Занятия физической культурой со студентками с сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный аграрный университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 438-439
- Section: ЧАСТЬ II. Физическая культура и спорт студенческой молодёжи
- Submitted: 22.05.2025
- Accepted: 25.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680184
- ID: 680184
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются одной из основных причин смертности, включая молодежь. Рост таких заболеваний среди студентов требует эффективных методов профилактики и восстановления [1, 3]. Хотя физическая активность признана важным фактором профилактики, данных о ее влиянии на студентов с ССЗ недостаточно [1, 3, 6]. Современные студенты уступают сверстникам прошлых лет по уровню физической подготовки [7–8].
Цель — сравнение соматического здоровья студентов Самарского аграрного университета с ССЗ при различной двигательной активности.
Методы. В исследовании (октябрь–декабрь 2025 г.) участвовали 20 первокурсниц (18 лет), разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ занималась по стандартной программе физкультуры, ЭГ — дополнительно 3 раза в неделю: два занятия по выносливости, одно — на силу, координацию и гибкость по тестам ГТО. Измерялись: антропометрические данные, сила кистей, давление (по Короткову), частота пульса, вариабельность ритма (ВАКИКАРД), физическая работоспособность (PWC170, ИНПД), здоровье (по Апанасенко), самочувствие, двигательные тесты.
Результаты. Через три месяца у ЭГ значительно улучшились морфофункциональные показатели. Уменьшились общий жир (на 20,1 %), биологический возраст (на 10,8 %), индекс Кердо (на 31,9 %). Относительный показатель PWC170 вырос на 15 %, индекс пульсового долга снизился на 24,7 %, самочувствие улучшилось на 43,1 % (в КГ — только на 9,8 %).
Физическое здоровье по методике Апанасенко в ЭГ повысилось с уровня ниже среднего до среднего (12 баллов), в КГ изменений не наблюдалось. Существенно улучшились показатели жизненного, динамометрического индексов, индекса Робинсона и пробы Мартине–Кушелевского.
Таблица 1. Показатели морфофункционального развития студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента
Параметры | Девушки КГ | Девушки КГ | Девушки ЭГ | Девушки ЭГ |
Длина тела, кг | 166,2±2,1 | 166,2±2,1 | 165,3±1,4 | 165,3±1,4 |
Масса тела, кг | 56,76±2,9 | 57,7±2,7 | 57,05±2,13 | 55,75±2,2 |
ОГК, см | 79,35±1,34 | 79,4±1,4 | 79,2±1,57 | 81,5±1,63 |
ИМТ, кг/м2 (до эксп.) | 20,56±2,3 | 20,9±2,23 | 20,89±1,9 | 20,42±1,78 |
Индекс Пинье, у.е. | 30,0±4,67 | 29,1±4,75 | 29,05±3,6 | 28,05±3,5 |
Общий жир, % | 17,1±4,7 | 17,4±4,9 | 15,4±1,4 | 12,3±1,34* |
Висцеральный жир, % | 5,8±0,6 | 6,1±0,7 | 6,0±0,9 | 5,3±0,8 |
Биологический возраст, лет | 29,2±4,7 | 29,4±4,1 | 29,5±3,2 | 26,3±2,6 |
* достоверно при р < 0,05
Таблица 2. Показатели физической работоспособности ЭГ и КГ до и после эксперимента
Показатели физической | Студентки КГ | Студентки КГ | Студентки ЭГ | Студентки ЭГ | Прирост |
PWC170 (абс.), кГм/мин | 522,3±26,5 | 518,7±24,3 | 511,0±28,6 | 587,3±25,1* | –0,6/14,9 |
PWC170 (отн.), кГм/мин/кг | 8,77±0,5 | 8,83±0,52 | 8,95±0,41 | 10,29±0,45* | 0,7/15,0 |
ИНПД, уд. с | 1,82±0,12 | 1,84±0,09 | 1,78±0,1 | 1,34±0,08* | 1,1/–24,7 |
* достоверно при р < 0,05
Таблица 3. Динамика физической работоспособности студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента
Двигательные тесты | Студентки КГ | Студентки КГ | Студентки ЭГ | Студентки ЭГ | Прирост |
Челночный бег 3×10 м, с | 9,67±0,09 | 9,55±0,1 | 9,65±0,13 | 9,03±0,15** | –1,2/–6,4 |
Прыжок в длину с места, см | 148,5±3,6 | 149,2±2,4 | 149,1±2,95 | 157,3±3,05* | 0,47/5,5 |
Смешанное передвижение 2000 м, с | 1068,4±40,3 | 1025,0±41,0 | 1071,8±38,4 | 924,7±39,6** | 4,1/–13,7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре | 3,6±0,7 | 3,8±0,8 | 3,4±0,83 | 5,1±0,86* | 5,5/50,0 |
Наклон вперед из положения стоя | 8,2±1,3 | 8,7±1,16 | 8,14±1,25 | 11,8±1,3** | 6,1/44,9 |
Поднимание туловища, руки за головой | 14,3±1,1 | 14,8±1,13 | 14,2±1,14 | 16,5±1,12* | 3,5/16,2 |
Прыжки со скакалкой за 30 с, кол-во раз | 35,3±2,5 | 36,2±2,4 | 36,1±2,55 | 45,2±2,6** | 2,54/25,2 |
** достоверно при р < 0,01; * при р < 0,05.
Выводы.
- Дополнительные занятия с акцентом на выносливость положительно влияют на студентов с ССЗ.
- ЭГ показала улучшения по всем ключевым показателям, КГ — нет.
- Рекомендуется включать умеренные кардионагрузки (140–150 уд/мин) минимум 2 раза в неделю в самостоятельную физическую активность студентов с ССЗ.
Full Text
Обоснование. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются одной из основных причин смертности, включая молодежь. Рост таких заболеваний среди студентов требует эффективных методов профилактики и восстановления [1, 3]. Хотя физическая активность признана важным фактором профилактики, данных о ее влиянии на студентов с ССЗ недостаточно [1, 3, 6]. Современные студенты уступают сверстникам прошлых лет по уровню физической подготовки [7–8].
Цель — сравнение соматического здоровья студентов Самарского аграрного университета с ССЗ при различной двигательной активности.
Методы. В исследовании (октябрь–декабрь 2025 г.) участвовали 20 первокурсниц (18 лет), разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ занималась по стандартной программе физкультуры, ЭГ — дополнительно 3 раза в неделю: два занятия по выносливости, одно — на силу, координацию и гибкость по тестам ГТО. Измерялись: антропометрические данные, сила кистей, давление (по Короткову), частота пульса, вариабельность ритма (ВАКИКАРД), физическая работоспособность (PWC170, ИНПД), здоровье (по Апанасенко), самочувствие, двигательные тесты.
Результаты. Через три месяца у ЭГ значительно улучшились морфофункциональные показатели. Уменьшились общий жир (на 20,1 %), биологический возраст (на 10,8 %), индекс Кердо (на 31,9 %). Относительный показатель PWC170 вырос на 15 %, индекс пульсового долга снизился на 24,7 %, самочувствие улучшилось на 43,1 % (в КГ — только на 9,8 %).
Физическое здоровье по методике Апанасенко в ЭГ повысилось с уровня ниже среднего до среднего (12 баллов), в КГ изменений не наблюдалось. Существенно улучшились показатели жизненного, динамометрического индексов, индекса Робинсона и пробы Мартине–Кушелевского.
Таблица 1. Показатели морфофункционального развития студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента
Параметры | Девушки КГ | Девушки КГ | Девушки ЭГ | Девушки ЭГ |
Длина тела, кг | 166,2±2,1 | 166,2±2,1 | 165,3±1,4 | 165,3±1,4 |
Масса тела, кг | 56,76±2,9 | 57,7±2,7 | 57,05±2,13 | 55,75±2,2 |
ОГК, см | 79,35±1,34 | 79,4±1,4 | 79,2±1,57 | 81,5±1,63 |
ИМТ, кг/м2 (до эксп.) | 20,56±2,3 | 20,9±2,23 | 20,89±1,9 | 20,42±1,78 |
Индекс Пинье, у.е. | 30,0±4,67 | 29,1±4,75 | 29,05±3,6 | 28,05±3,5 |
Общий жир, % | 17,1±4,7 | 17,4±4,9 | 15,4±1,4 | 12,3±1,34* |
Висцеральный жир, % | 5,8±0,6 | 6,1±0,7 | 6,0±0,9 | 5,3±0,8 |
Биологический возраст, лет | 29,2±4,7 | 29,4±4,1 | 29,5±3,2 | 26,3±2,6 |
* достоверно при р < 0,05
Таблица 2. Показатели физической работоспособности ЭГ и КГ до и после эксперимента
Показатели физической | Студентки КГ | Студентки КГ | Студентки ЭГ | Студентки ЭГ | Прирост |
PWC170 (абс.), кГм/мин | 522,3±26,5 | 518,7±24,3 | 511,0±28,6 | 587,3±25,1* | –0,6/14,9 |
PWC170 (отн.), кГм/мин/кг | 8,77±0,5 | 8,83±0,52 | 8,95±0,41 | 10,29±0,45* | 0,7/15,0 |
ИНПД, уд. с | 1,82±0,12 | 1,84±0,09 | 1,78±0,1 | 1,34±0,08* | 1,1/–24,7 |
* достоверно при р < 0,05
Таблица 3. Динамика физической работоспособности студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента
Двигательные тесты | Студентки КГ | Студентки КГ | Студентки ЭГ | Студентки ЭГ | Прирост |
Челночный бег 3×10 м, с | 9,67±0,09 | 9,55±0,1 | 9,65±0,13 | 9,03±0,15** | –1,2/–6,4 |
Прыжок в длину с места, см | 148,5±3,6 | 149,2±2,4 | 149,1±2,95 | 157,3±3,05* | 0,47/5,5 |
Смешанное передвижение 2000 м, с | 1068,4±40,3 | 1025,0±41,0 | 1071,8±38,4 | 924,7±39,6** | 4,1/–13,7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре | 3,6±0,7 | 3,8±0,8 | 3,4±0,83 | 5,1±0,86* | 5,5/50,0 |
Наклон вперед из положения стоя | 8,2±1,3 | 8,7±1,16 | 8,14±1,25 | 11,8±1,3** | 6,1/44,9 |
Поднимание туловища, руки за головой | 14,3±1,1 | 14,8±1,13 | 14,2±1,14 | 16,5±1,12* | 3,5/16,2 |
Прыжки со скакалкой за 30 с, кол-во раз | 35,3±2,5 | 36,2±2,4 | 36,1±2,55 | 45,2±2,6** | 2,54/25,2 |
** достоверно при р < 0,01; * при р < 0,05.
Выводы.
- Дополнительные занятия с акцентом на выносливость положительно влияют на студентов с ССЗ.
- ЭГ показала улучшения по всем ключевым показателям, КГ — нет.
- Рекомендуется включать умеренные кардионагрузки (140–150 уд/мин) минимум 2 раза в неделю в самостоятельную физическую активность студентов с ССЗ.
About the authors
Самарский государственный аграрный университет
Author for correspondence.
Email: israyelyan.milena@inbox.ru
студентка, 1-й курс, группа 4, факультет биотехнологии и ветеринарной медицины
Russian Federation, п.г.т. Усть-КинельскийReferences
- Боярчук Н.А., Мищенко А.В. Влияние физической активности на кардиоваскулярное здоровье // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 25–31.
- Бунак В.В. Антропометрия. Москва: Учпедгиз, 1941. 368 с.
- Ильин А.М. Роль физической активности в реабилитации после заболеваний сердца и сосудов // Российский журнал кардиологии. 2020. № 6. С. 45–50.
- Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина В.Г. PWC 170 — проба для определения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. 1969. № 10. С. 37–40.
- Косицкий Г.И. Звуковой метод исследования артериального давления. Москва: Медгиз, 1959. 275 с.
- Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2004. 207 с. EDN: TYGVEF
- Левушкин С.П., Блинков С.Н. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2007. 24 с. EDN: UGREAH
- Левушкин, С.П., Блинков С.Н., Смоленская И.М. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2007. 27 с. EDN: TYGVAT
- Апанасенко Г.Л. Скрининг физического (соматического) здоровья населения при профилактических осмотрах: методические рекомендации. Киев: Медицинский институт им. академика А. Богомольца, 1988. 12 с.
- Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. ... док. биол. наук. Москва, 1990. 50 с.
Supplementary files



