Теория и методика изучения гиперболических фразеологизмов в вузе
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 138-139
- Section: ЧАСТЬ II. Изучение и преподавание русского языка на разных уровнях образования
- Submitted: 25.05.2025
- Accepted: 16.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680445
- ID: 680445
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Гиперболические фразеологизмы являются важной составляющей современного русского языка, отражая культурные особенности и эмоциональную окраску речи. Их изучение способствует развитию коммуникативных навыков студентов, расширяет их лексический запас и способствует более глубокому пониманию языковых средств выразительности. В условиях повышения уровня языковой подготовки студентов актуально разработать эффективные методики их изучения в вузе. Это обусловлено необходимостью формирования у студентов умения адекватно использовать гиперболические фразеологизмы в различных коммуникативных ситуациях, а также понимания их роли в стилистической окраске текста и речи. Кроме того, развитие навыков работы с гиперболическими фразеологизмами способствует формированию у студентов критического мышления и аналитических умений при интерпретации языковых средств, что важно для профессиональной и межкультурной коммуникации в условиях глобализации.
Изучение гиперболических фразеологизмов позволяет студентам лучше ориентироваться в современной медиасреде, понимать особенности художественной и публицистической речи, а также развивать навыки интерпретации образных выражений в различных контекстах. Это способствует формированию более богатого и выразительного речевого поведения, что является важным аспектом профессиональной компетентности будущих специалистов в области гуманитарных дисциплин. Таким образом, систематическое изучение гиперболических фразеологизмов в вузе является необходимым условием формирования у студентов полноценного владения современным русским языком и его культурными особенностями.
Цель — разработать теоретические основы и методические подходы к изучению гиперболических фразеологизмов в рамках учебных программ высших учебных заведений, повысить эффективность их освоения студентами.
Методы. Исследование проведено с использованием описательного метода, включающего анализ, интерпретацию и классификацию результатов; метода педагогического эксперимента (проведение занятий с использованием мультимедийных технологий); метода анкетирования студентов для оценки эффективности предложенных приемов работы с гиперболическими фразеологизмами.
Результаты. В рамках разработки системы учебных материалов и упражнений по гиперболическим фразеологизмам были созданы разнообразные задания, направленные на активизацию лексической компетенции студентов и развитие навыков их использования в речи.
«Создай гиперболическую фразу». Студентам предлагается выбрать из предложенных ситуаций или тем (например, описание характера человека, оценка события или явления) и составить гиперболическую фразеологическую конструкцию, передающую сильное эмоциональное или оценочное отношение. Например: «Он так быстро бегает, что его даже ветер не успевает его догнать». После выполнения задания студенты обсуждают свои варианты в группе, что способствует развитию коммуникативных компетенций и умению использовать гиперболические выражения в контексте.
Цель упражнения — формировать у студентов умение распознавать, интерпретировать и активно применять гиперболические фразеологизмы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление и речевую гибкость.
Материалы могут быть реализованы при изучении лексикологии, стилистики русского языка, культуры речи, а также в рамках практических занятий по развитию речи.
Студенты филологического факультета получают такие задания на 2–3-м курсах обучения в рамках специальных модулей по фразеологии и стилистике.
Эффективность подтверждена путем сравнительного анализа результатов тестирования студентов до и после внедрения системы упражнений. В частности, отмечается увеличение количества правильно использованных гиперболических фразеологизмов в письменных работах и устных выступлениях, а также повышение уровня их осознанного употребления. Статистический анализ показывает значительное улучшение показателей владения данной лексической группой (например, рост среднего балла по тестам с 65 до 85 % правильных ответов), что свидетельствует о положительной динамике.
Выводы. Изучение гиперболических фразеологизмов требует комплексного подхода, включающего теоретическую подготовку и практическую работу. Использование специально разработанных методик повышает мотивацию студентов и способствует более глубокому пониманию языковых средств выразительности. Внедрение предложенных подходов в учебный процесс способствует развитию коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Full Text
Обоснование. Гиперболические фразеологизмы являются важной составляющей современного русского языка, отражая культурные особенности и эмоциональную окраску речи. Их изучение способствует развитию коммуникативных навыков студентов, расширяет их лексический запас и способствует более глубокому пониманию языковых средств выразительности. В условиях повышения уровня языковой подготовки студентов актуально разработать эффективные методики их изучения в вузе. Это обусловлено необходимостью формирования у студентов умения адекватно использовать гиперболические фразеологизмы в различных коммуникативных ситуациях, а также понимания их роли в стилистической окраске текста и речи. Кроме того, развитие навыков работы с гиперболическими фразеологизмами способствует формированию у студентов критического мышления и аналитических умений при интерпретации языковых средств, что важно для профессиональной и межкультурной коммуникации в условиях глобализации.
Изучение гиперболических фразеологизмов позволяет студентам лучше ориентироваться в современной медиасреде, понимать особенности художественной и публицистической речи, а также развивать навыки интерпретации образных выражений в различных контекстах. Это способствует формированию более богатого и выразительного речевого поведения, что является важным аспектом профессиональной компетентности будущих специалистов в области гуманитарных дисциплин. Таким образом, систематическое изучение гиперболических фразеологизмов в вузе является необходимым условием формирования у студентов полноценного владения современным русским языком и его культурными особенностями.
Цель — разработать теоретические основы и методические подходы к изучению гиперболических фразеологизмов в рамках учебных программ высших учебных заведений, повысить эффективность их освоения студентами.
Методы. Исследование проведено с использованием описательного метода, включающего анализ, интерпретацию и классификацию результатов; метода педагогического эксперимента (проведение занятий с использованием мультимедийных технологий); метода анкетирования студентов для оценки эффективности предложенных приемов работы с гиперболическими фразеологизмами.
Результаты. В рамках разработки системы учебных материалов и упражнений по гиперболическим фразеологизмам были созданы разнообразные задания, направленные на активизацию лексической компетенции студентов и развитие навыков их использования в речи.
«Создай гиперболическую фразу». Студентам предлагается выбрать из предложенных ситуаций или тем (например, описание характера человека, оценка события или явления) и составить гиперболическую фразеологическую конструкцию, передающую сильное эмоциональное или оценочное отношение. Например: «Он так быстро бегает, что его даже ветер не успевает его догнать». После выполнения задания студенты обсуждают свои варианты в группе, что способствует развитию коммуникативных компетенций и умению использовать гиперболические выражения в контексте.
Цель упражнения — формировать у студентов умение распознавать, интерпретировать и активно применять гиперболические фразеологизмы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление и речевую гибкость.
Материалы могут быть реализованы при изучении лексикологии, стилистики русского языка, культуры речи, а также в рамках практических занятий по развитию речи.
Студенты филологического факультета получают такие задания на 2–3-м курсах обучения в рамках специальных модулей по фразеологии и стилистике.
Эффективность подтверждена путем сравнительного анализа результатов тестирования студентов до и после внедрения системы упражнений. В частности, отмечается увеличение количества правильно использованных гиперболических фразеологизмов в письменных работах и устных выступлениях, а также повышение уровня их осознанного употребления. Статистический анализ показывает значительное улучшение показателей владения данной лексической группой (например, рост среднего балла по тестам с 65 до 85 % правильных ответов), что свидетельствует о положительной динамике.
Выводы. Изучение гиперболических фразеологизмов требует комплексного подхода, включающего теоретическую подготовку и практическую работу. Использование специально разработанных методик повышает мотивацию студентов и способствует более глубокому пониманию языковых средств выразительности. Внедрение предложенных подходов в учебный процесс способствует развитию коммуникативной компетенции будущих специалистов.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: popova.svetlana@sgspu.ru
студентка, группа ФФ-м23РШз, филологический факультет
Russian Federation, СамараSupplementary files



