Отражение принципов романного мышления XX века в нарративной структуре романа Дж. Барта «Химера»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Роман, по мнению Н.Т. Рымаря, это определенный способ художественного мышления, способ эстетического отношения творящего субъекта к действительности [1, с. 4]. Таким образом, при исследовании романа определенной эпохи основной проблемой становится установление принципов такого мышления, его основных черт. Дж. Барт — один из главных американских писателей второй половины XX века, с именем которого прочно ассоциируется постмодернизм в литературе. Главные особенности искусства последней трети XX века, нашедшие свое отражение в структуре романа Дж. Барта «Химера» это ирония и саморефлексивность, основным проявлением которых становится метароманная форма — «двуплановая художественная структура» [2, с. 32], в которой предметом для рефлексии реципиента является мир литературного творчества.

Цель — установить сущностные принципы романного мышления последней трети XX века на материале романа Дж. Барта «Химера».

Методы. Основой методологии исследования выступил метод нарративного анализа, позволяющий посредством выделения различных уровней в нарративной структуре произведения и анализа их взаимодействия увидеть ценностные основания авторской активности и особенности романного мышления эпохи.

Результаты. В знаменитом эссе 1967 года «Литература истощения» Дж. Барт постулирует исчерпанность некоторых современных ему литературных форм [3], что в литературе постмодернизма ведет к обращению к прошлому, игре с готовыми формами. Стратегии использования готовых форм отражают недоверие к искусству предыдущих эпох и позволяют увидеть лежащий в основе всего искусства XX века иронический принцип — «принцип дистанцирования от непосредственно высказанного, принцип неуверенности в возможности прямого высказывания» [4, с. 4].

Иронический принцип изначально заложен в жанре романа, ведь, по замечанию М.М. Бахтина «самокритичность романа — замечательная черта его как становящегося жанра» [5, с. 197].

Исследователи выделяют «пародийность» романа [там же], которая может быть атрибутирована к иронии как специфическому способу мышления. Ирония — это демонстративное означивание наоборот, что ставит под вопрос не только форму высказывания, но и его истинное содержание [4, с. 5]. Пародия как жанр использует иронию, дистанцируя реципиента от пародируемого явления.

В XX веке пародийный импульс направляется извне внутрь романной структуры. Соответственно, метароманная форма становится осуществлением иронического принципа применительно к самой романной структуре. Так, в романе Дж. Барта герои постоянно задаются вопросом о собственной «реальности» и о «реальности» своего повествования. Разделение на два плана: «романа героев» и «романа романа» позволяет установить дистанцию и создать ситуацию видения романной структуры, вернее тех ее структурных особенностей, которые давно стали предметами «жанрового мышления».

Также в романе представлена специфическая форма организации диалогических отношений. Диалогичность переходит из плоскости взаимодействия героев в макроструктуру романа, соотношение его частей. Так, диалогическая соотнесенность частей романа, вкупе с приемом myse en abyme, рассказа в рассказе, последовательно соединяющего эти части, обеспечивают единство романной структуры и позволяют считать «Химеру» именно романом.

Выводы. Таким образом, основными принципами романного мышления последней трети XX века, нашедшими свое отражение в романе «Химера», становятся ирония и крайняя степень саморефлексивности текста — явления связанные и отражающие проблематику эпохи, лежащий в ее основе кризис ценностных оснований.

Full Text

Обоснование. Роман, по мнению Н.Т. Рымаря, это определенный способ художественного мышления, способ эстетического отношения творящего субъекта к действительности [1, с. 4]. Таким образом, при исследовании романа определенной эпохи основной проблемой становится установление принципов такого мышления, его основных черт. Дж. Барт — один из главных американских писателей второй половины XX века, с именем которого прочно ассоциируется постмодернизм в литературе. Главные особенности искусства последней трети XX века, нашедшие свое отражение в структуре романа Дж. Барта «Химера» это ирония и саморефлексивность, основным проявлением которых становится метароманная форма — «двуплановая художественная структура» [2, с. 32], в которой предметом для рефлексии реципиента является мир литературного творчества.

Цель — установить сущностные принципы романного мышления последней трети XX века на материале романа Дж. Барта «Химера».

Методы. Основой методологии исследования выступил метод нарративного анализа, позволяющий посредством выделения различных уровней в нарративной структуре произведения и анализа их взаимодействия увидеть ценностные основания авторской активности и особенности романного мышления эпохи.

Результаты. В знаменитом эссе 1967 года «Литература истощения» Дж. Барт постулирует исчерпанность некоторых современных ему литературных форм [3], что в литературе постмодернизма ведет к обращению к прошлому, игре с готовыми формами. Стратегии использования готовых форм отражают недоверие к искусству предыдущих эпох и позволяют увидеть лежащий в основе всего искусства XX века иронический принцип — «принцип дистанцирования от непосредственно высказанного, принцип неуверенности в возможности прямого высказывания» [4, с. 4].

Иронический принцип изначально заложен в жанре романа, ведь, по замечанию М.М. Бахтина «самокритичность романа — замечательная черта его как становящегося жанра» [5, с. 197].

Исследователи выделяют «пародийность» романа [там же], которая может быть атрибутирована к иронии как специфическому способу мышления. Ирония — это демонстративное означивание наоборот, что ставит под вопрос не только форму высказывания, но и его истинное содержание [4, с. 5]. Пародия как жанр использует иронию, дистанцируя реципиента от пародируемого явления.

В XX веке пародийный импульс направляется извне внутрь романной структуры. Соответственно, метароманная форма становится осуществлением иронического принципа применительно к самой романной структуре. Так, в романе Дж. Барта герои постоянно задаются вопросом о собственной «реальности» и о «реальности» своего повествования. Разделение на два плана: «романа героев» и «романа романа» позволяет установить дистанцию и создать ситуацию видения романной структуры, вернее тех ее структурных особенностей, которые давно стали предметами «жанрового мышления».

Также в романе представлена специфическая форма организации диалогических отношений. Диалогичность переходит из плоскости взаимодействия героев в макроструктуру романа, соотношение его частей. Так, диалогическая соотнесенность частей романа, вкупе с приемом myse en abyme, рассказа в рассказе, последовательно соединяющего эти части, обеспечивают единство романной структуры и позволяют считать «Химеру» именно романом.

Выводы. Таким образом, основными принципами романного мышления последней трети XX века, нашедшими свое отражение в романе «Химера», становятся ирония и крайняя степень саморефлексивности текста — явления связанные и отражающие проблематику эпохи, лежащий в ее основе кризис ценностных оснований.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: ivan.viktorov02@mail.ru

магистрант, группа 5102-450401D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

References

  1. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. 156 с.
  2. Зусева-Озкан В.Б. Историческая поэтика метаромана. Москва: Intrada, 2014. 488 c. EDN: SSDGTF
  3. Barth J. The literature of exhaustion. В: The Atlantic [Internet]. Режим доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1967/08/the-literature-of-exhaustion/659344/ Дата обращения: 10.10.2024
  4. Рымарь Н.Т. Ирония и мимезис: к проблеме художественного языка XX века. В кн.: Ирония и пародия: межвузовский сборник научных статей / под ред. С.А. Голубкова, М.А. Перепелкина, В.П. Скобелева. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2004. С. 4–17. EDN: JPBQOX
  5. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). Санкт-Петербург: Азбука, 2000. 305 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Викторов И.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.