Американцы китайского происхождения: самоидентификация в условиях политики исключения в 1880–1920-е гг.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Массовый приток китайскийих мигрантов в Америку и их плотное укоренение на американской почве привели к принятию в 1882 г. Акта об исключении, который должен был остановить эмиграцию из Китая. Для того чтобы приобрести комфортные условия существования, китайцы были вынуждены подстраиваться под американское общество, тем самым начав подражать культурному образцу, чему сопутствовали антикитайские настроения. Исследование этих факторов является необходимым для понимания особенностей определения американцами китайского происхождения своей культурной идентичности.

Цель — выявление особенностей восприятия американцами китайского происхождения своей «двойной» идентичности в эпоху отчуждения, т. е. после принятия Акта об исключении.

Методы. В данном исследовании используется историко-генетический метод, метод сравнительного анализа, а также конструктивистский подход, необходимый при анализе самоидентичности.

Результаты. Выбор каждым китайцем своего пути американизации приводил к открытым конфронтациям, зачастую между представителями старшего и младшего поколений. Кто-то считал, что единственный способ добиться уважения — стать «настоящим американцем», т. е. переконструировать свой культурный облик в соответствии с американскими установками; другие же, обычно более старшие представители американо-китайской группы, предпочитали интегрироваться в американское общество, сохраняя китайские убеждения.

Ко второму из перечисленных путей, с одной стороны, можно отнести связанные с практическими соображениями попытки прививания идентичности младшему поколению, такие как изучение китайской культуры, навязывание изучения языка [1], что приводило к их стремлению разорвать связи с культурой предков. С другой стороны, некоторые китайцы считали, что они могут и должны стать частью американского общества, продолжив придерживаться китайских традиций и обычаев.

К первому из перечисленных путей можно отнести процесс отчуждения от культуры предков, зачастую трансформировавшийся в специфический протест. В подростковом периоде на первый план выходят вопросы развития идентичности, взаимодействующие с вопросами этничности, коррелирующие с проблемой определения человеком того, кем он «является на самом деле» [2]. Некоторым китайцам удавалось прослыть в американское общество, не подвергаясь дискриминации и предрассудкам, однако так было не у всех. Нежелание соответствовать убеждениям китайских предков и невозможность без затруднения влиться в американский социум приводили к формированию «двойственной» идентичности, неопределенности культурной принадлежности американцев китайского происхождения.

Содержание большинства свидетельств самоидентификации американцев китайского происхождения позволяет сказать об их постоянном пограничном состоянии между двумя культурными принадлежностями. Однако именно это «подвешенное состояние между культурами» [3] позволяло американцам китайского происхождения переконструировать отстраненность от других в уникальность и самостоятельность, которые проявлялись в способности почитать американские и китайские ценности и уважать представителей обеих, совершенно контрастирующих друг с другом культур.

Для того чтобы принимать себя как целостную личность, американцу китайского происхождения необходимо было не только быть признанным американцем со стороны общества, но и примириться с китайской частью своей этнической идентичности. Для многих быть одновременно и американцем, и китайцем, как бы парадоксально это ни звучало, означало гордиться своими предками и кровью, что не менее важно, своей принадлежностью к тому или иному обществу [4].

Выводы. Самоидентификация американцев китайского происхождения зависела и от китайских, и от американских установок, проявление которых определялось влиянием разного рода ситуаций, и соотношение между которыми воздействовало на их образы действий и поведение.

Full Text

Обоснование. Массовый приток китайскийих мигрантов в Америку и их плотное укоренение на американской почве привели к принятию в 1882 г. Акта об исключении, который должен был остановить эмиграцию из Китая. Для того чтобы приобрести комфортные условия существования, китайцы были вынуждены подстраиваться под американское общество, тем самым начав подражать культурному образцу, чему сопутствовали антикитайские настроения. Исследование этих факторов является необходимым для понимания особенностей определения американцами китайского происхождения своей культурной идентичности.

Цель — выявление особенностей восприятия американцами китайского происхождения своей «двойной» идентичности в эпоху отчуждения, т. е. после принятия Акта об исключении.

Методы. В данном исследовании используется историко-генетический метод, метод сравнительного анализа, а также конструктивистский подход, необходимый при анализе самоидентичности.

Результаты. Выбор каждым китайцем своего пути американизации приводил к открытым конфронтациям, зачастую между представителями старшего и младшего поколений. Кто-то считал, что единственный способ добиться уважения — стать «настоящим американцем», т. е. переконструировать свой культурный облик в соответствии с американскими установками; другие же, обычно более старшие представители американо-китайской группы, предпочитали интегрироваться в американское общество, сохраняя китайские убеждения.

Ко второму из перечисленных путей, с одной стороны, можно отнести связанные с практическими соображениями попытки прививания идентичности младшему поколению, такие как изучение китайской культуры, навязывание изучения языка [1], что приводило к их стремлению разорвать связи с культурой предков. С другой стороны, некоторые китайцы считали, что они могут и должны стать частью американского общества, продолжив придерживаться китайских традиций и обычаев.

К первому из перечисленных путей можно отнести процесс отчуждения от культуры предков, зачастую трансформировавшийся в специфический протест. В подростковом периоде на первый план выходят вопросы развития идентичности, взаимодействующие с вопросами этничности, коррелирующие с проблемой определения человеком того, кем он «является на самом деле» [2]. Некоторым китайцам удавалось прослыть в американское общество, не подвергаясь дискриминации и предрассудкам, однако так было не у всех. Нежелание соответствовать убеждениям китайских предков и невозможность без затруднения влиться в американский социум приводили к формированию «двойственной» идентичности, неопределенности культурной принадлежности американцев китайского происхождения.

Содержание большинства свидетельств самоидентификации американцев китайского происхождения позволяет сказать об их постоянном пограничном состоянии между двумя культурными принадлежностями. Однако именно это «подвешенное состояние между культурами» [3] позволяло американцам китайского происхождения переконструировать отстраненность от других в уникальность и самостоятельность, которые проявлялись в способности почитать американские и китайские ценности и уважать представителей обеих, совершенно контрастирующих друг с другом культур.

Для того чтобы принимать себя как целостную личность, американцу китайского происхождения необходимо было не только быть признанным американцем со стороны общества, но и примириться с китайской частью своей этнической идентичности. Для многих быть одновременно и американцем, и китайцем, как бы парадоксально это ни звучало, означало гордиться своими предками и кровью, что не менее важно, своей принадлежностью к тому или иному обществу [4].

Выводы. Самоидентификация американцев китайского происхождения зависела и от китайских, и от американских установок, проявление которых определялось влиянием разного рода ситуаций, и соотношение между которыми воздействовало на их образы действий и поведение.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: alena.volodichkina@mail.ru

студентка, гр. 5201-460301D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Life history of a Chinese student. Survey of race relations. Major document N 233. P. 327–338. В: Stanford Digital Repository [Internet]. Режим доступа: https://purl.stanford.edu/rx565ht0646 Дата обращения: 10.04.2025.
  2. Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied psychology: an international review. 1997. Vol. 46. P. 5–34. doi: 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x
  3. Wong K.S. Claiming America: constructing Chinese American identities during the exclusion era. Philadelphia: Temple University Press, 1998. 239 p.
  4. «The life history of Edward L. C.». Survey of race relations. Minor document N 443. P. 496–521. В: Stanford Digital Repository [Internet]. Режим доступа: https://purl.stanford.edu/dv730sz7464 Дата обращения: 10.04.2025.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Володичкина А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.