Церковное почитание святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала российского: к 25-летию канонизации и 280-летию со дня рождения

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Ф.Ф. Ушаков по праву занимает место среди наиболее выдающихся флотоводцев России [1–3]. Однако, как показывают современные исследования, общественное восприятие его личности зачастую ограничивается лишь ключевыми событиями военной карьеры, тогда как другие значимые аспекты, такие как духовное наследие и канонизация [4–6], остаются в тени. Проведенный среди студентов первого курса Самарского государственного института культуры опрос подтвердил этот дисбаланс: в то время как большинство респондентов знакомы с именем адмирала, лишь 5 % осведомлены о его причислении к лику святых. Это свидетельствует о необходимости более глубокого освещения биографии Ушакова, включая его роль не только как военачальника, но и как человека, чья жизнь и деятельность приобрели сакральное значение в истории Русской православной церкви.

Цель — восполнить существующий пробел в исторической памяти, проанализировать предпосылки и значение канонизации Ф.Ф. Ушакова [7], систематизировав сведения о малоизвестных страницах его биографии, которые содержатся в опубликованных сборниках [8] и хранятся в архивах, в том числе в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, созданном в начале прошлого века [9, с. 394]. В качестве отправной точки целесообразно обратиться к ранним годам жизни адмирала, которые во многом определили его дальнейшую судьбу.

Методы. В основу работы были положены историко-генетический и ретроспективный методы. Были использованы приемы современной «новой биографической истории» и просопографии.

Результаты. Феноменальный успех Ф.Ф. Ушакова как флотоводца, не потерпевшего ни одного поражения и сохранившего свои эскадры с минимальными потерями, свидетельствует не только о его военном гении, но и о глубокой вере, которая направляла его действия. Адмирал сочетал в себе доблесть воина и духовную стойкость истинного христианина. Почти шестьюдесятью годами позднее учреждения государственной награды его имени — ордена и медали Ушакова (1944) адмирал был причислен к лику святых Русской православной церкви [10, с. 368]. В Саранске был воздвигнут величественный собор святого воина Феодора Ушакова, перед которым был установлен памятник адмиралу, мощи которого упокоились в этом храме в специальной раке, напоминающей старинный боевой корабль. Канонизация скоро перешагнула рамки Республики Мордовия и Саранской епархии, так как святой Феодор Ушаков стал восприниматься как небесный покровитель всего российского флота. Храмы и приделы в его имя стали появляться, прежде всего, в различных приморских городах, например в Балтийске (бывшем Пилау) — главной базе Балтийского флота и в Севастополе — главной базе Черноморского флота. Ни в православной, ни в католической, ни в иной христианской конфессии более нет флотоводцев, прославленных за многие века в лике святых.

Выводы. Канонизация Ф.Ф. Ушакова в 2001 г. стала закономерным признанием его святости, основанной на народном почитании, благочестии и христианских добродетелях. Его жизнь — пример гармонии воинского долга и духовного подвижничества. Учреждение ордена и медали его имени, последующее прославление Церковью подчеркивают непреходящее значение его личности для России — как в военно-историческом, так и в религиозно-нравственном аспектах. Изучение наследия адмирала Ушакова важно не только для сохранения исторической памяти, но и для воспитания новых поколений на примере человека, сочетавшего беззаветное служение Отечеству с глубокой верой и милосердием. Его жизнь напоминает, что истинная слава — это не только победы на поле боя, но и праведность, оставляющая след в вечности.

Full Text

Обоснование. Ф.Ф. Ушаков по праву занимает место среди наиболее выдающихся флотоводцев России [1–3]. Однако, как показывают современные исследования, общественное восприятие его личности зачастую ограничивается лишь ключевыми событиями военной карьеры, тогда как другие значимые аспекты, такие как духовное наследие и канонизация [4–6], остаются в тени. Проведенный среди студентов первого курса Самарского государственного института культуры опрос подтвердил этот дисбаланс: в то время как большинство респондентов знакомы с именем адмирала, лишь 5 % осведомлены о его причислении к лику святых. Это свидетельствует о необходимости более глубокого освещения биографии Ушакова, включая его роль не только как военачальника, но и как человека, чья жизнь и деятельность приобрели сакральное значение в истории Русской православной церкви.

Цель — восполнить существующий пробел в исторической памяти, проанализировать предпосылки и значение канонизации Ф.Ф. Ушакова [7], систематизировав сведения о малоизвестных страницах его биографии, которые содержатся в опубликованных сборниках [8] и хранятся в архивах, в том числе в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, созданном в начале прошлого века [9, с. 394]. В качестве отправной точки целесообразно обратиться к ранним годам жизни адмирала, которые во многом определили его дальнейшую судьбу.

Методы. В основу работы были положены историко-генетический и ретроспективный методы. Были использованы приемы современной «новой биографической истории» и просопографии.

Результаты. Феноменальный успех Ф.Ф. Ушакова как флотоводца, не потерпевшего ни одного поражения и сохранившего свои эскадры с минимальными потерями, свидетельствует не только о его военном гении, но и о глубокой вере, которая направляла его действия. Адмирал сочетал в себе доблесть воина и духовную стойкость истинного христианина. Почти шестьюдесятью годами позднее учреждения государственной награды его имени — ордена и медали Ушакова (1944) адмирал был причислен к лику святых Русской православной церкви [10, с. 368]. В Саранске был воздвигнут величественный собор святого воина Феодора Ушакова, перед которым был установлен памятник адмиралу, мощи которого упокоились в этом храме в специальной раке, напоминающей старинный боевой корабль. Канонизация скоро перешагнула рамки Республики Мордовия и Саранской епархии, так как святой Феодор Ушаков стал восприниматься как небесный покровитель всего российского флота. Храмы и приделы в его имя стали появляться, прежде всего, в различных приморских городах, например в Балтийске (бывшем Пилау) — главной базе Балтийского флота и в Севастополе — главной базе Черноморского флота. Ни в православной, ни в католической, ни в иной христианской конфессии более нет флотоводцев, прославленных за многие века в лике святых.

Выводы. Канонизация Ф.Ф. Ушакова в 2001 г. стала закономерным признанием его святости, основанной на народном почитании, благочестии и христианских добродетелях. Его жизнь — пример гармонии воинского долга и духовного подвижничества. Учреждение ордена и медали его имени, последующее прославление Церковью подчеркивают непреходящее значение его личности для России — как в военно-историческом, так и в религиозно-нравственном аспектах. Изучение наследия адмирала Ушакова важно не только для сохранения исторической памяти, но и для воспитания новых поколений на примере человека, сочетавшего беззаветное служение Отечеству с глубокой верой и милосердием. Его жизнь напоминает, что истинная слава — это не только победы на поле боя, но и праведность, оставляющая след в вечности.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: ani745572@gmail.com

студентка, группа КМ-124, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Лубченков Ю. Русские полководцы. Москва: Белый город, 2002. 48 с.
  2. Овчинников В.Д. Жизнь и подвиги адмирала Ф.Ф. Ушакова // Центр и периферия. 2020. № 1. С. 20–27. EDN: BSJJCB
  3. Скрицкий Н.В. Сто великих адмиралов. Москва: Вече, 2001. 320 с.
  4. Архистратиг державы российской. Саранск: Красный Октябрь, 2006.
  5. Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского, Непобедимый: Житие. Служба. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2004.
  6. Святой праведный воин Феодор Ушаков. Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2006. 390 с.
  7. Юрьева Т.В. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема // Гуманитарный вектор. 2015. № 2(42). С. 140–148. EDN: TZHNTV
  8. Адмирал Ушаков. Сборник документов и материалов: в 3 т. / под ред. Л.Г. Бескровного. Москва: Военмориздат, 1951–1956.
  9. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Выдающийся архивист Г.А. Князев — участник, свидетель, хранитель истории страны и города на Неве (источники и историография). В кн.: Историческая наука и архивы в XXI веке: материалы Третьей Всероссийской научной конференции историков и архивистов, посвященнойй 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Самара: Самарама, 2025. С. 392–403. doi: 10.18287/978-5-6053708-3-3-2025-49 EDN: LPINGJ
  10. Смирнов Ю.Н. Христианские святые в символике исторической памяти о Великой Победе. В кн.: Память о прошлом — 2020: сборник докладов и сообщений IX историко-архивного форума. Самара: РГА в г. Самаре, 2020. С. 365–370. EDN: YEONOW

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Аферкина У.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.