Информационные потребности студентов творческого вуза

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Статья направлена на анализ выявленных актуальных информационных потребностей студентов творческих вузов и процесса их удовлетворения средствами библиотечно-информационного обеспечения.

Цель — практический анализ структуры и специфики информационных потребностей студентов творческих направлений подготовки и поиск эффективных подходов к их удовлетворению библиотекой с учетом особенностей креативного образовательного процесса.

Методы. Анализ статистики электронной библиотечной системы «Лань». При анализе данных рассматривались электронные ресурсы, авторами которых являются преподаватели Самарского государственного института культуры.

Результаты. В соответствии с полученными данными (табл. 1 и 2), можно сделать вывод, что лучше всего со студентами работает факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий. На факультете обучаются будущие библиотекари, культурологи и менеджеры социально-культурной деятельности, у которых чаще всего получается или составить конкретный запрос для поиска информации, или разбить общую тему работы на меньшие пункты и работать по такому плану.

 

Таблица 1. Количество студентов очной формы обучения

Факультет

Количество студентов, человек

Количество студентов, %

Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК)

153

18

Театральный (ТФ)

115

13,6

Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ)

336

28,8

Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК)

244

39,6

 

Таблица 2. Количество изданий и обращений

Факультет

Количество изданий/обращений

Количество изданий/обращений, %

Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК)

9/98

37,5/22,7

Театральный (ТФ)

1/12

4,2/2,8

Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ)

8/233

33,3/53,9

Современного искусства

и художественных коммуникаций (ФСИиХК)

6/89

25/20,6

 

Следом за ФКСКиИТ идет музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК). Количество обращений в разы ниже, чем у предыдущего факультета, так как численность студентов-музыкантов меньше, чем студентов факультета культурологии. Но результат анализа позволяет говорить о том, что профессорско-преподавательский состав рекомендует студентам обращаться к электронным ресурсам.

Факультет современного искусства и художественных коммуникаций самый многочисленный по количеству студентов. Поэтому соотношение с 6 учебными ресурсами и 89 обращениями за год указывает на недостаток работы с информационными источниками. Так же как и у театрального факультета, 1 учебный ресурс и 12 обращений за 2024 год. Неспособность студентов разыскать релевантные источники, неумение преподавателей объяснить, как искать, как обращаться с ресурсами, общее незнание научной этики дают плачевные результаты: при ежегодной проверке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров ВКР двух последних факультетов показывают самые низкие проценты оригинальности.

Анализ информационных запросов позволяет выделить несколько типов потребностей, характерных для обучающихся по творческим направлениям подготовки:

–учебные и образовательные потребности, возникающие в связи с выполнением типовых академических заданий. В данном контексте ключевое значение приобретают доступ к учебникам, учебно-методическим материалам и пособиям;

–проектно-практические потребности, проявляющиеся в процессе создания индивидуальных или коллективных творческих продуктов;

–рефлексивно-исследовательские потребности, обусловленные стремлением к теоретическому осмыслению собственной практики, расширению методологической базы и установлению междисциплинарных связей;

–ориентирующие потребности представляют собой важную категорию, связанную с поиском визуальных образцов, культурных аналогов, архивных материалов и других источников творческого вдохновения.

Такая типология позволяет точнее описывать поведение пользователей и выстраивать библиотечные сервисы с учетом их конкретных задач.

Выводы. Эффективное сопровождение студентов в процессе информационного поиска предполагает регулярное включение таких навыков в учебные задания, готовность преподавателя к совместной навигации в информационном пространстве, особенно в случае сложных или междисциплинарных проектов. ППС играет ключевую роль в снижении барьеров, препятствующих полноценной работе студентов с информацией, и способствует выстраиванию устойчивых моделей академического и творческого взаимодействия с источниками, что облегчает процесс поиска ресурсов и позволяет более эффективно составлять запросы.

Full Text

Обоснование. Статья направлена на анализ выявленных актуальных информационных потребностей студентов творческих вузов и процесса их удовлетворения средствами библиотечно-информационного обеспечения.

Цель — практический анализ структуры и специфики информационных потребностей студентов творческих направлений подготовки и поиск эффективных подходов к их удовлетворению библиотекой с учетом особенностей креативного образовательного процесса.

Методы. Анализ статистики электронной библиотечной системы «Лань». При анализе данных рассматривались электронные ресурсы, авторами которых являются преподаватели Самарского государственного института культуры.

Результаты. В соответствии с полученными данными (табл. 1 и 2), можно сделать вывод, что лучше всего со студентами работает факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий. На факультете обучаются будущие библиотекари, культурологи и менеджеры социально-культурной деятельности, у которых чаще всего получается или составить конкретный запрос для поиска информации, или разбить общую тему работы на меньшие пункты и работать по такому плану.

 

Таблица 1. Количество студентов очной формы обучения

Факультет

Количество студентов, человек

Количество студентов, %

Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК)

153

18

Театральный (ТФ)

115

13,6

Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ)

336

28,8

Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК)

244

39,6

 

Таблица 2. Количество изданий и обращений

Факультет

Количество изданий/обращений

Количество изданий/обращений, %

Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК)

9/98

37,5/22,7

Театральный (ТФ)

1/12

4,2/2,8

Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ)

8/233

33,3/53,9

Современного искусства

и художественных коммуникаций (ФСИиХК)

6/89

25/20,6

 

Следом за ФКСКиИТ идет музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК). Количество обращений в разы ниже, чем у предыдущего факультета, так как численность студентов-музыкантов меньше, чем студентов факультета культурологии. Но результат анализа позволяет говорить о том, что профессорско-преподавательский состав рекомендует студентам обращаться к электронным ресурсам.

Факультет современного искусства и художественных коммуникаций самый многочисленный по количеству студентов. Поэтому соотношение с 6 учебными ресурсами и 89 обращениями за год указывает на недостаток работы с информационными источниками. Так же как и у театрального факультета, 1 учебный ресурс и 12 обращений за 2024 год. Неспособность студентов разыскать релевантные источники, неумение преподавателей объяснить, как искать, как обращаться с ресурсами, общее незнание научной этики дают плачевные результаты: при ежегодной проверке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров ВКР двух последних факультетов показывают самые низкие проценты оригинальности.

Анализ информационных запросов позволяет выделить несколько типов потребностей, характерных для обучающихся по творческим направлениям подготовки:

–учебные и образовательные потребности, возникающие в связи с выполнением типовых академических заданий. В данном контексте ключевое значение приобретают доступ к учебникам, учебно-методическим материалам и пособиям;

–проектно-практические потребности, проявляющиеся в процессе создания индивидуальных или коллективных творческих продуктов;

–рефлексивно-исследовательские потребности, обусловленные стремлением к теоретическому осмыслению собственной практики, расширению методологической базы и установлению междисциплинарных связей;

–ориентирующие потребности представляют собой важную категорию, связанную с поиском визуальных образцов, культурных аналогов, архивных материалов и других источников творческого вдохновения.

Такая типология позволяет точнее описывать поведение пользователей и выстраивать библиотечные сервисы с учетом их конкретных задач.

Выводы. Эффективное сопровождение студентов в процессе информационного поиска предполагает регулярное включение таких навыков в учебные задания, готовность преподавателя к совместной навигации в информационном пространстве, особенно в случае сложных или междисциплинарных проектов. ППС играет ключевую роль в снижении барьеров, препятствующих полноценной работе студентов с информацией, и способствует выстраиванию устойчивых моделей академического и творческого взаимодействия с источниками, что облегчает процесс поиска ресурсов и позволяет более эффективно составлять запросы.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: Lera.L-93@yandex.ru

студентка, группа БИДмз223, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Леонтьева В.Э.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.