Изучение сформированности навыка постановки правой руки у учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 262-263
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика и психология художественного образования
- Submitted: 23.05.2025
- Accepted: 09.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680274
- ID: 680274
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Постановка исполнительского аппарата на начальном этапе обучения игре на скрипке — одна из наиболее важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее профессиональное обучение и развитие учащегося-скрипача. Изучение научно-методической литературы показало, что становление базовых правил постановки исполнительского аппарата правой руки скрипача — это долгий исторический процесс, связанный с открытием новых технических возможностей, которые усложнили скрипичный репертуар и выдвинули новые требования к исполнительскому аппарату в целом [1, 3, 4]. На сегодняшний день существуют три основные скрипичные школы: немецкая, франко-бельгийская, русская [4]. В каждой из школ сформированы базовые требования к целостной постановке игрового аппарата и, в частности, к постановке правой руки, которая состоит из четырех основных элементов: расположение пальцев на трости, движение кисти, движение локтя, положение плеча [1, 2, 5]. Данные элементы определены нами как основные навыки постановки правой руки у учащихся-скрипачей.
Цель — изучение степени сформированности навыка расположения пальцев на трости у учащихся-скрипачей по выделенным показателям.
Методы — наблюдение, экспертная оценка.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДШИ СГИК г.о. Самара. В эксперименте приняли участие ученики 1–3-х классов в количестве трех человек. Схему оценки показателя навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 1.
Таблица 1. Схема оценки показателей навыка расположения пальцев на трости
Показатели/баллы | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Округлость пальцев | Все пальцы лежат на трости округло | Один из пальцев выпрямлен | Все пальцы выпрямлены |
Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами | «Кольцо» располагается между большим и средним пальцем на протяжении всего игрового процесса | «Кольцо» смещено влево или вправо от среднего пальца | «Кольцо» отсутствует, выпрямлен большой палец |
Положение мизинца | Округлый мизинец стоит подушечкой на трости | Во время игры выпрямляется, оставаясь на подушечке | Мизинец лежит на второй фаланге или находится постоянно в выпрямленном положении |
Мобильность большого пальца во время игрового процесса | Во время разгибания локтя большой палец выпрямляется, при сгибании возвращается в округлое положение | Во время разгибания локтя остается в округлом положении | Прямой во время игры |
Положение указательного пальца | Лежит на второй фаланге | Лежит на третьей фаланге | Выпрямлен на трости |
Положение пальцев относительно друг друга | Пальцы расположены на трости недалеко друг от друга | Далекое расположение указательного пальца или мизинца | Пальцы находятся неестественно далеко друг от друга |
Результаты. Результаты изучения навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 2.
Таблица 2. Результаты изучения показателей навыка расположения пальцев на трости
Показатели/ФИО учащегося | Комардина Н. | Волков С. | Жирнова Р. |
Округлость пальцев | 1 | 2 | 1 |
Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами | 1 | 2 | 0 |
Положение мизинца | 1 | 2 | 1 |
Мобильность большого пальца во время игрового процесса | 1 | 1 | 0 |
Положение указательного пальца | 1 | 2 | 1 |
Положение пальцев относительно друг друга | 1 | 2 | 0 |
Результат исследования показывает, что стабильность развития навыка начинается с высокого показателя округлости пальцев на трости и соблюдения «кольца». Соответственно, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять именно этим показателям, развивая их с помощью упражнений и постоянного контроля со стороны педагога.
Выводы. Внедрение в учебный процесс системы схем оценки показателей сформированности навыков постановки элементов исполнительского аппарата дает возможность более точного выявления тех или иных проблем учащегося-скрипача на начальном этапе обучения. Воспитать правильные ощущения целостного игрового аппарата возможно только при внимательном изучении и оценивании всех показателей.
Full Text
Обоснование. Постановка исполнительского аппарата на начальном этапе обучения игре на скрипке — одна из наиболее важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее профессиональное обучение и развитие учащегося-скрипача. Изучение научно-методической литературы показало, что становление базовых правил постановки исполнительского аппарата правой руки скрипача — это долгий исторический процесс, связанный с открытием новых технических возможностей, которые усложнили скрипичный репертуар и выдвинули новые требования к исполнительскому аппарату в целом [1, 3, 4]. На сегодняшний день существуют три основные скрипичные школы: немецкая, франко-бельгийская, русская [4]. В каждой из школ сформированы базовые требования к целостной постановке игрового аппарата и, в частности, к постановке правой руки, которая состоит из четырех основных элементов: расположение пальцев на трости, движение кисти, движение локтя, положение плеча [1, 2, 5]. Данные элементы определены нами как основные навыки постановки правой руки у учащихся-скрипачей.
Цель — изучение степени сформированности навыка расположения пальцев на трости у учащихся-скрипачей по выделенным показателям.
Методы — наблюдение, экспертная оценка.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДШИ СГИК г.о. Самара. В эксперименте приняли участие ученики 1–3-х классов в количестве трех человек. Схему оценки показателя навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 1.
Таблица 1. Схема оценки показателей навыка расположения пальцев на трости
Показатели/баллы | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Округлость пальцев | Все пальцы лежат на трости округло | Один из пальцев выпрямлен | Все пальцы выпрямлены |
Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами | «Кольцо» располагается между большим и средним пальцем на протяжении всего игрового процесса | «Кольцо» смещено влево или вправо от среднего пальца | «Кольцо» отсутствует, выпрямлен большой палец |
Положение мизинца | Округлый мизинец стоит подушечкой на трости | Во время игры выпрямляется, оставаясь на подушечке | Мизинец лежит на второй фаланге или находится постоянно в выпрямленном положении |
Мобильность большого пальца во время игрового процесса | Во время разгибания локтя большой палец выпрямляется, при сгибании возвращается в округлое положение | Во время разгибания локтя остается в округлом положении | Прямой во время игры |
Положение указательного пальца | Лежит на второй фаланге | Лежит на третьей фаланге | Выпрямлен на трости |
Положение пальцев относительно друг друга | Пальцы расположены на трости недалеко друг от друга | Далекое расположение указательного пальца или мизинца | Пальцы находятся неестественно далеко друг от друга |
Результаты. Результаты изучения навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 2.
Таблица 2. Результаты изучения показателей навыка расположения пальцев на трости
Показатели/ФИО учащегося | Комардина Н. | Волков С. | Жирнова Р. |
Округлость пальцев | 1 | 2 | 1 |
Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами | 1 | 2 | 0 |
Положение мизинца | 1 | 2 | 1 |
Мобильность большого пальца во время игрового процесса | 1 | 1 | 0 |
Положение указательного пальца | 1 | 2 | 1 |
Положение пальцев относительно друг друга | 1 | 2 | 0 |
Результат исследования показывает, что стабильность развития навыка начинается с высокого показателя округлости пальцев на трости и соблюдения «кольца». Соответственно, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять именно этим показателям, развивая их с помощью упражнений и постоянного контроля со стороны педагога.
Выводы. Внедрение в учебный процесс системы схем оценки показателей сформированности навыков постановки элементов исполнительского аппарата дает возможность более точного выявления тех или иных проблем учащегося-скрипача на начальном этапе обучения. Воспитать правильные ощущения целостного игрового аппарата возможно только при внимательном изучении и оценивании всех показателей.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: evv1214@gmail.com
студентка, группа ОСИ-322, музыкально-исполнительский факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Санкт-Петербург: Композитор, 2014. 120 с.
- Григорьев В.Ю. Методика обучения игры на скрипке. Москва: Классика XXI, 2006. 256 с.
- Моцарт Л. Фундаментальная школа скрипичной игры: ноты. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. 216 с.
- Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т. I. Москва: Музыка, 1964. 272 с.
- Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музична Україна, 1974. 253 с.
Supplementary files



