Образ живого существа в идиостиле А. Платонова

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Актуальность исследования состоит в важности изучения сущности метафоры, которая является средством познания человеком окружающего мира. При написании художественного произведения автор создает посредством различных языковых средств, и в особенности художественной метафоры, свою индивидуально-авторскую картину мира. Поэтому это исследование важно для понимания того, как осуществляются процессы авторского восприятия, структурирования и оценки мира, что раскрывает не только особенности человеческого мышления, но и позволяет увидеть глубинные смыслы художественного произведения.

Цель — исследование моделирования образа живого существа в произведениях А. Платонова как компонента идиостиля писателя.

Методы. При исследовании собранного материала нами были использованы описательный и сравнительный методы научного исследования, а также контекстуальный и компонентный анализ лексем.

Результаты. В ходе исследования мы выяснили, что художественная картина мира писателя передается с помощью разветвленной системы образов.

В творчестве А. Платонова активно используются образы смерти и жизни, это связано с тем, что почти все вещи в мире, который конструирует автор, одушевлены и даже способны чувствовать. Образ смерти используется для описания природы (мертвый блуждающий луч луны; беднеет от смерти рек; давившими траву до смерти), но также он используется для передачи состояния всего окружающего мира (Весь мир …представлял мертвым телом). Мир здесь — это существо, способное умереть, а значит, он обладает живым, чувствующим телом.

В то же время «мертвое» состояние вещи может являть собой лишь временную позицию, один из этапов цикла смены жизни и смерти, который может пойти дальше. На эту переходность указывает частое употребление метафор, моделирующих образ жизни (помогает жить траве; густой жизненный воздух; чуть живущий свет;). Таким образом, мир описывается как умирающий и живой одновременно.

Другой многочисленной группой можно назвать антропоморфные образы: человеческого тела, физиологических процессов, эмоционального состояния, речи, мыслительных операций, волеизъявления, ума и т.д. Все они также направлены на моделирование материальной оболочки мира, его особого тела, частью которого являются и люди. Обратим внимание на ключевые для его описания образы питания и дыхания. Все в мире А. Платонова живет и питается, чтобы выделять живительное тепло (ворошит сытые озера). Дыхание же в его творчестве и есть процесс жизни (меланхолии живущего дыхания).

Образы эмоционального состояния также указывают на одушевленность, чувствительность всех вещей в художественной картине мира А. Платонова, чаще всего в этой группе возникает образ тоски, воплощающий грусть по утраченной радости, что еще раз говорит о пороговом состоянии описанного мира, который потерял свою устойчивость (голый куст: …тоскует по Розе; …только тоска природы-сироты!). Можно обратить внимание, что в этих примерах акцентируется тоска по материнской любви, которую потеряли герои, но вместе с тем это одиночество снова переносится на все окружающее пространство, природа здесь тоже становится сиротой.

Выводы. На основе собранного материала можно сказать, что в произведениях А. Платонова с помощью художественных метафор, моделирующих образ живого существа, передается особый авторский взгляд на мир, в котором все, что окружает героев, живо и мертво одновременно. И люди также находятся на этой границе, они наблюдают отмирание старого и ожидают прихода нового мира, в котором смерть как часть неизменного цикла станет бессильна. Но в творчестве А. Платонова утверждается мысль о том, что мир все еще находится на краю и его устройство остается неподвластно людям.

全文:

Обоснование. Актуальность исследования состоит в важности изучения сущности метафоры, которая является средством познания человеком окружающего мира. При написании художественного произведения автор создает посредством различных языковых средств, и в особенности художественной метафоры, свою индивидуально-авторскую картину мира. Поэтому это исследование важно для понимания того, как осуществляются процессы авторского восприятия, структурирования и оценки мира, что раскрывает не только особенности человеческого мышления, но и позволяет увидеть глубинные смыслы художественного произведения.

Цель — исследование моделирования образа живого существа в произведениях А. Платонова как компонента идиостиля писателя.

Методы. При исследовании собранного материала нами были использованы описательный и сравнительный методы научного исследования, а также контекстуальный и компонентный анализ лексем.

Результаты. В ходе исследования мы выяснили, что художественная картина мира писателя передается с помощью разветвленной системы образов.

В творчестве А. Платонова активно используются образы смерти и жизни, это связано с тем, что почти все вещи в мире, который конструирует автор, одушевлены и даже способны чувствовать. Образ смерти используется для описания природы (мертвый блуждающий луч луны; беднеет от смерти рек; давившими траву до смерти), но также он используется для передачи состояния всего окружающего мира (Весь мир …представлял мертвым телом). Мир здесь — это существо, способное умереть, а значит, он обладает живым, чувствующим телом.

В то же время «мертвое» состояние вещи может являть собой лишь временную позицию, один из этапов цикла смены жизни и смерти, который может пойти дальше. На эту переходность указывает частое употребление метафор, моделирующих образ жизни (помогает жить траве; густой жизненный воздух; чуть живущий свет;). Таким образом, мир описывается как умирающий и живой одновременно.

Другой многочисленной группой можно назвать антропоморфные образы: человеческого тела, физиологических процессов, эмоционального состояния, речи, мыслительных операций, волеизъявления, ума и т.д. Все они также направлены на моделирование материальной оболочки мира, его особого тела, частью которого являются и люди. Обратим внимание на ключевые для его описания образы питания и дыхания. Все в мире А. Платонова живет и питается, чтобы выделять живительное тепло (ворошит сытые озера). Дыхание же в его творчестве и есть процесс жизни (меланхолии живущего дыхания).

Образы эмоционального состояния также указывают на одушевленность, чувствительность всех вещей в художественной картине мира А. Платонова, чаще всего в этой группе возникает образ тоски, воплощающий грусть по утраченной радости, что еще раз говорит о пороговом состоянии описанного мира, который потерял свою устойчивость (голый куст: …тоскует по Розе; …только тоска природы-сироты!). Можно обратить внимание, что в этих примерах акцентируется тоска по материнской любви, которую потеряли герои, но вместе с тем это одиночество снова переносится на все окружающее пространство, природа здесь тоже становится сиротой.

Выводы. На основе собранного материала можно сказать, что в произведениях А. Платонова с помощью художественных метафор, моделирующих образ живого существа, передается особый авторский взгляд на мир, в котором все, что окружает героев, живо и мертво одновременно. И люди также находятся на этой границе, они наблюдают отмирание старого и ожидают прихода нового мира, в котором смерть как часть неизменного цикла станет бессильна. Но в творчестве А. Платонова утверждается мысль о том, что мир все еще находится на краю и его устройство остается неподвластно людям.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: bredneva.dascha@yandex.ru

студентка, группа 5471-450301D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Бреднева Д.М., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可