Изучение сформированности навыка постановки правой руки у учащихся-скрипачей на начальном этапе обучения

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Постановка исполнительского аппарата на начальном этапе обучения игре на скрипке — одна из наиболее важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее профессиональное обучение и развитие учащегося-скрипача. Изучение научно-методической литературы показало, что становление базовых правил постановки исполнительского аппарата правой руки скрипача — это долгий исторический процесс, связанный с открытием новых технических возможностей, которые усложнили скрипичный репертуар и выдвинули новые требования к исполнительскому аппарату в целом [1, 3, 4]. На сегодняшний день существуют три основные скрипичные школы: немецкая, франко-бельгийская, русская [4]. В каждой из школ сформированы базовые требования к целостной постановке игрового аппарата и, в частности, к постановке правой руки, которая состоит из четырех основных элементов: расположение пальцев на трости, движение кисти, движение локтя, положение плеча [1, 2, 5]. Данные элементы определены нами как основные навыки постановки правой руки у учащихся-скрипачей.

Цель — изучение степени сформированности навыка расположения пальцев на трости у учащихся-скрипачей по выделенным показателям.

Методы — наблюдение, экспертная оценка.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДШИ СГИК г.о. Самара. В эксперименте приняли участие ученики 1–3-х классов в количестве трех человек. Схему оценки показателя навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 1.

 

Таблица 1. Схема оценки показателей навыка расположения пальцев на трости

Показатели/баллы

2 балла

1 балл

0 баллов

Округлость пальцев

Все пальцы лежат на трости округло

Один из пальцев выпрямлен

Все пальцы выпрямлены

Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами

«Кольцо» располагается между большим и средним пальцем на протяжении всего игрового процесса

«Кольцо» смещено влево или вправо от среднего пальца

«Кольцо» отсутствует, выпрямлен большой палец

Положение мизинца

Округлый мизинец стоит подушечкой на трости

Во время игры выпрямляется, оставаясь на подушечке

Мизинец лежит на второй фаланге или находится постоянно в выпрямленном положении

Мобильность большого пальца во время игрового процесса

Во время разгибания локтя большой палец выпрямляется, при сгибании возвращается в округлое положение

Во время разгибания локтя остается в округлом положении

Прямой во время игры

Положение указательного пальца

Лежит на второй фаланге

Лежит на третьей фаланге

Выпрямлен на трости

Положение пальцев относительно друг друга

Пальцы расположены на трости недалеко друг от друга

Далекое расположение указательного пальца или мизинца

Пальцы находятся неестественно далеко друг от друга

 

Результаты. Результаты изучения навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты изучения показателей навыка расположения пальцев на трости

Показатели/ФИО учащегося

Комардина Н.

Волков С.

Жирнова Р.

Округлость пальцев

1

2

1

Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами

1

2

0

Положение мизинца

1

2

1

Мобильность большого пальца во время игрового процесса

1

1

0

Положение указательного пальца

1

2

1

Положение пальцев относительно друг друга

1

2

0

 

Результат исследования показывает, что стабильность развития навыка начинается с высокого показателя округлости пальцев на трости и соблюдения «кольца». Соответственно, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять именно этим показателям, развивая их с помощью упражнений и постоянного контроля со стороны педагога.

Выводы. Внедрение в учебный процесс системы схем оценки показателей сформированности навыков постановки элементов исполнительского аппарата дает возможность более точного выявления тех или иных проблем учащегося-скрипача на начальном этапе обучения. Воспитать правильные ощущения целостного игрового аппарата возможно только при внимательном изучении и оценивании всех показателей.

Full Text

Обоснование. Постановка исполнительского аппарата на начальном этапе обучения игре на скрипке — одна из наиболее важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее профессиональное обучение и развитие учащегося-скрипача. Изучение научно-методической литературы показало, что становление базовых правил постановки исполнительского аппарата правой руки скрипача — это долгий исторический процесс, связанный с открытием новых технических возможностей, которые усложнили скрипичный репертуар и выдвинули новые требования к исполнительскому аппарату в целом [1, 3, 4]. На сегодняшний день существуют три основные скрипичные школы: немецкая, франко-бельгийская, русская [4]. В каждой из школ сформированы базовые требования к целостной постановке игрового аппарата и, в частности, к постановке правой руки, которая состоит из четырех основных элементов: расположение пальцев на трости, движение кисти, движение локтя, положение плеча [1, 2, 5]. Данные элементы определены нами как основные навыки постановки правой руки у учащихся-скрипачей.

Цель — изучение степени сформированности навыка расположения пальцев на трости у учащихся-скрипачей по выделенным показателям.

Методы — наблюдение, экспертная оценка.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДШИ СГИК г.о. Самара. В эксперименте приняли участие ученики 1–3-х классов в количестве трех человек. Схему оценки показателя навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 1.

 

Таблица 1. Схема оценки показателей навыка расположения пальцев на трости

Показатели/баллы

2 балла

1 балл

0 баллов

Округлость пальцев

Все пальцы лежат на трости округло

Один из пальцев выпрямлен

Все пальцы выпрямлены

Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами

«Кольцо» располагается между большим и средним пальцем на протяжении всего игрового процесса

«Кольцо» смещено влево или вправо от среднего пальца

«Кольцо» отсутствует, выпрямлен большой палец

Положение мизинца

Округлый мизинец стоит подушечкой на трости

Во время игры выпрямляется, оставаясь на подушечке

Мизинец лежит на второй фаланге или находится постоянно в выпрямленном положении

Мобильность большого пальца во время игрового процесса

Во время разгибания локтя большой палец выпрямляется, при сгибании возвращается в округлое положение

Во время разгибания локтя остается в округлом положении

Прямой во время игры

Положение указательного пальца

Лежит на второй фаланге

Лежит на третьей фаланге

Выпрямлен на трости

Положение пальцев относительно друг друга

Пальцы расположены на трости недалеко друг от друга

Далекое расположение указательного пальца или мизинца

Пальцы находятся неестественно далеко друг от друга

 

Результаты. Результаты изучения навыка расположения пальцев на трости представим в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты изучения показателей навыка расположения пальцев на трости

Показатели/ФИО учащегося

Комардина Н.

Волков С.

Жирнова Р.

Округлость пальцев

1

2

1

Соблюдение «кольца» между большим и средним пальцами

1

2

0

Положение мизинца

1

2

1

Мобильность большого пальца во время игрового процесса

1

1

0

Положение указательного пальца

1

2

1

Положение пальцев относительно друг друга

1

2

0

 

Результат исследования показывает, что стабильность развития навыка начинается с высокого показателя округлости пальцев на трости и соблюдения «кольца». Соответственно, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять именно этим показателям, развивая их с помощью упражнений и постоянного контроля со стороны педагога.

Выводы. Внедрение в учебный процесс системы схем оценки показателей сформированности навыков постановки элементов исполнительского аппарата дает возможность более точного выявления тех или иных проблем учащегося-скрипача на начальном этапе обучения. Воспитать правильные ощущения целостного игрового аппарата возможно только при внимательном изучении и оценивании всех показателей.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: evv1214@gmail.com

студентка, группа ОСИ-322, музыкально-исполнительский факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Санкт-Петербург: Композитор, 2014. 120 с.
  2. Григорьев В.Ю. Методика обучения игры на скрипке. Москва: Классика XXI, 2006. 256 с.
  3. Моцарт Л. Фундаментальная школа скрипичной игры: ноты. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. 216 с.
  4. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т. I. Москва: Музыка, 1964. 272 с.
  5. Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музична Україна, 1974. 253 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Гущина У.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.