Оммаж в современном видеоискусстве

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Искусство — сфера, для которой характерно заимствование. Со сменами культурных эпох менялась и специфика практики заимствования в искусстве. Оммаж — практика, получившая распространение в постмодернизме и метамодернизме, когда отрицание уступило место «повторению» [1]. В эпоху «визуального поворота» [2] крайне важно проводить исследования приемов, применяемых в визуальных искусствах, т.к. именно визуальное формирует понимание мира современного человека. Все больше авторов прибегают к типу заимствования, который можно охарактеризовать как оммаж.

Цель — изучить специфику практики оммаж в современных формах видеоискусства (кинематограф, видеоарт, видеоклип).

Методы. Базой для изучения приема оммаж в современном видеоискусстве послужили культурологические исследования, позволяющие выявить и проанализировать предпосылки возникновения оммажа. Для понимания специфики приема важно было определить место авторов (создателя оригинального сюжета и создателя оммажа) в культурном контексте: ключевую роль в исследовании сыграли концепции теоретиков постмодернизма, посвященные вопросу авторства, в частности работы У. Эко и Р. Барта [3], а также эссе метамодернистов Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс и Т. Вермюлена [4]; была изучена история понятия, позволившая сформулировать его определение.

Практика использования оммажа был рассмотрена в разных формах видеоискусства: кинематограф, видеоарт, видеоклип, — что помогло выявить характеристики оммажа.

Результаты. Слово оммаж произошло от французского hommage (дань уважения, признательность); в период французского феодализма термин обозначал церемонию заключения вассального договора [5]. Тем самым в сфере искусства оммаж приобрел метафорическое значение; на основе этого было сформулировано определение: выражение глубочайшей признательности, уважения и восхищения художнику.

В дискурс сферы искусства оммаж вошел благодаря французским критикам и искусствоведам, которые использовали слово как метафору для описания художественного выражения почтения другим произведениям.

Проследив за историко-культурным процессом, можно прийти к выводу, что оммаж возник в произведениях искусства в эпоху постмодерна, когда произошел переход от отрицания прошлого к его повторению. Однако с учетом некоторых тенденций постмодернистской культуры нельзя сказать, что оммаж был распространенной практикой: для постмодернизма характерно отделение автора и произведения друг от друга, а оммаж имеет ярко выраженную субъективность. Поэтому широкое распространение практики пришлось на метамодернизм, который пересмотрел эстетические принципы: прошлое не только повторялось, но и было источником искреннего интереса и материалом для переосмысления. Оммаж возрождал авторов как носителей определенных смыслов.

Для наглядного изучения оммажа был проведен анализ нескольких видеоработ: фильма «Барби» (2023), реж. Г. Гервиг (рис. 1, а); видеоинсталляции «Экран» (2024), Э. Сантос; видеоклипа на песню «Bullet» (2021), реж. Анна Козлова (рис. 3, а). В «Барби» содержится оммаж фильму «2001: Космическая одиссея» (1968) (рис. 1, б): выражен он с помощью цитирования эпизода первоисточника с повторением оригинального визуального стиля фильма. «Экран²» (рис. 2) — оммаж произведениям фестиваля «Videobrasil»: видеоинсталляция включает в себя перемонтированные видеоперформансы разных авторов, которые собраны в мозаику, позволяющую автору переосмыслять архивные видеоматериалы. В музыкальном клипе на песню Bullet оммаж реализован с помощью использования тем, архетипов, клише, элементов, техник и приемов, характерных для кинематографического стиля film noir (рис. 3, б), который стал источником вдохновения для песни и видео.

 

Рис. 1. Оммаж в «Барби»: а — «Барби», б — «2001: Космическая одиссея»

 

Рис. 2. Видеоинсталляция «Экран²». Оммаж работам с Videobrasil

 

Рис. 3. Оммаж film noir: а — видеоклип «Bullet», б — «Леди из Шанхая»

 

Выводы. Оммаж широко используется современными авторами. Он выражается через стилизацию, заимствование оригинальных образов, тем и мотивов, внесение собственного видения первоисточника или его переосмысление. Оммаж — не только творческий акт демонстрации почтения, но и форма самовыражения, создающая диалог между произведениями искусства. Оммаж возрождает авторов, позволяя им говорить друг с другом в произведениях, формируя тем самым диалог культур.

全文:

Обоснование. Искусство — сфера, для которой характерно заимствование. Со сменами культурных эпох менялась и специфика практики заимствования в искусстве. Оммаж — практика, получившая распространение в постмодернизме и метамодернизме, когда отрицание уступило место «повторению» [1]. В эпоху «визуального поворота» [2] крайне важно проводить исследования приемов, применяемых в визуальных искусствах, т.к. именно визуальное формирует понимание мира современного человека. Все больше авторов прибегают к типу заимствования, который можно охарактеризовать как оммаж.

Цель — изучить специфику практики оммаж в современных формах видеоискусства (кинематограф, видеоарт, видеоклип).

Методы. Базой для изучения приема оммаж в современном видеоискусстве послужили культурологические исследования, позволяющие выявить и проанализировать предпосылки возникновения оммажа. Для понимания специфики приема важно было определить место авторов (создателя оригинального сюжета и создателя оммажа) в культурном контексте: ключевую роль в исследовании сыграли концепции теоретиков постмодернизма, посвященные вопросу авторства, в частности работы У. Эко и Р. Барта [3], а также эссе метамодернистов Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс и Т. Вермюлена [4]; была изучена история понятия, позволившая сформулировать его определение.

Практика использования оммажа был рассмотрена в разных формах видеоискусства: кинематограф, видеоарт, видеоклип, — что помогло выявить характеристики оммажа.

Результаты. Слово оммаж произошло от французского hommage (дань уважения, признательность); в период французского феодализма термин обозначал церемонию заключения вассального договора [5]. Тем самым в сфере искусства оммаж приобрел метафорическое значение; на основе этого было сформулировано определение: выражение глубочайшей признательности, уважения и восхищения художнику.

В дискурс сферы искусства оммаж вошел благодаря французским критикам и искусствоведам, которые использовали слово как метафору для описания художественного выражения почтения другим произведениям.

Проследив за историко-культурным процессом, можно прийти к выводу, что оммаж возник в произведениях искусства в эпоху постмодерна, когда произошел переход от отрицания прошлого к его повторению. Однако с учетом некоторых тенденций постмодернистской культуры нельзя сказать, что оммаж был распространенной практикой: для постмодернизма характерно отделение автора и произведения друг от друга, а оммаж имеет ярко выраженную субъективность. Поэтому широкое распространение практики пришлось на метамодернизм, который пересмотрел эстетические принципы: прошлое не только повторялось, но и было источником искреннего интереса и материалом для переосмысления. Оммаж возрождал авторов как носителей определенных смыслов.

Для наглядного изучения оммажа был проведен анализ нескольких видеоработ: фильма «Барби» (2023), реж. Г. Гервиг (рис. 1, а); видеоинсталляции «Экран» (2024), Э. Сантос; видеоклипа на песню «Bullet» (2021), реж. Анна Козлова (рис. 3, а). В «Барби» содержится оммаж фильму «2001: Космическая одиссея» (1968) (рис. 1, б): выражен он с помощью цитирования эпизода первоисточника с повторением оригинального визуального стиля фильма. «Экран²» (рис. 2) — оммаж произведениям фестиваля «Videobrasil»: видеоинсталляция включает в себя перемонтированные видеоперформансы разных авторов, которые собраны в мозаику, позволяющую автору переосмыслять архивные видеоматериалы. В музыкальном клипе на песню Bullet оммаж реализован с помощью использования тем, архетипов, клише, элементов, техник и приемов, характерных для кинематографического стиля film noir (рис. 3, б), который стал источником вдохновения для песни и видео.

 

Рис. 1. Оммаж в «Барби»: а — «Барби», б — «2001: Космическая одиссея»

 

Рис. 2. Видеоинсталляция «Экран²». Оммаж работам с Videobrasil

 

Рис. 3. Оммаж film noir: а — видеоклип «Bullet», б — «Леди из Шанхая»

 

Выводы. Оммаж широко используется современными авторами. Он выражается через стилизацию, заимствование оригинальных образов, тем и мотивов, внесение собственного видения первоисточника или его переосмысление. Оммаж — не только творческий акт демонстрации почтения, но и форма самовыражения, создающая диалог между произведениями искусства. Оммаж возрождает авторов, позволяя им говорить друг с другом в произведениях, формируя тем самым диалог культур.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: anya.gorskaya.95@mail.ru

студентка, группа 5301-420304D, факультет филологии и журналистики

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Eco U. Innovation et répétition: entre esthétique moderne et post-moderne // Réseaux. Communication — Technologie — Société. 1994. N 68. P. 9–26. (In French)
  2. Мирзоев Н. Как смотреть на мир. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2019. 344 с.
  3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / под ред. Г.К. Косикова. Москва: Прогресс, 1989. С. 384–391.
  4. Ван ден Аккер Р. Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма. Москва: РИПОЛ классик, 2020. 342 с.
  5. Епишкин Н.И. Статьи на букву «О» (часть 5, «ОМЕ — ОПП»). В: Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Москва: Словарное издательство ЭТС, 2010. Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/gallism-dictionary/fc/slovar-206-5.htm Дата обращения: 08.05.2025.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Рис. 1. Оммаж в «Барби»: а — «Барби», б — «2001: Космическая одиссея»

下载 (112KB)
3. Рис. 2. Видеоинсталляция «Экран²». Оммаж работам с Videobrasil

下载 (161KB)
4. Рис. 3. Оммаж film noir: а — видеоклип «Bullet», б — «Леди из Шанхая»

下载 (80KB)

版权所有 © Горская А.И., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可