Проблема преподавания Великой Отечественной войны в представлениях молодых учителей и студентов гуманитарного направления

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Вопросы Великой Отечественной войны, истории и культуры о тех событиях остаются крайне актуальными и одними из важнейших в российском обществе и постсоветском пространстве, особенно сильно военная история и культура о войне повлияла на просвещение и преподавание в стране.

Цель — изучение методов и способов преподавания в школах темы Великой Отечественной войны, взглядов и идей молодых учителей и студентов на преподавание военной эпохи.

Методы. Учитывая возрастание роли техники в обучении, создание новых методов, молодые специалисты стали задаваться прежде для себя неизвестными вопросами, особенно это касается преподающих и увлеченных историей студентов. Для вовлечения в изучение войны школьников и развития личных навыков исследователем в течение 1,5 лет были проведены несколько выступлений в Лицее авиационного профиля № 135 по теме войны для 5–11-х классов с использованием физических и визуальных способов преподавания (презентация, фотографии, документы, монеты и т.д.).

Кроме этого, для исследования данной проблемы разработан опрос из 14 вопросов для студентов и молодых учителей гуманитарных дисциплин, в некоторых из них была возможность нескольких ответов. В рамках анкетирования были задействованы лица, обучающиеся по этим вузовским программам: исторический и филологический факультеты СГСПУ, экономический факультет СНИУ им. Королева и СГЭУ, социологический факультет МГУ им. Ломоносова. Аудиторией стали 50 человек в возрасте 17–21 лет.

Результаты. Во время рассказов, несмотря на лекционный характер, школьники с интересом слушали и наблюдали, отвечали на вопросы. В конце лекции, когда шло повествование об исторической и общественной памяти, ученикам для просмотра передавались значки и монеты, связанные с темой мероприятия, что позволяло визуально закрепить изложенный материал. Несмотря на то, что почти 25 % опрошенных не имеют опыта работы с молодежью, а 58 % не говорили с детьми о войне, у 44 % есть младшие родственники, 15 человек приходили на встречи со школьниками, из них 2 трудоустроены в организациях образования. Кроме того, на вопрос о возможной готовности к просветительской работе были получены высокие показатели готовности. Среди тем, на которые было предложено усилить внимание, 5 проблем получили наибольшее число голосов: жизнь простых военных и гражданских — 34, боевые действия с доп. материалом в виде документов, карт и хроники и жизнь тыла — 27 каждая, жизнь в оккупированных регионах и вопросы зарождения нацизма и причин предательства — по 25 каждая, действия полководцев и руководства страны — 23. Из возможных методов и способов воспитания участники опроса высказывали разнообразные предложения и вспоминали классические (экскурсии, встречи с ветеранами, фильмы). Среди нововведений было использование виртуальных музеев и сайтов, компьютерных игр и произведений культуры. Студенты предлагали раскрыть тему личных историй и эмоций о войне, добавить точную, честную и изученную информацию, факты и наглядный материал, а среди наиболее важных моментов и задач рассказов были выделены память о подвиге, эмоции, личные истории. Среди способов увлечения школьниками и увеличения у них понимания событий были выделены семейное воспитание, использование современных технологий и культуры, наличие харизматичного учителя, высокая эмоциональная подготовка.

Выводы. Завершая данную работу, стоит отметить, что вопросы современных методов преподавания остаются открытыми и изучаемыми, поскольку нынешний мир изменяется достаточно быстро. Идеи и предложения, выведенные в опросе и докладе, являются лишь деталью в этом механизме, но каждое указание или разработка могут стать важными в процессе обучения и решающими в воспитании молодого поколения граждан России и мира. Основой таких перемен и скрепляющей частью для каждого является Великая Отечественная война, чувства и знания о которой нужно собирать и сохранять, несмотря на всю эмоциональную и умственную сложность этой деятельности.

Full Text

Обоснование. Вопросы Великой Отечественной войны, истории и культуры о тех событиях остаются крайне актуальными и одними из важнейших в российском обществе и постсоветском пространстве, особенно сильно военная история и культура о войне повлияла на просвещение и преподавание в стране.

Цель — изучение методов и способов преподавания в школах темы Великой Отечественной войны, взглядов и идей молодых учителей и студентов на преподавание военной эпохи.

Методы. Учитывая возрастание роли техники в обучении, создание новых методов, молодые специалисты стали задаваться прежде для себя неизвестными вопросами, особенно это касается преподающих и увлеченных историей студентов. Для вовлечения в изучение войны школьников и развития личных навыков исследователем в течение 1,5 лет были проведены несколько выступлений в Лицее авиационного профиля № 135 по теме войны для 5–11-х классов с использованием физических и визуальных способов преподавания (презентация, фотографии, документы, монеты и т.д.).

Кроме этого, для исследования данной проблемы разработан опрос из 14 вопросов для студентов и молодых учителей гуманитарных дисциплин, в некоторых из них была возможность нескольких ответов. В рамках анкетирования были задействованы лица, обучающиеся по этим вузовским программам: исторический и филологический факультеты СГСПУ, экономический факультет СНИУ им. Королева и СГЭУ, социологический факультет МГУ им. Ломоносова. Аудиторией стали 50 человек в возрасте 17–21 лет.

Результаты. Во время рассказов, несмотря на лекционный характер, школьники с интересом слушали и наблюдали, отвечали на вопросы. В конце лекции, когда шло повествование об исторической и общественной памяти, ученикам для просмотра передавались значки и монеты, связанные с темой мероприятия, что позволяло визуально закрепить изложенный материал. Несмотря на то, что почти 25 % опрошенных не имеют опыта работы с молодежью, а 58 % не говорили с детьми о войне, у 44 % есть младшие родственники, 15 человек приходили на встречи со школьниками, из них 2 трудоустроены в организациях образования. Кроме того, на вопрос о возможной готовности к просветительской работе были получены высокие показатели готовности. Среди тем, на которые было предложено усилить внимание, 5 проблем получили наибольшее число голосов: жизнь простых военных и гражданских — 34, боевые действия с доп. материалом в виде документов, карт и хроники и жизнь тыла — 27 каждая, жизнь в оккупированных регионах и вопросы зарождения нацизма и причин предательства — по 25 каждая, действия полководцев и руководства страны — 23. Из возможных методов и способов воспитания участники опроса высказывали разнообразные предложения и вспоминали классические (экскурсии, встречи с ветеранами, фильмы). Среди нововведений было использование виртуальных музеев и сайтов, компьютерных игр и произведений культуры. Студенты предлагали раскрыть тему личных историй и эмоций о войне, добавить точную, честную и изученную информацию, факты и наглядный материал, а среди наиболее важных моментов и задач рассказов были выделены память о подвиге, эмоции, личные истории. Среди способов увлечения школьниками и увеличения у них понимания событий были выделены семейное воспитание, использование современных технологий и культуры, наличие харизматичного учителя, высокая эмоциональная подготовка.

Выводы. Завершая данную работу, стоит отметить, что вопросы современных методов преподавания остаются открытыми и изучаемыми, поскольку нынешний мир изменяется достаточно быстро. Идеи и предложения, выведенные в опросе и докладе, являются лишь деталью в этом механизме, но каждое указание или разработка могут стать важными в процессе обучения и решающими в воспитании молодого поколения граждан России и мира. Основой таких перемен и скрепляющей частью для каждого является Великая Отечественная война, чувства и знания о которой нужно собирать и сохранять, несмотря на всю эмоциональную и умственную сложность этой деятельности.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: andrejbondarenko262@gmail.com

студент, группа ИФ-б22ИПо, исторический факультет

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Бондаренко А.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.