Информационные потребности студентов творческого вуза
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 376-377
- Section: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
- Submitted: 17.05.2025
- Accepted: 30.05.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679839
- ID: 679839
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Статья направлена на анализ выявленных актуальных информационных потребностей студентов творческих вузов и процесса их удовлетворения средствами библиотечно-информационного обеспечения.
Цель — практический анализ структуры и специфики информационных потребностей студентов творческих направлений подготовки и поиск эффективных подходов к их удовлетворению библиотекой с учетом особенностей креативного образовательного процесса.
Методы. Анализ статистики электронной библиотечной системы «Лань». При анализе данных рассматривались электронные ресурсы, авторами которых являются преподаватели Самарского государственного института культуры.
Результаты. В соответствии с полученными данными (табл. 1 и 2), можно сделать вывод, что лучше всего со студентами работает факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий. На факультете обучаются будущие библиотекари, культурологи и менеджеры социально-культурной деятельности, у которых чаще всего получается или составить конкретный запрос для поиска информации, или разбить общую тему работы на меньшие пункты и работать по такому плану.
Таблица 1. Количество студентов очной формы обучения
Факультет | Количество студентов, человек | Количество студентов, % |
Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК) | 153 | 18 |
Театральный (ТФ) | 115 | 13,6 |
Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ) | 336 | 28,8 |
Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК) | 244 | 39,6 |
Таблица 2. Количество изданий и обращений
Факультет | Количество изданий/обращений | Количество изданий/обращений, % |
Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК) | 9/98 | 37,5/22,7 |
Театральный (ТФ) | 1/12 | 4,2/2,8 |
Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ) | 8/233 | 33,3/53,9 |
Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК) | 6/89 | 25/20,6 |
Следом за ФКСКиИТ идет музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК). Количество обращений в разы ниже, чем у предыдущего факультета, так как численность студентов-музыкантов меньше, чем студентов факультета культурологии. Но результат анализа позволяет говорить о том, что профессорско-преподавательский состав рекомендует студентам обращаться к электронным ресурсам.
Факультет современного искусства и художественных коммуникаций самый многочисленный по количеству студентов. Поэтому соотношение с 6 учебными ресурсами и 89 обращениями за год указывает на недостаток работы с информационными источниками. Так же как и у театрального факультета, 1 учебный ресурс и 12 обращений за 2024 год. Неспособность студентов разыскать релевантные источники, неумение преподавателей объяснить, как искать, как обращаться с ресурсами, общее незнание научной этики дают плачевные результаты: при ежегодной проверке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров ВКР двух последних факультетов показывают самые низкие проценты оригинальности.
Анализ информационных запросов позволяет выделить несколько типов потребностей, характерных для обучающихся по творческим направлениям подготовки:
–учебные и образовательные потребности, возникающие в связи с выполнением типовых академических заданий. В данном контексте ключевое значение приобретают доступ к учебникам, учебно-методическим материалам и пособиям;
–проектно-практические потребности, проявляющиеся в процессе создания индивидуальных или коллективных творческих продуктов;
–рефлексивно-исследовательские потребности, обусловленные стремлением к теоретическому осмыслению собственной практики, расширению методологической базы и установлению междисциплинарных связей;
–ориентирующие потребности представляют собой важную категорию, связанную с поиском визуальных образцов, культурных аналогов, архивных материалов и других источников творческого вдохновения.
Такая типология позволяет точнее описывать поведение пользователей и выстраивать библиотечные сервисы с учетом их конкретных задач.
Выводы. Эффективное сопровождение студентов в процессе информационного поиска предполагает регулярное включение таких навыков в учебные задания, готовность преподавателя к совместной навигации в информационном пространстве, особенно в случае сложных или междисциплинарных проектов. ППС играет ключевую роль в снижении барьеров, препятствующих полноценной работе студентов с информацией, и способствует выстраиванию устойчивых моделей академического и творческого взаимодействия с источниками, что облегчает процесс поиска ресурсов и позволяет более эффективно составлять запросы.
Full Text
Обоснование. Статья направлена на анализ выявленных актуальных информационных потребностей студентов творческих вузов и процесса их удовлетворения средствами библиотечно-информационного обеспечения.
Цель — практический анализ структуры и специфики информационных потребностей студентов творческих направлений подготовки и поиск эффективных подходов к их удовлетворению библиотекой с учетом особенностей креативного образовательного процесса.
Методы. Анализ статистики электронной библиотечной системы «Лань». При анализе данных рассматривались электронные ресурсы, авторами которых являются преподаватели Самарского государственного института культуры.
Результаты. В соответствии с полученными данными (табл. 1 и 2), можно сделать вывод, что лучше всего со студентами работает факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий. На факультете обучаются будущие библиотекари, культурологи и менеджеры социально-культурной деятельности, у которых чаще всего получается или составить конкретный запрос для поиска информации, или разбить общую тему работы на меньшие пункты и работать по такому плану.
Таблица 1. Количество студентов очной формы обучения
Факультет | Количество студентов, человек | Количество студентов, % |
Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК) | 153 | 18 |
Театральный (ТФ) | 115 | 13,6 |
Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ) | 336 | 28,8 |
Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК) | 244 | 39,6 |
Таблица 2. Количество изданий и обращений
Факультет | Количество изданий/обращений | Количество изданий/обращений, % |
Музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК) | 9/98 | 37,5/22,7 |
Театральный (ТФ) | 1/12 | 4,2/2,8 |
Культурологии, социально-культурных и информационных технологий (ФКСКиИТ) | 8/233 | 33,3/53,9 |
Современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК) | 6/89 | 25/20,6 |
Следом за ФКСКиИТ идет музыкально-исполнительский факультет (консерватория) (МИФК). Количество обращений в разы ниже, чем у предыдущего факультета, так как численность студентов-музыкантов меньше, чем студентов факультета культурологии. Но результат анализа позволяет говорить о том, что профессорско-преподавательский состав рекомендует студентам обращаться к электронным ресурсам.
Факультет современного искусства и художественных коммуникаций самый многочисленный по количеству студентов. Поэтому соотношение с 6 учебными ресурсами и 89 обращениями за год указывает на недостаток работы с информационными источниками. Так же как и у театрального факультета, 1 учебный ресурс и 12 обращений за 2024 год. Неспособность студентов разыскать релевантные источники, неумение преподавателей объяснить, как искать, как обращаться с ресурсами, общее незнание научной этики дают плачевные результаты: при ежегодной проверке выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров ВКР двух последних факультетов показывают самые низкие проценты оригинальности.
Анализ информационных запросов позволяет выделить несколько типов потребностей, характерных для обучающихся по творческим направлениям подготовки:
–учебные и образовательные потребности, возникающие в связи с выполнением типовых академических заданий. В данном контексте ключевое значение приобретают доступ к учебникам, учебно-методическим материалам и пособиям;
–проектно-практические потребности, проявляющиеся в процессе создания индивидуальных или коллективных творческих продуктов;
–рефлексивно-исследовательские потребности, обусловленные стремлением к теоретическому осмыслению собственной практики, расширению методологической базы и установлению междисциплинарных связей;
–ориентирующие потребности представляют собой важную категорию, связанную с поиском визуальных образцов, культурных аналогов, архивных материалов и других источников творческого вдохновения.
Такая типология позволяет точнее описывать поведение пользователей и выстраивать библиотечные сервисы с учетом их конкретных задач.
Выводы. Эффективное сопровождение студентов в процессе информационного поиска предполагает регулярное включение таких навыков в учебные задания, готовность преподавателя к совместной навигации в информационном пространстве, особенно в случае сложных или междисциплинарных проектов. ППС играет ключевую роль в снижении барьеров, препятствующих полноценной работе студентов с информацией, и способствует выстраиванию устойчивых моделей академического и творческого взаимодействия с источниками, что облегчает процесс поиска ресурсов и позволяет более эффективно составлять запросы.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: Lera.L-93@yandex.ru
студентка, группа БИДмз223, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Russian Federation, СамараSupplementary files



