Занятия физической культурой со студентками с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются одной из основных причин смертности, включая молодежь. Рост таких заболеваний среди студентов требует эффективных методов профилактики и восстановления [1, 3]. Хотя физическая активность признана важным фактором профилактики, данных о ее влиянии на студентов с ССЗ недостаточно [1, 3, 6]. Современные студенты уступают сверстникам прошлых лет по уровню физической подготовки [7–8].

Цель — сравнение соматического здоровья студентов Самарского аграрного университета с ССЗ при различной двигательной активности.

Методы. В исследовании (октябрь–декабрь 2025 г.) участвовали 20 первокурсниц (18 лет), разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ занималась по стандартной программе физкультуры, ЭГ — дополнительно 3 раза в неделю: два занятия по выносливости, одно — на силу, координацию и гибкость по тестам ГТО. Измерялись: антропометрические данные, сила кистей, давление (по Короткову), частота пульса, вариабельность ритма (ВАКИКАРД), физическая работоспособность (PWC170, ИНПД), здоровье (по Апанасенко), самочувствие, двигательные тесты.

Результаты. Через три месяца у ЭГ значительно улучшились морфофункциональные показатели. Уменьшились общий жир (на 20,1 %), биологический возраст (на 10,8 %), индекс Кердо (на 31,9 %). Относительный показатель PWC170 вырос на 15 %, индекс пульсового долга снизился на 24,7 %, самочувствие улучшилось на 43,1 % (в КГ — только на 9,8 %).

Физическое здоровье по методике Апанасенко в ЭГ повысилось с уровня ниже среднего до среднего (12 баллов), в КГ изменений не наблюдалось. Существенно улучшились показатели жизненного, динамометрического индексов, индекса Робинсона и пробы Мартине–Кушелевского.

 

Таблица 1. Показатели морфофункционального развития студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента

Параметры

Девушки КГ
(до эксп.)

Девушки КГ
(после эксп.)

Девушки ЭГ
(до эксп.)

Девушки ЭГ
(после эксп.)

Длина тела, кг

166,2±2,1

166,2±2,1

165,3±1,4

165,3±1,4

Масса тела, кг

56,76±2,9

57,7±2,7

57,05±2,13

55,75±2,2

ОГК, см

79,35±1,34

79,4±1,4

79,2±1,57

81,5±1,63

ИМТ, кг/м2 (до эксп.)

20,56±2,3

20,9±2,23

20,89±1,9

20,42±1,78

Индекс Пинье, у.е.

30,0±4,67

29,1±4,75

29,05±3,6

28,05±3,5

Общий жир, %

17,1±4,7

17,4±4,9

15,4±1,4

12,3±1,34*

Висцеральный жир, %

5,8±0,6

6,1±0,7

6,0±0,9

5,3±0,8

Биологический возраст, лет

29,2±4,7

29,4±4,1

29,5±3,2

26,3±2,6

* достоверно при р < 0,05

 

Таблица 2. Показатели физической работоспособности ЭГ и КГ до и после эксперимента

Показатели физической
работоспособности

Студентки КГ
(начало эксп.)

Студентки КГ
(конец эксп.)

Студентки ЭГ
(начало эксп.)

Студентки ЭГ
(конец эксп.)

Прирост
КГ
/КГ

PWC170 (абс.), кГм/мин

522,3±26,5

518,7±24,3

511,0±28,6

587,3±25,1*

–0,6/14,9

PWC170 (отн.), кГм/мин/кг

8,77±0,5

8,83±0,52

8,95±0,41

10,29±0,45*

0,7/15,0

ИНПД, уд. с

1,82±0,12

1,84±0,09

1,78±0,1

1,34±0,08*

1,1/–24,7

* достоверно при р < 0,05

 

Таблица 3. Динамика физической работоспособности студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента

Двигательные тесты

Студентки КГ
(начало эксп.)

Студентки КГ
(конец эксп.)

Студентки ЭГ
(начало эксп.)

Студентки ЭГ
(конец эксп.)

Прирост
КГ/ЭГ

Челночный бег 3×10 м, с

9,67±0,09

9,55±0,1

9,65±0,13

9,03±0,15**

–1,2/–6,4

Прыжок в длину с места, см

148,5±3,6

149,2±2,4

149,1±2,95

157,3±3,05*

0,47/5,5

Смешанное передвижение 2000 м, с

1068,4±40,3

1025,0±41,0

1071,8±38,4

924,7±39,6**

4,1/–13,7

Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу, кол-во раз

3,6±0,7

3,8±0,8

3,4±0,83

5,1±0,86*

5,5/50,0

Наклон вперед из положения стоя
на гимнастической скамье, см

8,2±1,3

8,7±1,16

8,14±1,25

11,8±1,3**

6,1/44,9

Поднимание туловища, руки за головой
за 30 с, кол-во раз

14,3±1,1

14,8±1,13

14,2±1,14

16,5±1,12*

3,5/16,2

Прыжки со скакалкой за 30 с, кол-во раз

35,3±2,5

36,2±2,4

36,1±2,55

45,2±2,6**

2,54/25,2

** достоверно при р < 0,01; * при р < 0,05.

 

Выводы.

  1. Дополнительные занятия с акцентом на выносливость положительно влияют на студентов с ССЗ.
  2. ЭГ показала улучшения по всем ключевым показателям, КГ — нет.
  3. Рекомендуется включать умеренные кардионагрузки (140–150 уд/мин) минимум 2 раза в неделю в самостоятельную физическую активность студентов с ССЗ.

Full Text

Обоснование. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются одной из основных причин смертности, включая молодежь. Рост таких заболеваний среди студентов требует эффективных методов профилактики и восстановления [1, 3]. Хотя физическая активность признана важным фактором профилактики, данных о ее влиянии на студентов с ССЗ недостаточно [1, 3, 6]. Современные студенты уступают сверстникам прошлых лет по уровню физической подготовки [7–8].

Цель — сравнение соматического здоровья студентов Самарского аграрного университета с ССЗ при различной двигательной активности.

Методы. В исследовании (октябрь–декабрь 2025 г.) участвовали 20 первокурсниц (18 лет), разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ занималась по стандартной программе физкультуры, ЭГ — дополнительно 3 раза в неделю: два занятия по выносливости, одно — на силу, координацию и гибкость по тестам ГТО. Измерялись: антропометрические данные, сила кистей, давление (по Короткову), частота пульса, вариабельность ритма (ВАКИКАРД), физическая работоспособность (PWC170, ИНПД), здоровье (по Апанасенко), самочувствие, двигательные тесты.

Результаты. Через три месяца у ЭГ значительно улучшились морфофункциональные показатели. Уменьшились общий жир (на 20,1 %), биологический возраст (на 10,8 %), индекс Кердо (на 31,9 %). Относительный показатель PWC170 вырос на 15 %, индекс пульсового долга снизился на 24,7 %, самочувствие улучшилось на 43,1 % (в КГ — только на 9,8 %).

Физическое здоровье по методике Апанасенко в ЭГ повысилось с уровня ниже среднего до среднего (12 баллов), в КГ изменений не наблюдалось. Существенно улучшились показатели жизненного, динамометрического индексов, индекса Робинсона и пробы Мартине–Кушелевского.

 

Таблица 1. Показатели морфофункционального развития студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента

Параметры

Девушки КГ
(до эксп.)

Девушки КГ
(после эксп.)

Девушки ЭГ
(до эксп.)

Девушки ЭГ
(после эксп.)

Длина тела, кг

166,2±2,1

166,2±2,1

165,3±1,4

165,3±1,4

Масса тела, кг

56,76±2,9

57,7±2,7

57,05±2,13

55,75±2,2

ОГК, см

79,35±1,34

79,4±1,4

79,2±1,57

81,5±1,63

ИМТ, кг/м2 (до эксп.)

20,56±2,3

20,9±2,23

20,89±1,9

20,42±1,78

Индекс Пинье, у.е.

30,0±4,67

29,1±4,75

29,05±3,6

28,05±3,5

Общий жир, %

17,1±4,7

17,4±4,9

15,4±1,4

12,3±1,34*

Висцеральный жир, %

5,8±0,6

6,1±0,7

6,0±0,9

5,3±0,8

Биологический возраст, лет

29,2±4,7

29,4±4,1

29,5±3,2

26,3±2,6

* достоверно при р < 0,05

 

Таблица 2. Показатели физической работоспособности ЭГ и КГ до и после эксперимента

Показатели физической
работоспособности

Студентки КГ
(начало эксп.)

Студентки КГ
(конец эксп.)

Студентки ЭГ
(начало эксп.)

Студентки ЭГ
(конец эксп.)

Прирост
КГ
/КГ

PWC170 (абс.), кГм/мин

522,3±26,5

518,7±24,3

511,0±28,6

587,3±25,1*

–0,6/14,9

PWC170 (отн.), кГм/мин/кг

8,77±0,5

8,83±0,52

8,95±0,41

10,29±0,45*

0,7/15,0

ИНПД, уд. с

1,82±0,12

1,84±0,09

1,78±0,1

1,34±0,08*

1,1/–24,7

* достоверно при р < 0,05

 

Таблица 3. Динамика физической работоспособности студенток ЭГ и КГ до и после эксперимента

Двигательные тесты

Студентки КГ
(начало эксп.)

Студентки КГ
(конец эксп.)

Студентки ЭГ
(начало эксп.)

Студентки ЭГ
(конец эксп.)

Прирост
КГ/ЭГ

Челночный бег 3×10 м, с

9,67±0,09

9,55±0,1

9,65±0,13

9,03±0,15**

–1,2/–6,4

Прыжок в длину с места, см

148,5±3,6

149,2±2,4

149,1±2,95

157,3±3,05*

0,47/5,5

Смешанное передвижение 2000 м, с

1068,4±40,3

1025,0±41,0

1071,8±38,4

924,7±39,6**

4,1/–13,7

Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу, кол-во раз

3,6±0,7

3,8±0,8

3,4±0,83

5,1±0,86*

5,5/50,0

Наклон вперед из положения стоя
на гимнастической скамье, см

8,2±1,3

8,7±1,16

8,14±1,25

11,8±1,3**

6,1/44,9

Поднимание туловища, руки за головой
за 30 с, кол-во раз

14,3±1,1

14,8±1,13

14,2±1,14

16,5±1,12*

3,5/16,2

Прыжки со скакалкой за 30 с, кол-во раз

35,3±2,5

36,2±2,4

36,1±2,55

45,2±2,6**

2,54/25,2

** достоверно при р < 0,01; * при р < 0,05.

 

Выводы.

  1. Дополнительные занятия с акцентом на выносливость положительно влияют на студентов с ССЗ.
  2. ЭГ показала улучшения по всем ключевым показателям, КГ — нет.
  3. Рекомендуется включать умеренные кардионагрузки (140–150 уд/мин) минимум 2 раза в неделю в самостоятельную физическую активность студентов с ССЗ.
×

About the authors

Самарский государственный аграрный университет

Author for correspondence.
Email: israyelyan.milena@inbox.ru

студентка, 1-й курс, группа 4, факультет биотехнологии и ветеринарной медицины

Russian Federation, п.г.т. Усть-Кинельский

References

  1. Боярчук Н.А., Мищенко А.В. Влияние физической активности на кардиоваскулярное здоровье // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 25–31.
  2. Бунак В.В. Антропометрия. Москва: Учпедгиз, 1941. 368 с.
  3. Ильин А.М. Роль физической активности в реабилитации после заболеваний сердца и сосудов // Российский журнал кардиологии. 2020. № 6. С. 45–50.
  4. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина В.Г. PWC 170 — проба для определения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. 1969. № 10. С. 37–40.
  5. Косицкий Г.И. Звуковой метод исследования артериального давления. Москва: Медгиз, 1959. 275 с.
  6. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2004. 207 с. EDN: TYGVEF
  7. Левушкин С.П., Блинков С.Н. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2007. 24 с. EDN: UGREAH
  8. Левушкин, С.П., Блинков С.Н., Смоленская И.М. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2007. 27 с. EDN: TYGVAT
  9. Апанасенко Г.Л. Скрининг физического (соматического) здоровья населения при профилактических осмотрах: методические рекомендации. Киев: Медицинский институт им. академика А. Богомольца, 1988. 12 с.
  10. Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. ... док. биол. наук. Москва, 1990. 50 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Исраелян М.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.