Границы субъектности в перспективе концепции бессознательного К.Г. Юнга
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 25-26
- Section: ЧАСТЬ II. Философия
- Submitted: 25.05.2025
- Accepted: 16.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680448
- ID: 680448
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Согласно аналитической теории К.Г. Юнга, психическая жизнь субъекта представляет собой сложный процесс, в котором актуальные ментальные установки и настроения непрерывно взаимодействуют с глубинным содержанием области бессознательного, следовательно, субъектность человека находится в перманентной зависимости от факторов его психического бытия.
Цель — изучить, как в перспективе аналитической психологии возможно расширение субъектности человека.
Методы. Теоретический анализ концепции психической структуры, представленной в работах К.Г. Юнга.
Результаты. Описывая структуру психики, К.Г. Юнг характеризует эго как центр поля сознания и замечает, что объекты, не находящиеся в конкретный момент в узком поле сознания, лежат в области «незнаемого» и составляют индивидуальное бессознательное. Отсутствие строгих фиксированных границ между сознанием и бессознательным и динамичность психической структуры обеспечивают становление многих ментальных процессов, в том числе индивидуации как психологического развития личности, целью которого является реализация в отдельном человеке его целостности и уникальности.
Подразумевая под «эго» субъектное начало в структуре психики, мы рассматриваем процесс индивидуации в качестве расширения области субъектности. Субъектность — это системное качество субъекта, которое характеризует его сущность как источник активной деятельности, обусловленной сознанием и волей.
Согласно теории аналитической психологии, продукты бессознательного не только обладают символическим смыслом, но и выполняют компенсаторную функцию по отношению к сознательным установкам, следовательно, анализ внутренних психических процессов через сновидения, воспоминания и личностные представления открывает познающему субъекту новые области и формы проявления активности.
Вытеснение неосознаваемых элементов и их изолированность способны привести к подчинению уровня сознания стихийным тенденциям бессознательного, зачастую формируя негативные паттерны межличностных отношений; однако архетипические образы индивидуального бессознательного содержат нереализованный и неосознаваемый потенциал, интеграция которого способна расширить субъектные возможности.
В теории аналитической психологии индивидуация понимается как стремление к идентификации с самостью — психикой в ее абсолютной полноте и тотальной завершенности, включающей как сознание, так и бессознательное. Полное отождествление сознания с самостью невозможно, так как в психической структуре всегда присутствует неопределенное количество бессознательного содержания. В связи с этим, в нашем исследовании самость понимается как нереализуемая абсолютная субъектность, существующая в качестве предельного идеала в архетипическом измерении психики.
Символическая сущность сновидений способна проявлять глубинные психические содержания и архетипические компоненты, включая символику самости. Установление контакта с бессознательными слоями психики через восприятие и анализ ее символических продуктов способно примирить оппозиции сознания и бессознательного.
Выводы. В перспективе концепции бессознательного расширение границ субъектности возможно, с одной стороны, благодаря динамичности психической структуры и компенсаторной функции бессознательного, с другой стороны, индивидуация как ментальное становление целостной личности реализуема только при волевой установке субъекта на индивидуальное развитие. Также отметим, что фактического предела для расширения субъектности не существует, однако достижение абсолютной степени субъектности невозможно, так как в ментальной жизни человека всегда присутствуют бессознательные компоненты.
Keywords
Full Text
Обоснование. Согласно аналитической теории К.Г. Юнга, психическая жизнь субъекта представляет собой сложный процесс, в котором актуальные ментальные установки и настроения непрерывно взаимодействуют с глубинным содержанием области бессознательного, следовательно, субъектность человека находится в перманентной зависимости от факторов его психического бытия.
Цель — изучить, как в перспективе аналитической психологии возможно расширение субъектности человека.
Методы. Теоретический анализ концепции психической структуры, представленной в работах К.Г. Юнга.
Результаты. Описывая структуру психики, К.Г. Юнг характеризует эго как центр поля сознания и замечает, что объекты, не находящиеся в конкретный момент в узком поле сознания, лежат в области «незнаемого» и составляют индивидуальное бессознательное. Отсутствие строгих фиксированных границ между сознанием и бессознательным и динамичность психической структуры обеспечивают становление многих ментальных процессов, в том числе индивидуации как психологического развития личности, целью которого является реализация в отдельном человеке его целостности и уникальности.
Подразумевая под «эго» субъектное начало в структуре психики, мы рассматриваем процесс индивидуации в качестве расширения области субъектности. Субъектность — это системное качество субъекта, которое характеризует его сущность как источник активной деятельности, обусловленной сознанием и волей.
Согласно теории аналитической психологии, продукты бессознательного не только обладают символическим смыслом, но и выполняют компенсаторную функцию по отношению к сознательным установкам, следовательно, анализ внутренних психических процессов через сновидения, воспоминания и личностные представления открывает познающему субъекту новые области и формы проявления активности.
Вытеснение неосознаваемых элементов и их изолированность способны привести к подчинению уровня сознания стихийным тенденциям бессознательного, зачастую формируя негативные паттерны межличностных отношений; однако архетипические образы индивидуального бессознательного содержат нереализованный и неосознаваемый потенциал, интеграция которого способна расширить субъектные возможности.
В теории аналитической психологии индивидуация понимается как стремление к идентификации с самостью — психикой в ее абсолютной полноте и тотальной завершенности, включающей как сознание, так и бессознательное. Полное отождествление сознания с самостью невозможно, так как в психической структуре всегда присутствует неопределенное количество бессознательного содержания. В связи с этим, в нашем исследовании самость понимается как нереализуемая абсолютная субъектность, существующая в качестве предельного идеала в архетипическом измерении психики.
Символическая сущность сновидений способна проявлять глубинные психические содержания и архетипические компоненты, включая символику самости. Установление контакта с бессознательными слоями психики через восприятие и анализ ее символических продуктов способно примирить оппозиции сознания и бессознательного.
Выводы. В перспективе концепции бессознательного расширение границ субъектности возможно, с одной стороны, благодаря динамичности психической структуры и компенсаторной функции бессознательного, с другой стороны, индивидуация как ментальное становление целостной личности реализуема только при волевой установке субъекта на индивидуальное развитие. Также отметим, что фактического предела для расширения субъектности не существует, однако достижение абсолютной степени субъектности невозможно, так как в ментальной жизни человека всегда присутствуют бессознательные компоненты.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: urticams@mail.ru
студент, группа 5471-450301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараSupplementary files



