Формирование лексических навыков с использованием тематического подхода к систематизации лексики
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 153-154
- Section: ЧАСТЬ II. Лингвистические и лингводидактические проблемы диалога культур
- Submitted: 25.05.2025
- Accepted: 11.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680421
- ID: 680421
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Поскольку в современном мире ввиду глобализации английский язык является международным и используется в различных сферах, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, индивиду необходимо знать английский язык, в том числе английскую лексику [1]. В исследовании описывается способ формирования лексических навыков при помощи тематического подхода, который недостаточно рассмотрен в научных трудах. Исследование, находящееся на стыке лингвистики и лингводидактики, вносит вклад в описание его применения на примере раздела лексического пособия по теме “Environmental problems”.
Цель — изучение особенностей применения тематического подхода к систематизации лексики.
Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:
- метод теоретического анализа — для описания особенностей формирования лексического навыка и тематического подхода к систематизации лексики;
- метод классификации — для систематизации лексических единиц на основе тематического поля “Environmental problems”;
- метод моделирования — для разработки и описания раздела “I can talk about environmental problems” лексического пособия.
Результаты. Согласно принципу тематического подхода, при обучении лексике иностранного языка следует отбирать лексические единицы в соответствии с определенными тематическими полями [2]. Под тематическим полем З.Д. Попова и И.А. Стернин понимают совокупность большого числа слов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов, единиц разных частей речи, относящихся к одной сфере действительности [3, с. 259]. В результате обучения лексике обучающийся должен усвоить ее — овладеть не только ее формой и значением, но и употреблением, словообразованием и словоизменением [4, с. 128].
Для того чтобы проиллюстрировать возможности тематического подхода, мы создали раздел лексического пособия “I can talk about environmental problems”. На этапе введения лексических единиц данный принцип реализуется в отборе лексического минимума, в который мы включили отдельные слова (recycling, ecology и т.д.), словосочетания (to fight global warming, depletion of the ozone layer и т.д.), идиомы (a tip of the iceberg, a storm in a teacup и т.д.) на основе определенного тематического поля — “Environmental problems”. Слова вводятся при помощи лексического блока.
На втором этапе работы с лексикой обучающимся предложены задания, направленные на тренировку правописания, произношения, сочетаемости и значения введенных лексических единиц, например задания на заполнение пропусков букв в слове или слов в предложении, на соотнесение транскрипции или значения со словом, на трансформацию слова или выбор правильного ответа из данных вариантов.
На третьем этапе обучающимся предлагается выполнить задания, нацеленные на применение изученных лексических единиц на практике, например, самостоятельно расположить лексические единицы в облака слов, составить устное высказывание и написать эссе на тему защиты окружающей среды.
Выводы. Наше исследование подтвердило интерес к применению тематического подхода при изучении иностранного языка. На примере раздела пособия мы продемонстрировали, каким образом его можно использовать для формирования лексических навыков при изучении английского языка.
Full Text
Обоснование. Поскольку в современном мире ввиду глобализации английский язык является международным и используется в различных сферах, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, индивиду необходимо знать английский язык, в том числе английскую лексику [1]. В исследовании описывается способ формирования лексических навыков при помощи тематического подхода, который недостаточно рассмотрен в научных трудах. Исследование, находящееся на стыке лингвистики и лингводидактики, вносит вклад в описание его применения на примере раздела лексического пособия по теме “Environmental problems”.
Цель — изучение особенностей применения тематического подхода к систематизации лексики.
Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы:
- метод теоретического анализа — для описания особенностей формирования лексического навыка и тематического подхода к систематизации лексики;
- метод классификации — для систематизации лексических единиц на основе тематического поля “Environmental problems”;
- метод моделирования — для разработки и описания раздела “I can talk about environmental problems” лексического пособия.
Результаты. Согласно принципу тематического подхода, при обучении лексике иностранного языка следует отбирать лексические единицы в соответствии с определенными тематическими полями [2]. Под тематическим полем З.Д. Попова и И.А. Стернин понимают совокупность большого числа слов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов, единиц разных частей речи, относящихся к одной сфере действительности [3, с. 259]. В результате обучения лексике обучающийся должен усвоить ее — овладеть не только ее формой и значением, но и употреблением, словообразованием и словоизменением [4, с. 128].
Для того чтобы проиллюстрировать возможности тематического подхода, мы создали раздел лексического пособия “I can talk about environmental problems”. На этапе введения лексических единиц данный принцип реализуется в отборе лексического минимума, в который мы включили отдельные слова (recycling, ecology и т.д.), словосочетания (to fight global warming, depletion of the ozone layer и т.д.), идиомы (a tip of the iceberg, a storm in a teacup и т.д.) на основе определенного тематического поля — “Environmental problems”. Слова вводятся при помощи лексического блока.
На втором этапе работы с лексикой обучающимся предложены задания, направленные на тренировку правописания, произношения, сочетаемости и значения введенных лексических единиц, например задания на заполнение пропусков букв в слове или слов в предложении, на соотнесение транскрипции или значения со словом, на трансформацию слова или выбор правильного ответа из данных вариантов.
На третьем этапе обучающимся предлагается выполнить задания, нацеленные на применение изученных лексических единиц на практике, например, самостоятельно расположить лексические единицы в облака слов, составить устное высказывание и написать эссе на тему защиты окружающей среды.
Выводы. Наше исследование подтвердило интерес к применению тематического подхода при изучении иностранного языка. На примере раздела пособия мы продемонстрировали, каким образом его можно использовать для формирования лексических навыков при изучении английского языка.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: simonova.mariya@sgspu.ru
студентка, группа ФИЯ-б21АФо1.2, факультет иностранных языков
Russian Federation, СамараReferences
- Алекберова И.Э. Английский язык в условиях глобализации // Lingua mobilis. 2012. № 4. С. 104–110. EDN: TIUFUR
- Денисов П.Н. Тематический принцип и отбор лексики // В помощь преподавателям русского языка как иностранного. 1967. № 8. С. 73–78.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания): учебное пособие. Москва: Книжный дом «Либроком», 2011. 172 с. EDN: XSBFCZ
- Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва: Владос, 2018. 272 с.
Supplementary files



