Проблема сюжета подростковой повести на примере повестей В.П. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А.В. Жвалевского, Е.Б. Пастернак «Время всегда хорошее»

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование: сюжет подростковой повести — явление уникальное. Это актуальная словесность, отвечающая потребностям подростков. В ходе анализа мы придем к выводу о том, трансформировался ли сюжет подростковой повести с течением времени и чем обусловлена эта трансформация.

Цель — выявить специфику сюжета подростковых повестей и понять, трансформировался ли сюжет со временем.

Методы. Анализ составляющих сюжета (форма повествования, пространственно-временная характеристика, состав участников событий, пересечение границ событий), выявление характерных особенностей советской и современной повестей, сопоставление.

Результаты. Подростковую повесть отличают остросюжетность, неожиданные события, социальная и нравственная направленность.

Анализируемые повести написаны в разное время: «Та сторона, где ветер» — в 1965 году, «Время всегда хорошее» — 2008–2009 гг.

В основе сюжетов повестей — повседневная жизнь подростков. В центре «Той стороны, где ветер» — история Владика и Генки. События, происходящие с ними, описываются отдельно до встречи героев. Их судьбы различны. Однако их объединяет увлечение, оно же становится поводом для знакомства мальчиков, развития событий, внутреннего взросления героев. Они становятся друзьями, помогают друг другу справиться с проблемами. Тема помощи сквозная. Все события происходят в повседневной, привычной обстановке.

В основе современной повести — сюжет о «попаданцах». Оля и Витя оказываются в чужом времени. Они, как и герои советской повести, сталкиваются с проблемами, которые помогают друг другу преодолеть.

Анализируемые повести отличает форма повествования: в повести В.П. Крапивина недиегетический повествователь. Его речь чередуется с диалогами центральных героев. Повествователь комментирует события, помогая читателю-подростку делать вывод, вступает в «диалог» с героями. Ему принадлежит и завершающая точка зрения. Сюжет представлен несколькими сюжетными линиями, поэтому роль повествователя особенно важна.

Современную повесть отличает повествование от первого лица. Подростки ищут наставников в своей среде, поэтому в повести нет субъектов речи, говорящих, как всезнающий автор.

В повести «Та сторона, где ветер» большое внимание уделяется описанию окружающего мира, что важно для образной системы произведения. Перед читателем два взгляда на происходящее: внутренний (героя) и внешний (повествователя). В современной повести мы видим мир исключительно глазами героя.

Подростки советской повести стремятся к «объединению», а современным героям характерны самостоятельные размышления наедине с собой.

Смена сюжетных линий повестей связана с пересечением пространственно-временных границ. В советской повести три плана, каждый из которых имеет функциональное значение: реальность, пространство воображения героев и сон. Со сменой сюжетных линий сменяется и центральный герой. Современная повесть делится на прошлое (1980) и будущее (2018). В 2018 году к реальному жизненному пространству героев добавляется виртуальное пространство Интернета. Восприятие происходящего упрощается за счет использования дневниковых записей.

Сюжет повестей — сюжет испытания. Герои, проходя инициацию, приобретают новые качества. Тематика и проблематика подростковой прозы максимально соотносится с жизнью читателя.

Выводы. С течением времени сюжет подростковой повести трансформировался в связи с изменением социальных реалий, на которые ориентировалась подростковая литература, мировосприятия подростков, к которым она обращена. Различие между повестями объясняется тем, что советская подростковая литература ориентировалась на изображение социально-психологических проблем в условиях повседневной жизни. Сюжет отличает сложность построения, многослойность. Современные писатели стремятся максимально сократить дистанцию между героем и читателем, чтобы он мог самостоятельно сделать правильные выводы. Делается акцент на исключительных, фантастических, однако простых сюжетах, чтобы вызвать интерес читателя. Меняется и коммуникативная цель, и стратегия автора.

全文:

Обоснование: сюжет подростковой повести — явление уникальное. Это актуальная словесность, отвечающая потребностям подростков. В ходе анализа мы придем к выводу о том, трансформировался ли сюжет подростковой повести с течением времени и чем обусловлена эта трансформация.

Цель — выявить специфику сюжета подростковых повестей и понять, трансформировался ли сюжет со временем.

Методы. Анализ составляющих сюжета (форма повествования, пространственно-временная характеристика, состав участников событий, пересечение границ событий), выявление характерных особенностей советской и современной повестей, сопоставление.

Результаты. Подростковую повесть отличают остросюжетность, неожиданные события, социальная и нравственная направленность.

Анализируемые повести написаны в разное время: «Та сторона, где ветер» — в 1965 году, «Время всегда хорошее» — 2008–2009 гг.

В основе сюжетов повестей — повседневная жизнь подростков. В центре «Той стороны, где ветер» — история Владика и Генки. События, происходящие с ними, описываются отдельно до встречи героев. Их судьбы различны. Однако их объединяет увлечение, оно же становится поводом для знакомства мальчиков, развития событий, внутреннего взросления героев. Они становятся друзьями, помогают друг другу справиться с проблемами. Тема помощи сквозная. Все события происходят в повседневной, привычной обстановке.

В основе современной повести — сюжет о «попаданцах». Оля и Витя оказываются в чужом времени. Они, как и герои советской повести, сталкиваются с проблемами, которые помогают друг другу преодолеть.

Анализируемые повести отличает форма повествования: в повести В.П. Крапивина недиегетический повествователь. Его речь чередуется с диалогами центральных героев. Повествователь комментирует события, помогая читателю-подростку делать вывод, вступает в «диалог» с героями. Ему принадлежит и завершающая точка зрения. Сюжет представлен несколькими сюжетными линиями, поэтому роль повествователя особенно важна.

Современную повесть отличает повествование от первого лица. Подростки ищут наставников в своей среде, поэтому в повести нет субъектов речи, говорящих, как всезнающий автор.

В повести «Та сторона, где ветер» большое внимание уделяется описанию окружающего мира, что важно для образной системы произведения. Перед читателем два взгляда на происходящее: внутренний (героя) и внешний (повествователя). В современной повести мы видим мир исключительно глазами героя.

Подростки советской повести стремятся к «объединению», а современным героям характерны самостоятельные размышления наедине с собой.

Смена сюжетных линий повестей связана с пересечением пространственно-временных границ. В советской повести три плана, каждый из которых имеет функциональное значение: реальность, пространство воображения героев и сон. Со сменой сюжетных линий сменяется и центральный герой. Современная повесть делится на прошлое (1980) и будущее (2018). В 2018 году к реальному жизненному пространству героев добавляется виртуальное пространство Интернета. Восприятие происходящего упрощается за счет использования дневниковых записей.

Сюжет повестей — сюжет испытания. Герои, проходя инициацию, приобретают новые качества. Тематика и проблематика подростковой прозы максимально соотносится с жизнью читателя.

Выводы. С течением времени сюжет подростковой повести трансформировался в связи с изменением социальных реалий, на которые ориентировалась подростковая литература, мировосприятия подростков, к которым она обращена. Различие между повестями объясняется тем, что советская подростковая литература ориентировалась на изображение социально-психологических проблем в условиях повседневной жизни. Сюжет отличает сложность построения, многослойность. Современные писатели стремятся максимально сократить дистанцию между героем и читателем, чтобы он мог самостоятельно сделать правильные выводы. Делается акцент на исключительных, фантастических, однако простых сюжетах, чтобы вызвать интерес читателя. Меняется и коммуникативная цель, и стратегия автора.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: polyafolomkina.pf@gmail.com

студентка, группа 5472-450301D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Фоломкина П.А., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可