Образ живого существа в идиостиле А. Платонова
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- 期: 卷 2 (2025)
- 页面: 120-121
- 栏目: ЧАСТЬ II. Русское языкознание и теория языка
- ##submission.dateSubmitted##: 19.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 04.06.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/679953
- ID: 679953
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Актуальность исследования состоит в важности изучения сущности метафоры, которая является средством познания человеком окружающего мира. При написании художественного произведения автор создает посредством различных языковых средств, и в особенности художественной метафоры, свою индивидуально-авторскую картину мира. Поэтому это исследование важно для понимания того, как осуществляются процессы авторского восприятия, структурирования и оценки мира, что раскрывает не только особенности человеческого мышления, но и позволяет увидеть глубинные смыслы художественного произведения.
Цель — исследование моделирования образа живого существа в произведениях А. Платонова как компонента идиостиля писателя.
Методы. При исследовании собранного материала нами были использованы описательный и сравнительный методы научного исследования, а также контекстуальный и компонентный анализ лексем.
Результаты. В ходе исследования мы выяснили, что художественная картина мира писателя передается с помощью разветвленной системы образов.
В творчестве А. Платонова активно используются образы смерти и жизни, это связано с тем, что почти все вещи в мире, который конструирует автор, одушевлены и даже способны чувствовать. Образ смерти используется для описания природы (мертвый блуждающий луч луны; беднеет от смерти рек; давившими траву до смерти), но также он используется для передачи состояния всего окружающего мира (Весь мир …представлял мертвым телом). Мир здесь — это существо, способное умереть, а значит, он обладает живым, чувствующим телом.
В то же время «мертвое» состояние вещи может являть собой лишь временную позицию, один из этапов цикла смены жизни и смерти, который может пойти дальше. На эту переходность указывает частое употребление метафор, моделирующих образ жизни (помогает жить траве; густой жизненный воздух; чуть живущий свет;). Таким образом, мир описывается как умирающий и живой одновременно.
Другой многочисленной группой можно назвать антропоморфные образы: человеческого тела, физиологических процессов, эмоционального состояния, речи, мыслительных операций, волеизъявления, ума и т.д. Все они также направлены на моделирование материальной оболочки мира, его особого тела, частью которого являются и люди. Обратим внимание на ключевые для его описания образы питания и дыхания. Все в мире А. Платонова живет и питается, чтобы выделять живительное тепло (ворошит сытые озера). Дыхание же в его творчестве и есть процесс жизни (меланхолии живущего дыхания).
Образы эмоционального состояния также указывают на одушевленность, чувствительность всех вещей в художественной картине мира А. Платонова, чаще всего в этой группе возникает образ тоски, воплощающий грусть по утраченной радости, что еще раз говорит о пороговом состоянии описанного мира, который потерял свою устойчивость (голый куст: …тоскует по Розе; …только тоска природы-сироты!). Можно обратить внимание, что в этих примерах акцентируется тоска по материнской любви, которую потеряли герои, но вместе с тем это одиночество снова переносится на все окружающее пространство, природа здесь тоже становится сиротой.
Выводы. На основе собранного материала можно сказать, что в произведениях А. Платонова с помощью художественных метафор, моделирующих образ живого существа, передается особый авторский взгляд на мир, в котором все, что окружает героев, живо и мертво одновременно. И люди также находятся на этой границе, они наблюдают отмирание старого и ожидают прихода нового мира, в котором смерть как часть неизменного цикла станет бессильна. Но в творчестве А. Платонова утверждается мысль о том, что мир все еще находится на краю и его устройство остается неподвластно людям.
全文:
Обоснование. Актуальность исследования состоит в важности изучения сущности метафоры, которая является средством познания человеком окружающего мира. При написании художественного произведения автор создает посредством различных языковых средств, и в особенности художественной метафоры, свою индивидуально-авторскую картину мира. Поэтому это исследование важно для понимания того, как осуществляются процессы авторского восприятия, структурирования и оценки мира, что раскрывает не только особенности человеческого мышления, но и позволяет увидеть глубинные смыслы художественного произведения.
Цель — исследование моделирования образа живого существа в произведениях А. Платонова как компонента идиостиля писателя.
Методы. При исследовании собранного материала нами были использованы описательный и сравнительный методы научного исследования, а также контекстуальный и компонентный анализ лексем.
Результаты. В ходе исследования мы выяснили, что художественная картина мира писателя передается с помощью разветвленной системы образов.
В творчестве А. Платонова активно используются образы смерти и жизни, это связано с тем, что почти все вещи в мире, который конструирует автор, одушевлены и даже способны чувствовать. Образ смерти используется для описания природы (мертвый блуждающий луч луны; беднеет от смерти рек; давившими траву до смерти), но также он используется для передачи состояния всего окружающего мира (Весь мир …представлял мертвым телом). Мир здесь — это существо, способное умереть, а значит, он обладает живым, чувствующим телом.
В то же время «мертвое» состояние вещи может являть собой лишь временную позицию, один из этапов цикла смены жизни и смерти, который может пойти дальше. На эту переходность указывает частое употребление метафор, моделирующих образ жизни (помогает жить траве; густой жизненный воздух; чуть живущий свет;). Таким образом, мир описывается как умирающий и живой одновременно.
Другой многочисленной группой можно назвать антропоморфные образы: человеческого тела, физиологических процессов, эмоционального состояния, речи, мыслительных операций, волеизъявления, ума и т.д. Все они также направлены на моделирование материальной оболочки мира, его особого тела, частью которого являются и люди. Обратим внимание на ключевые для его описания образы питания и дыхания. Все в мире А. Платонова живет и питается, чтобы выделять живительное тепло (ворошит сытые озера). Дыхание же в его творчестве и есть процесс жизни (меланхолии живущего дыхания).
Образы эмоционального состояния также указывают на одушевленность, чувствительность всех вещей в художественной картине мира А. Платонова, чаще всего в этой группе возникает образ тоски, воплощающий грусть по утраченной радости, что еще раз говорит о пороговом состоянии описанного мира, который потерял свою устойчивость (голый куст: …тоскует по Розе; …только тоска природы-сироты!). Можно обратить внимание, что в этих примерах акцентируется тоска по материнской любви, которую потеряли герои, но вместе с тем это одиночество снова переносится на все окружающее пространство, природа здесь тоже становится сиротой.
Выводы. На основе собранного материала можно сказать, что в произведениях А. Платонова с помощью художественных метафор, моделирующих образ живого существа, передается особый авторский взгляд на мир, в котором все, что окружает героев, живо и мертво одновременно. И люди также находятся на этой границе, они наблюдают отмирание старого и ожидают прихода нового мира, в котором смерть как часть неизменного цикла станет бессильна. Но в творчестве А. Платонова утверждается мысль о том, что мир все еще находится на краю и его устройство остается неподвластно людям.
作者简介
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
编辑信件的主要联系方式.
Email: bredneva.dascha@yandex.ru
студентка, группа 5471-450301D, факультет филологии и журналистики
俄罗斯联邦, Самара补充文件



