Музейные средства коммуникации и способы работы с аудиторией в музеях Великобритании и России
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 288-288
- Section: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- Submitted: 21.05.2025
- Accepted: 16.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680094
- ID: 680094
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Музейное дело непрерывно развивается по всему миру. Как и в любой другой сфере человеческой деятельности, в жизни разного рода выставочных пространств имеют место тренды, тенденции, новые веяния, которые распространяются по всему земному шару, видоизменяются, приживаются или отмирают. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием музейного дела и неизбежным наличием отличий в истории формирования оптимальных коммуникаций с посетителем в разных странах. Для сравнения с Российской Федерацией выбрана Великобритания как одно из западноевропейских государств, формировавших и ныне действующие принципы общения музеев с аудиторией.
Цель — провести сравнительный анализ музейных тенденций коммуникации в Великобритании и России, обозначить основные сходства и различия.
Методы. Историко-аналитический, сравнительный, метод опроса.
Результаты. Был проведен опрос музейных аудиторий. Тренды музейной коммуникации и запрос аудитории на новые тенденции в России и Британии во многом схожи. Посетителям выставочных пространств хочется видеть доступность, инклюзивность и уникальность. Несмотря на то, что история развития музейного дела в рассматриваемых странах очень сильно отличается, в наши дни можно наблюдать больше схожих черт, чем отличий — не только в работе музеев, но и в поведении аудитории (табл. 1).
Таблица 1. Результаты опроса российской аудитории об удобстве посещения музеев и их сравнение с результатами Британии
Показатель | Оценка российской аудитории (из 5) | Оценка британской аудитории (из 5) |
Стоимость | 4,33 | 3,73 |
Часы работы | 4,20 | 3,60 |
Местоположение | 4,27 | 3,60 |
Доступность для лиц с ОВЗ | 2,40 | 3,60 |
Выводы. Несмотря на различия условий формирования современного образа музея, на сегодняшний день в обеих рассмотренных странах отмечаются либо схожие, либо вовсе одинаковые тенденции в выборе средств коммуникации с аудиторией: цифровизация, прямое общение с аудиторией и активное привлечение посетителей к участию в жизни музея, расширение функциональной направленности культурных учреждений, создание уникального узнаваемого облика музеев и подход к музейному делу как к ведению бизнеса.
Keywords
Full Text
Обоснование. Музейное дело непрерывно развивается по всему миру. Как и в любой другой сфере человеческой деятельности, в жизни разного рода выставочных пространств имеют место тренды, тенденции, новые веяния, которые распространяются по всему земному шару, видоизменяются, приживаются или отмирают. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием музейного дела и неизбежным наличием отличий в истории формирования оптимальных коммуникаций с посетителем в разных странах. Для сравнения с Российской Федерацией выбрана Великобритания как одно из западноевропейских государств, формировавших и ныне действующие принципы общения музеев с аудиторией.
Цель — провести сравнительный анализ музейных тенденций коммуникации в Великобритании и России, обозначить основные сходства и различия.
Методы. Историко-аналитический, сравнительный, метод опроса.
Результаты. Был проведен опрос музейных аудиторий. Тренды музейной коммуникации и запрос аудитории на новые тенденции в России и Британии во многом схожи. Посетителям выставочных пространств хочется видеть доступность, инклюзивность и уникальность. Несмотря на то, что история развития музейного дела в рассматриваемых странах очень сильно отличается, в наши дни можно наблюдать больше схожих черт, чем отличий — не только в работе музеев, но и в поведении аудитории (табл. 1).
Таблица 1. Результаты опроса российской аудитории об удобстве посещения музеев и их сравнение с результатами Британии
Показатель | Оценка российской аудитории (из 5) | Оценка британской аудитории (из 5) |
Стоимость | 4,33 | 3,73 |
Часы работы | 4,20 | 3,60 |
Местоположение | 4,27 | 3,60 |
Доступность для лиц с ОВЗ | 2,40 | 3,60 |
Выводы. Несмотря на различия условий формирования современного образа музея, на сегодняшний день в обеих рассмотренных странах отмечаются либо схожие, либо вовсе одинаковые тенденции в выборе средств коммуникации с аудиторией: цифровизация, прямое общение с аудиторией и активное привлечение посетителей к участию в жизни музея, расширение функциональной направленности культурных учреждений, создание уникального узнаваемого облика музеев и подход к музейному делу как к ведению бизнеса.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: ilchenkodariya@yandex.ru
студентка, 3-й курс
Russian Federation, СамараSupplementary files



