Литературный катарсис: исторические формы и современные модификации
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 372-373
- Section: ЧАСТЬ II. Документационно-информационные науки
- Submitted: 19.05.2025
- Accepted: 03.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679919
- ID: 679919
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Катарсис как процесс эмоционального сброса человеком накопленных в результате сильных переживаний чувств находит проявление в различных сферах его духовной и бытовой деятельности. В его ярком образно-выразительном отражении сходятся различные виды искусства. Художественная литература посредством словесных образов позволяет достичь сопереживания героям, а затем и сострадания, и на разных этапах своего исторического пути порождает бесчисленные эстетические интерпретации этого явления. На рубеже XX и XXI веков, в контексте новых методологических исканий проблема катарсиса привлекла внимание многих литературоведов, что само по себе свидетельствует об актуальности проблемы [1].
Цель — проследить, как литературный катарсис эволюционировал от древнегреческой «Поэтики» Аристотеля до текстов современных авторов, где он обретает совершенно новые формы.
Методы. В ходе исследования были использованы историко-генетический метод, типологический метод, метод сравнения и обобщения, метод анализа художественного текста, библиографический метод.
Результаты. Катарсис в понимании античной литературы — это внутреннее освобождение человека от сильных эмоций посредством страданий. Достигается оно с помощью драматического спектакля, пробуждая вначале страх, гнев, ужас, а затем сопереживание и сострадание. В литературе эпохи Возрождения получил развитие гедонистический катарсис, когда сами переживания в момент их наивысшего пика являются подлинным эстетическим эффектом произведения, и это новое понимание возвышенного очищения человека связано с творчеством Шекспира. В литературе XIX века существовали разные интерпретации катарсиса, сложившиеся под влиянием романтизма и реализма. Романтизм явился основой символьных типов катарсиса: мелодраматического и утопического. Реализм же тяготел к катарсису социальному, проявлением которого стало непримиримое психологическое противоборство героя и общества. В отечественной литературе XIX века утверждается особый тип катарсиса — исповедальный. Суть его заключается в выраженной потребности человека в исповедании сокровенных историй и переживаний, связанных с внутренним «Я» [2]. Конец ХХ века принес в литературу новый вид катарсиса — неокатарсис в понимании «трагическое без героя», когда в центре сюжета оказывается не отдельный человек с пронзительной жизненной историей, а глобальное катастрофическое состояние всего общества.
Выводы. Таким образом, классические и современные литературные модификации эмоционального очищения человека обращены к различным авторским стратегиям в рамках сюжета конкретного произведения. Они противоречивы, неоднозначны, но позволяют читателю по-своему прочувствовать то сострадание, которое было когда-то заложено Аристотелем в понимание трагического. Сегодня как никогда ранее катрасис, а точнее неокатарсис несет в себе глубокий социальный смысл — создание или восстановление гармонических отношений человека и общества, сохранение человеком себя как человека чувствующего.
Full Text
Обоснование. Катарсис как процесс эмоционального сброса человеком накопленных в результате сильных переживаний чувств находит проявление в различных сферах его духовной и бытовой деятельности. В его ярком образно-выразительном отражении сходятся различные виды искусства. Художественная литература посредством словесных образов позволяет достичь сопереживания героям, а затем и сострадания, и на разных этапах своего исторического пути порождает бесчисленные эстетические интерпретации этого явления. На рубеже XX и XXI веков, в контексте новых методологических исканий проблема катарсиса привлекла внимание многих литературоведов, что само по себе свидетельствует об актуальности проблемы [1].
Цель — проследить, как литературный катарсис эволюционировал от древнегреческой «Поэтики» Аристотеля до текстов современных авторов, где он обретает совершенно новые формы.
Методы. В ходе исследования были использованы историко-генетический метод, типологический метод, метод сравнения и обобщения, метод анализа художественного текста, библиографический метод.
Результаты. Катарсис в понимании античной литературы — это внутреннее освобождение человека от сильных эмоций посредством страданий. Достигается оно с помощью драматического спектакля, пробуждая вначале страх, гнев, ужас, а затем сопереживание и сострадание. В литературе эпохи Возрождения получил развитие гедонистический катарсис, когда сами переживания в момент их наивысшего пика являются подлинным эстетическим эффектом произведения, и это новое понимание возвышенного очищения человека связано с творчеством Шекспира. В литературе XIX века существовали разные интерпретации катарсиса, сложившиеся под влиянием романтизма и реализма. Романтизм явился основой символьных типов катарсиса: мелодраматического и утопического. Реализм же тяготел к катарсису социальному, проявлением которого стало непримиримое психологическое противоборство героя и общества. В отечественной литературе XIX века утверждается особый тип катарсиса — исповедальный. Суть его заключается в выраженной потребности человека в исповедании сокровенных историй и переживаний, связанных с внутренним «Я» [2]. Конец ХХ века принес в литературу новый вид катарсиса — неокатарсис в понимании «трагическое без героя», когда в центре сюжета оказывается не отдельный человек с пронзительной жизненной историей, а глобальное катастрофическое состояние всего общества.
Выводы. Таким образом, классические и современные литературные модификации эмоционального очищения человека обращены к различным авторским стратегиям в рамках сюжета конкретного произведения. Они противоречивы, неоднозначны, но позволяют читателю по-своему прочувствовать то сострадание, которое было когда-то заложено Аристотелем в понимание трагического. Сегодня как никогда ранее катрасис, а точнее неокатарсис несет в себе глубокий социальный смысл — создание или восстановление гармонических отношений человека и общества, сохранение человеком себя как человека чувствующего.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: dimitrieva-2004@mail.ru
студентка, группа БВ-322, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Russian Federation, СамараReferences
- Литвиненко Н.А. Некоторые аспекты проблемы катарсиса // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2004. № 10. С. 20–23.
- Фанталова Е.Б. Русский катарсис как исповедальный прием и метод проживания смыслового начала в развитии личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № XXV. С. 59–62. doi: 10.24411/9999-042A-2020-00006 EDN: QUBDFM
Supplementary files



