Проблема преподавания Великой Отечественной войны в представлениях молодых учителей и студентов гуманитарного направления
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 227-228
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
- Submitted: 23.05.2025
- Accepted: 23.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680249
- ID: 680249
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Вопросы Великой Отечественной войны, истории и культуры о тех событиях остаются крайне актуальными и одними из важнейших в российском обществе и постсоветском пространстве, особенно сильно военная история и культура о войне повлияла на просвещение и преподавание в стране.
Цель — изучение методов и способов преподавания в школах темы Великой Отечественной войны, взглядов и идей молодых учителей и студентов на преподавание военной эпохи.
Методы. Учитывая возрастание роли техники в обучении, создание новых методов, молодые специалисты стали задаваться прежде для себя неизвестными вопросами, особенно это касается преподающих и увлеченных историей студентов. Для вовлечения в изучение войны школьников и развития личных навыков исследователем в течение 1,5 лет были проведены несколько выступлений в Лицее авиационного профиля № 135 по теме войны для 5–11-х классов с использованием физических и визуальных способов преподавания (презентация, фотографии, документы, монеты и т.д.).
Кроме этого, для исследования данной проблемы разработан опрос из 14 вопросов для студентов и молодых учителей гуманитарных дисциплин, в некоторых из них была возможность нескольких ответов. В рамках анкетирования были задействованы лица, обучающиеся по этим вузовским программам: исторический и филологический факультеты СГСПУ, экономический факультет СНИУ им. Королева и СГЭУ, социологический факультет МГУ им. Ломоносова. Аудиторией стали 50 человек в возрасте 17–21 лет.
Результаты. Во время рассказов, несмотря на лекционный характер, школьники с интересом слушали и наблюдали, отвечали на вопросы. В конце лекции, когда шло повествование об исторической и общественной памяти, ученикам для просмотра передавались значки и монеты, связанные с темой мероприятия, что позволяло визуально закрепить изложенный материал. Несмотря на то, что почти 25 % опрошенных не имеют опыта работы с молодежью, а 58 % не говорили с детьми о войне, у 44 % есть младшие родственники, 15 человек приходили на встречи со школьниками, из них 2 трудоустроены в организациях образования. Кроме того, на вопрос о возможной готовности к просветительской работе были получены высокие показатели готовности. Среди тем, на которые было предложено усилить внимание, 5 проблем получили наибольшее число голосов: жизнь простых военных и гражданских — 34, боевые действия с доп. материалом в виде документов, карт и хроники и жизнь тыла — 27 каждая, жизнь в оккупированных регионах и вопросы зарождения нацизма и причин предательства — по 25 каждая, действия полководцев и руководства страны — 23. Из возможных методов и способов воспитания участники опроса высказывали разнообразные предложения и вспоминали классические (экскурсии, встречи с ветеранами, фильмы). Среди нововведений было использование виртуальных музеев и сайтов, компьютерных игр и произведений культуры. Студенты предлагали раскрыть тему личных историй и эмоций о войне, добавить точную, честную и изученную информацию, факты и наглядный материал, а среди наиболее важных моментов и задач рассказов были выделены память о подвиге, эмоции, личные истории. Среди способов увлечения школьниками и увеличения у них понимания событий были выделены семейное воспитание, использование современных технологий и культуры, наличие харизматичного учителя, высокая эмоциональная подготовка.
Выводы. Завершая данную работу, стоит отметить, что вопросы современных методов преподавания остаются открытыми и изучаемыми, поскольку нынешний мир изменяется достаточно быстро. Идеи и предложения, выведенные в опросе и докладе, являются лишь деталью в этом механизме, но каждое указание или разработка могут стать важными в процессе обучения и решающими в воспитании молодого поколения граждан России и мира. Основой таких перемен и скрепляющей частью для каждого является Великая Отечественная война, чувства и знания о которой нужно собирать и сохранять, несмотря на всю эмоциональную и умственную сложность этой деятельности.
Full Text
Обоснование. Вопросы Великой Отечественной войны, истории и культуры о тех событиях остаются крайне актуальными и одними из важнейших в российском обществе и постсоветском пространстве, особенно сильно военная история и культура о войне повлияла на просвещение и преподавание в стране.
Цель — изучение методов и способов преподавания в школах темы Великой Отечественной войны, взглядов и идей молодых учителей и студентов на преподавание военной эпохи.
Методы. Учитывая возрастание роли техники в обучении, создание новых методов, молодые специалисты стали задаваться прежде для себя неизвестными вопросами, особенно это касается преподающих и увлеченных историей студентов. Для вовлечения в изучение войны школьников и развития личных навыков исследователем в течение 1,5 лет были проведены несколько выступлений в Лицее авиационного профиля № 135 по теме войны для 5–11-х классов с использованием физических и визуальных способов преподавания (презентация, фотографии, документы, монеты и т.д.).
Кроме этого, для исследования данной проблемы разработан опрос из 14 вопросов для студентов и молодых учителей гуманитарных дисциплин, в некоторых из них была возможность нескольких ответов. В рамках анкетирования были задействованы лица, обучающиеся по этим вузовским программам: исторический и филологический факультеты СГСПУ, экономический факультет СНИУ им. Королева и СГЭУ, социологический факультет МГУ им. Ломоносова. Аудиторией стали 50 человек в возрасте 17–21 лет.
Результаты. Во время рассказов, несмотря на лекционный характер, школьники с интересом слушали и наблюдали, отвечали на вопросы. В конце лекции, когда шло повествование об исторической и общественной памяти, ученикам для просмотра передавались значки и монеты, связанные с темой мероприятия, что позволяло визуально закрепить изложенный материал. Несмотря на то, что почти 25 % опрошенных не имеют опыта работы с молодежью, а 58 % не говорили с детьми о войне, у 44 % есть младшие родственники, 15 человек приходили на встречи со школьниками, из них 2 трудоустроены в организациях образования. Кроме того, на вопрос о возможной готовности к просветительской работе были получены высокие показатели готовности. Среди тем, на которые было предложено усилить внимание, 5 проблем получили наибольшее число голосов: жизнь простых военных и гражданских — 34, боевые действия с доп. материалом в виде документов, карт и хроники и жизнь тыла — 27 каждая, жизнь в оккупированных регионах и вопросы зарождения нацизма и причин предательства — по 25 каждая, действия полководцев и руководства страны — 23. Из возможных методов и способов воспитания участники опроса высказывали разнообразные предложения и вспоминали классические (экскурсии, встречи с ветеранами, фильмы). Среди нововведений было использование виртуальных музеев и сайтов, компьютерных игр и произведений культуры. Студенты предлагали раскрыть тему личных историй и эмоций о войне, добавить точную, честную и изученную информацию, факты и наглядный материал, а среди наиболее важных моментов и задач рассказов были выделены память о подвиге, эмоции, личные истории. Среди способов увлечения школьниками и увеличения у них понимания событий были выделены семейное воспитание, использование современных технологий и культуры, наличие харизматичного учителя, высокая эмоциональная подготовка.
Выводы. Завершая данную работу, стоит отметить, что вопросы современных методов преподавания остаются открытыми и изучаемыми, поскольку нынешний мир изменяется достаточно быстро. Идеи и предложения, выведенные в опросе и докладе, являются лишь деталью в этом механизме, но каждое указание или разработка могут стать важными в процессе обучения и решающими в воспитании молодого поколения граждан России и мира. Основой таких перемен и скрепляющей частью для каждого является Великая Отечественная война, чувства и знания о которой нужно собирать и сохранять, несмотря на всю эмоциональную и умственную сложность этой деятельности.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: andrejbondarenko262@gmail.com
студент, группа ИФ-б22ИПо, исторический факультет
Russian Federation, СамараSupplementary files



