Техники бриколажа в музейном нарративе экранизации наследия: коммуникативное поле артефактов памяти
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный институт культуры
- Edição: Volume 2 (2025)
- Páginas: 299-300
- Seção: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
- ##submission.dateSubmitted##: 23.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 09.06.2025
- ##submission.datePublished##: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680255
- ID: 680255
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. В эпоху цифровых технологий и глобализации традиционные методы представления наследия могут выглядеть устаревшими. Техники бриколажа позволяют музеям и культурным институциям по управлению наследием оптимизировать свои коммуникативные практики применительно к новым реалиям, привлекая и удерживая внимание современных посетителей. Так как бриколаж подразумевает использование разнообразных материалов, это способствует повышению интерактивности и вовлеченности посетителей, а также позволяет музеям быть более гибкими и адаптивными к изменениям в обществе и технологиях. Использование нестандартных материалов и методов к тому же может быть экономически выгодным и экологичным, так как позволяет музеям эффективно применять уже имеющиеся ресурсы и возможности, создавая уникальные экспозиции с минимальными затратами.
Цель — показать и обосновать теоретические позиции и креативные возможности техники бриколажа в ретрансляции памяти и визуализации наследия. Впервые метод бриколажа был обстоятельно изучен и введен в научный оборот выдающимся французским этнологом и антропологом Клодом Леви-Строссом [2]. Линия исследований, предложенная К. Леви-Строссом, нашла развитие в работах Л. Борисовой, Д. Стюарта и В.И. Ионесова [1, 3–7].
Методы. Методологический инструментарий работы включает: культурологический подход, который дополняется методами типологического, структурно-функционального и семиотического анализа.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Определить и обосновать понятие «бриколаж» в дискурсе современного культурологического знания.
- Изучить становление техники бриколажа в музейной практике.
- Рассмотреть формы воздействия бриколажа на эмоциональный опыт посетителя музея и атмосферу восприятия артефактов наследия.
- Раскрыть креативные и коммуникативные возможности техники бриколажа в музейных практиках визуализации наследия.
Результаты. Бриколаж — это метод, при котором используются различные материалы и элементы из разных источников для создания нового произведения искусства. Он основывается на идее смешивания, комбинирования и переосмысления уже существующих элементов, чтобы создать что-то новое и оригинальное. Бриколаж может включать в себя использование различных материалов, таких как фотографии, тексты, фрагменты видео и звуков, предметы из бытовой жизни и другие объекты [7]. Бриколаж в музейной практике активно формировался на протяжении последних пятидесяти лет. Он прошел путь от теоретически обоснованной концепции к креативным возможностям бриколажа, которые были отражены в искусстве поп-арта и в конечном счете получили признание в музейных практиках. В этот период происходит официальное утверждение бриколажа как отдельной области арт-конструирования, репрезентации наследия и полноценного музейного инструмента. Одновременно разрабатываются стратегии и модели бриколажа, методические рекомендации, которые начинают эффективно использоваться в деятельности крупных музеев мира. Бриколаж преобразует эмоциональную атмосферу музея, превращая ее в пространство, где посетители не просто пассивно переживают чувства, а учатся осознавать эмоции как часть культурного языка. Музей, реализующий принципы бриколажа, преобразуется в пространство диалога, где интерактивные форматы, партисипаторные практики и иммерсивные проекты вовлекают посетителей в совместное творчество. Это позволяет превратить пассивное наблюдение в живой обмен идеями, где каждый участник становится интерпретатором наследия.
Выводы.
- Техники бриколажа в музейном нарративе выступают важным и эффективным инструментом экранизации наследия.
- Техники бриколажа в музейном проектировании позволяют расширить коммуникативное поле артефактов памяти, включить в прямой диалог с ними визитеров музея.
- Бриколаж — это не только техника творчества, но и способ мышления, который позволяет видеть новое в уже существующем и соединять, казалось бы, несоединимое.
- Опыт бриколажа стимулирует художественную фантазию, креативность и способность находить нестандартные решения.
- Бриколаж — это уникальный способ выражения себя и передачи сообщений, который позволяет нам раскрыть свой творческий потенциал и увидеть мир с новой стороны.
- Техники бриколажа вносят заметный вклад в развитие современных партисипаторных практик музея, в новые иммерсивные программы репрезентации наследия и позволяют посетителям музея не только погрузиться в предметный мир культуры, но и стать участниками его проектирования.
Texto integral
Обоснование. В эпоху цифровых технологий и глобализации традиционные методы представления наследия могут выглядеть устаревшими. Техники бриколажа позволяют музеям и культурным институциям по управлению наследием оптимизировать свои коммуникативные практики применительно к новым реалиям, привлекая и удерживая внимание современных посетителей. Так как бриколаж подразумевает использование разнообразных материалов, это способствует повышению интерактивности и вовлеченности посетителей, а также позволяет музеям быть более гибкими и адаптивными к изменениям в обществе и технологиях. Использование нестандартных материалов и методов к тому же может быть экономически выгодным и экологичным, так как позволяет музеям эффективно применять уже имеющиеся ресурсы и возможности, создавая уникальные экспозиции с минимальными затратами.
Цель — показать и обосновать теоретические позиции и креативные возможности техники бриколажа в ретрансляции памяти и визуализации наследия. Впервые метод бриколажа был обстоятельно изучен и введен в научный оборот выдающимся французским этнологом и антропологом Клодом Леви-Строссом [2]. Линия исследований, предложенная К. Леви-Строссом, нашла развитие в работах Л. Борисовой, Д. Стюарта и В.И. Ионесова [1, 3–7].
Методы. Методологический инструментарий работы включает: культурологический подход, который дополняется методами типологического, структурно-функционального и семиотического анализа.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Определить и обосновать понятие «бриколаж» в дискурсе современного культурологического знания.
- Изучить становление техники бриколажа в музейной практике.
- Рассмотреть формы воздействия бриколажа на эмоциональный опыт посетителя музея и атмосферу восприятия артефактов наследия.
- Раскрыть креативные и коммуникативные возможности техники бриколажа в музейных практиках визуализации наследия.
Результаты. Бриколаж — это метод, при котором используются различные материалы и элементы из разных источников для создания нового произведения искусства. Он основывается на идее смешивания, комбинирования и переосмысления уже существующих элементов, чтобы создать что-то новое и оригинальное. Бриколаж может включать в себя использование различных материалов, таких как фотографии, тексты, фрагменты видео и звуков, предметы из бытовой жизни и другие объекты [7]. Бриколаж в музейной практике активно формировался на протяжении последних пятидесяти лет. Он прошел путь от теоретически обоснованной концепции к креативным возможностям бриколажа, которые были отражены в искусстве поп-арта и в конечном счете получили признание в музейных практиках. В этот период происходит официальное утверждение бриколажа как отдельной области арт-конструирования, репрезентации наследия и полноценного музейного инструмента. Одновременно разрабатываются стратегии и модели бриколажа, методические рекомендации, которые начинают эффективно использоваться в деятельности крупных музеев мира. Бриколаж преобразует эмоциональную атмосферу музея, превращая ее в пространство, где посетители не просто пассивно переживают чувства, а учатся осознавать эмоции как часть культурного языка. Музей, реализующий принципы бриколажа, преобразуется в пространство диалога, где интерактивные форматы, партисипаторные практики и иммерсивные проекты вовлекают посетителей в совместное творчество. Это позволяет превратить пассивное наблюдение в живой обмен идеями, где каждый участник становится интерпретатором наследия.
Выводы.
- Техники бриколажа в музейном нарративе выступают важным и эффективным инструментом экранизации наследия.
- Техники бриколажа в музейном проектировании позволяют расширить коммуникативное поле артефактов памяти, включить в прямой диалог с ними визитеров музея.
- Бриколаж — это не только техника творчества, но и способ мышления, который позволяет видеть новое в уже существующем и соединять, казалось бы, несоединимое.
- Опыт бриколажа стимулирует художественную фантазию, креативность и способность находить нестандартные решения.
- Бриколаж — это уникальный способ выражения себя и передачи сообщений, который позволяет нам раскрыть свой творческий потенциал и увидеть мир с новой стороны.
- Техники бриколажа вносят заметный вклад в развитие современных партисипаторных практик музея, в новые иммерсивные программы репрезентации наследия и позволяют посетителям музея не только погрузиться в предметный мир культуры, но и стать участниками его проектирования.
Sobre autores
Самарский государственный институт культуры
Autor responsável pela correspondência
Email: pavlyushchenkoylia@mail.ru
ORCID ID: 0009-0005-7674-8263
студентка, группа КМ-421, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Rússia, СамараBibliografia
- Борисова Л. Принцип бриколажа в арт-проектировании. Москва: Арт-журнал, 2018. С. 34–40.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва: Республика, 1994. 384 с.
- Стюарт Д. Бриколаж: культурная техника и теория. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. 256 с.
- Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25(354). С. 7–13. EDN: TFUPVJ
- Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания. В кн.: Педагогика творчества: личность, знание, культура: материалы международной научной конференции (к 90-летию профессора Валентина Николаевича Михелькевича) / под ред. В.И. Ионесова. Самара: Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская научная корпорация», 2017. С. 382–393. EDN: WPWJJB
- Нестеренко В.М., Ионесов В.И. Человек в системе пространственно-временных связей: проекции и вызовы социокультурной коммуникации // Креативная экономика и социальные инновации. 2014. № 1. С. 142.
- Павлющенко Ю.Ю., Ионесов В.И. Принцип бриколажа в арт-проектировании и креативной практике: традиции архаики и императивы современности. В кн.: XLIX Самарская областная студенческая научная конференция. Тезисы докладов. Т. 2 / под ред. Т.В. Верховской, Е.В. Вишневской, Е.С. Грецовой, и др. Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2023. C. 300–301. EDN: QEZZAX
Arquivos suplementares



