted##: 17.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 30.05.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679836
- ID: 679836
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. С ускорением развития искусственного интеллекта (ИИ) его применение в творческих областях становится все более распространенным. Однако это поднимает важную проблему определения роли ИИ в художественном процессе и ведет к переосмыслению понятия авторства в контексте коллаборации человека и машины. Традиционное понимание автора как единственного творца сталкивается с вызовами, связанными с использованием нейросетей в генерации произведений искусства. Это ставит вопросы об авторских правах, художественной ценности и влиянии на формирование эстетических вкусов общества.
Вопрос о создании произведений искусства ИИ стал особенно актуальным в последние годы. Внедрение ИИ в творческие процессы затрагивает не только юридические и экономические аспекты, но и фундаментальные вопросы о природе творчества, роли художника и ценности искусства в целом. Понимание этих процессов необходимо для адаптации культурной политики, развития законодательства и формирования этических норм в эпоху цифрового искусства.
Цель — анализ роли ИИ как соавтора в современной культуре, включая изучение его влияния на творческий процесс, переосмысление понятия авторства и изменения в восприятии искусства. Важно рассмотреть как положительные аспекты, такие как демократизация искусства и расширение творческих возможностей, так и негативные последствия, включая риски стандартизации, обесценивания труда художников и проблемы авторского права. Историографические предпосылки темы нашли отражение в трудах В. Флюссера, А. Хертсманна, А. Дружининой, Р. Виейра и других исследователей [1–5].
Методы. Для достижения поставленной цели в исследовании применяются методы анализа и синтеза, позволяющие детально изучить процесс создания искусства, созданного искусственным интеллектом, и сформировать целостное понимание этого феномена. Использование статистических методов, таких как анализ данных поисковых запросов, помогает оценить общественный интерес к ИИ-генераторам изображений и их влияние на рынок искусства. Рассматриваются также теоретические работы и практические примеры использования нейросетей в искусстве, что позволяет выявить ключевые тенденции и противоречия.
Результаты. Исследование показало, что ИИ открывает новые возможности для творчества, делая искусство более доступным для широкой аудитории. Однако выявлены и значительные риски, такие как потеря уникальности художественных произведений, перенасыщение рынка и проблемы с авторскими правами. Анализ практических примеров, таких как нейросети GAN и DALL-E, подтвердил, что искусственный интеллект способен создавать оригинальные работы, но их ценность и креативность остаются предметом дискуссий. Кроме того, обнаружено, что общество активно интересуется ИИ-генераторами, что свидетельствует об их растущем влиянии на культуру.
Выводы. ИИ оказывает глубокое и многогранное влияние на изобразительное искусство, становясь в современной культуре неотъемлемой частью творческого процесса. Однако его использование требует осознанного подхода, направленного на сохранение уникальности человеческого видения и мастерства. Будущее искусства, вероятно, будет определяться сотрудничеством человека и машины, где искусственный интеллект выступает в роли партнера, расширяющего границы возможного. Важно разработать этические и правовые нормы, которые позволят максимально использовать потенциал ИИ, избегая при этом негативных последствий для культуры и творчества.
全文:
Обоснование. С ускорением развития искусственного интеллекта (ИИ) его применение в творческих областях становится все более распространенным. Однако это поднимает важную проблему определения роли ИИ в художественном процессе и ведет к переосмыслению понятия авторства в контексте коллаборации человека и машины. Традиционное понимание автора как единственного творца сталкивается с вызовами, связанными с использованием нейросетей в генерации произведений искусства. Это ставит вопросы об авторских правах, художественной ценности и влиянии на формирование эстетических вкусов общества.
Вопрос о создании произведений искусства ИИ стал особенно актуальным в последние годы. Внедрение ИИ в творческие процессы затрагивает не только юридические и экономические аспекты, но и фундаментальные вопросы о природе творчества, роли художника и ценности искусства в целом. Понимание этих процессов необходимо для адаптации культурной политики, развития законодательства и формирования этических норм в эпоху цифрового искусства.
Цель — анализ роли ИИ как соавтора в современной культуре, включая изучение его влияния на творческий процесс, переосмысление понятия авторства и изменения в восприятии искусства. Важно рассмотреть как положительные аспекты, такие как демократизация искусства и расширение творческих возможностей, так и негативные последствия, включая риски стандартизации, обесценивания труда художников и проблемы авторского права. Историографические предпосылки темы нашли отражение в трудах В. Флюссера, А. Хертсманна, А. Дружининой, Р. Виейра и других исследователей [1–5].
Методы. Для достижения поставленной цели в исследовании применяются методы анализа и синтеза, позволяющие детально изучить процесс создания искусства, созданного искусственным интеллектом, и сформировать целостное понимание этого феномена. Использование статистических методов, таких как анализ данных поисковых запросов, помогает оценить общественный интерес к ИИ-генераторам изображений и их влияние на рынок искусства. Рассматриваются также теоретические работы и практические примеры использования нейросетей в искусстве, что позволяет выявить ключевые тенденции и противоречия.
Результаты. Исследование показало, что ИИ открывает новые возможности для творчества, делая искусство более доступным для широкой аудитории. Однако выявлены и значительные риски, такие как потеря уникальности художественных произведений, перенасыщение рынка и проблемы с авторскими правами. Анализ практических примеров, таких как нейросети GAN и DALL-E, подтвердил, что искусственный интеллект способен создавать оригинальные работы, но их ценность и креативность остаются предметом дискуссий. Кроме того, обнаружено, что общество активно интересуется ИИ-генераторами, что свидетельствует об их растущем влиянии на культуру.
Выводы. ИИ оказывает глубокое и многогранное влияние на изобразительное искусство, становясь в современной культуре неотъемлемой частью творческого процесса. Однако его использование требует осознанного подхода, направленного на сохранение уникальности человеческого видения и мастерства. Будущее искусства, вероятно, будет определяться сотрудничеством человека и машины, где искусственный интеллект выступает в роли партнера, расширяющего границы возможного. Важно разработать этические и правовые нормы, которые позволят максимально использовать потенциал ИИ, избегая при этом негативных последствий для культуры и творчества.
作者简介
Самарский государственный институт культуры
编辑信件的主要联系方式.
Email: ekaterinagavrilina753@gmail.com
студентка, группа СКД-223, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
俄罗斯联邦, Самара参考
- Дружинина А. Художник и нейросеть: конфликт, диалог, сотрудничество // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2024. № 2. С. 58–65. doi: 10.14529/ssh240207 EDN: QSKBDY
- Дружинина А. Художник и нейросеть: симбиоз будущего // Вестник Российского государственного художественно-промышленного универстета им. С.Г. Строганова. 2023. № 3. С. 39–57.
- Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2024. 158 с.
- Hertzmann A. Aesthetics of neural network art // arXiv. 2019. doi: 10.48550/arXiv.1903.05696
- Vieira R., Schiavoni F.L. Neural networks and digital arts: some reflections // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2022. Vol. 1, N 1. P. 11–18. doi: 10.55708/js0101002
补充文件



