Сторителлинг в бизнес-английском: роль корпоративных нарративов в обучении
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный технический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 184-185
- Section: ЧАСТЬ II. Деловой английский язык
- Submitted: 20.05.2025
- Accepted: 04.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680056
- ID: 680056
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В условиях стремительно меняющейся образовательной среды все большее значение приобретает развитие коммуникативных навыков, особенно в области делового английского языка. В последние годы сторителлинг зарекомендовал себя как эффективная методика преподавания, поскольку позволяет объединять когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия материала. Такой подход способствует не только лучшему усвоению профессиональной лексики, но и помогает студентам запоминать структуру деловых презентаций [1]. Одной из наиболее действенных моделей сторителлинга является пирамида Фрейтага, включающая пять последовательных этапов: экспозиция, завязка, кульминация, развязка и катарсис. Эта схема обеспечивает логичное построение повествования и способствует удержанию внимания аудитории [2]. Результаты ряда эмпирических исследований подтверждают, что внедрение нарративных моделей в образовательный процесс позволяет повысить вовлеченность студентов на 20–30 % по сравнению с традиционными методами [3]. Кроме того, анализ корпоративных кейсов таких известных брендов, как Nike, Apple и Tesla, показывает, что сторителлинг играет ключевую роль в формировании устойчивого имиджа компании в сознании целевой аудитории [4].
Цель — анализ и демонстрация эффективности применения структурированного сторителлинга, основанного на пирамиде Фрейтага, в процессе подготовки и проведения бизнес-презентаций на английском языке студентами первого курса.
Методы. Для реализации поставленной задачи было проведено квазиэкспериментальное исследование с использованием пред- и посттестирования на одной группе из 23 студентов первого курса института инженерно-экономического и гуманитарного образования. Применялись следующие методы:
- контент-анализ корпоративных нарративов Nike [5], Apple [6] и Tesla [7], разложенных по пяти этапам пирамиды Фрейтага;
- организация двух групповых занятий по 90 минут, на которых студенты готовили и представляли презентации;
- выполнение творческого задания, предусматривающего разработку собственных нарративов для вымышленных продуктов;
- количественный анализ результатов пред- и посттестирования с целью выявления статистически значимых изменений в уровне уверенности и умении структурировать идеи.
Результаты. Сравнительный анализ данных до и после тестирования показал, что средний уровень умения структурировать идеи вырос с 45 до 90 %, а уверенность студентов при публичных выступлениях увеличилась с 50 до 85 %. Статистическая обработка данных подтвердила значимость полученных изменений (p < 0,05). Кроме того, 78 % участников отметили, что улучшили навыки командной работы, а 65 % сообщили о росте мотивации к самостоятельной подготовке материалов благодаря использованию сторителлинга. По итогам анализа рефлексивных дневников 83 % студентов высоко оценили интеграцию пирамиды Фрейтага как инструмента для структурирования контента.
Выводы. В процессе двух 90-минутных групповых занятий студенты работали с корпоративными нарративами Nike, Apple и Tesla по методике jigsaw reading: каждая подгруппа анализировала один из пяти этапов пирамиды Фрейтага (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, катарсис) и затем презентовала свою часть остальным. После совместной реконструкции полных историй участники разрабатывали собственные нарративы для вымышленных продуктов, используя предложенные шаблоны.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности применения структурированного сторителлинга на основе пирамиды Фрейтага для развития ключевых компетенций студентов в сфере делового английского языка. Использование нарративных методик способствует не только более четкому и логичному изложению мыслей, но и укрепляет уверенность в публичных выступлениях, а также повышает мотивацию к дальнейшему обучению. На основании полученных данных рекомендуется внедрять данный подход в учебные программы по деловому английскому и проводить дальнейшие исследования по адаптации модели для онлайн-обучения.
Full Text
Обоснование. В условиях стремительно меняющейся образовательной среды все большее значение приобретает развитие коммуникативных навыков, особенно в области делового английского языка. В последние годы сторителлинг зарекомендовал себя как эффективная методика преподавания, поскольку позволяет объединять когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия материала. Такой подход способствует не только лучшему усвоению профессиональной лексики, но и помогает студентам запоминать структуру деловых презентаций [1]. Одной из наиболее действенных моделей сторителлинга является пирамида Фрейтага, включающая пять последовательных этапов: экспозиция, завязка, кульминация, развязка и катарсис. Эта схема обеспечивает логичное построение повествования и способствует удержанию внимания аудитории [2]. Результаты ряда эмпирических исследований подтверждают, что внедрение нарративных моделей в образовательный процесс позволяет повысить вовлеченность студентов на 20–30 % по сравнению с традиционными методами [3]. Кроме того, анализ корпоративных кейсов таких известных брендов, как Nike, Apple и Tesla, показывает, что сторителлинг играет ключевую роль в формировании устойчивого имиджа компании в сознании целевой аудитории [4].
Цель — анализ и демонстрация эффективности применения структурированного сторителлинга, основанного на пирамиде Фрейтага, в процессе подготовки и проведения бизнес-презентаций на английском языке студентами первого курса.
Методы. Для реализации поставленной задачи было проведено квазиэкспериментальное исследование с использованием пред- и посттестирования на одной группе из 23 студентов первого курса института инженерно-экономического и гуманитарного образования. Применялись следующие методы:
- контент-анализ корпоративных нарративов Nike [5], Apple [6] и Tesla [7], разложенных по пяти этапам пирамиды Фрейтага;
- организация двух групповых занятий по 90 минут, на которых студенты готовили и представляли презентации;
- выполнение творческого задания, предусматривающего разработку собственных нарративов для вымышленных продуктов;
- количественный анализ результатов пред- и посттестирования с целью выявления статистически значимых изменений в уровне уверенности и умении структурировать идеи.
Результаты. Сравнительный анализ данных до и после тестирования показал, что средний уровень умения структурировать идеи вырос с 45 до 90 %, а уверенность студентов при публичных выступлениях увеличилась с 50 до 85 %. Статистическая обработка данных подтвердила значимость полученных изменений (p < 0,05). Кроме того, 78 % участников отметили, что улучшили навыки командной работы, а 65 % сообщили о росте мотивации к самостоятельной подготовке материалов благодаря использованию сторителлинга. По итогам анализа рефлексивных дневников 83 % студентов высоко оценили интеграцию пирамиды Фрейтага как инструмента для структурирования контента.
Выводы. В процессе двух 90-минутных групповых занятий студенты работали с корпоративными нарративами Nike, Apple и Tesla по методике jigsaw reading: каждая подгруппа анализировала один из пяти этапов пирамиды Фрейтага (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, катарсис) и затем презентовала свою часть остальным. После совместной реконструкции полных историй участники разрабатывали собственные нарративы для вымышленных продуктов, используя предложенные шаблоны.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности применения структурированного сторителлинга на основе пирамиды Фрейтага для развития ключевых компетенций студентов в сфере делового английского языка. Использование нарративных методик способствует не только более четкому и логичному изложению мыслей, но и укрепляет уверенность в публичных выступлениях, а также повышает мотивацию к дальнейшему обучению. На основании полученных данных рекомендуется внедрять данный подход в учебные программы по деловому английскому и проводить дальнейшие исследования по адаптации модели для онлайн-обучения.
About the authors
Самарский государственный технический университет
Author for correspondence.
Email: dzanastasia8@gmail.com
студентка, группа 110, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования
Russian Federation, СамараReferences
- Иванова Е.В. Сторителлинг в образовании: методы и практики. Москва: Издательство ИрГУПС, 2021. 156 с.
- Браун Т. Пирамида Фрейтага: структура эффективного сторителлинга // Harvard Business Review Россия. 2018. № 5. С. 78–85.
- Симмонс А. Фактор истории: Вдохновение, влияние, убеждение через искусство сторителлинга. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 288 с.
- Дуарте Н. Resonate: Захватывай аудиторию яркими визуальными историями. Москва: Альпина Паблишер, 2013. 272 с.
- Найт Ф. Продавец обуви: воспоминания создателя Nike. Москва: Альпина Паблишер, 2017. 400 с.
- Айзексон У. Стив Джобс. Москва: АСТ, 2012. 688 с.
- Вэнс Э. Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Москва: Олимп-Бизнес, 2015. 400 с.
Supplementary files



