Игра и игрушка в народной педагогике земледельцев и скотоводов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Обращение внимания на коренную культуру народов России и изучение роли игры и игрушки в их народной педагогике, а также использование традиционных игр и игрушек в современных практиках работы с детьми приобретает особую важность в связи с усилением тенденции к забвению традиций, технологизации и цифровизации современного общества.

Игра всегда была важной формой жизни ребенка, а игрушка — древним и самоценным памятником культуры. Каждый народ имеет свои взгляды на воспитание, цели и задачи которого отражаются в игре и игрушке, особенно у земледельцев и скотоводов, жизнь которых была связана с природой и хозяйством.

Цель — выявить и проанализировать особенности использования игры и игрушки в процессе воспитания детей в традиционных культурах народов России.

Методы. В данном исследовании мы использовали методы кросс-культурного, сравнительно-исторического анализа.

Результаты. Универсальность игр и игрушек проявляется в выполняемых ими функциях (воспитательная, трудовая, физическая, познавательная, социализирующая) и их классификации. Так, выделяют двигательные и символические игры; звуковые, двигательные, образно-сюжетные игрушки [1, 4].

Наибольший интерес вызывают различия между играми и игрушками, обусловленные хозяйственно-культурным типом народов России. Это проявляется в выборе материалов для изготовления игрушек и сюжетной составляющей игр. Для кросс-культурного анализа игровой культуры земледельческих и скотоводческих народов России мы обращались к электронному каталогу игрушек Российского этнографического музея.

У земледельцев (русские, чуваши, мордва и др.) основными материалами были глина и дерево (свистульки, волчки, шаркунки), у скотоводов (казахи, башкиры, кыргызы и др.) — кожа, войлок. Широкое распространение получила игра в «асык» или «альчики» — игральные кости из суставных косточек конечностей парнокопытных.

Сюжеты игр отражали умения и ценности, важные для народа. У земледельцев игры были связаны с трудом на земле, мальчики использовали уменьшенные копии сельскохозяйственных орудий [2, 4]. Игра в прятки способствовала изучению особенностей местности.

В культуре скотоводов было важным развитие физических навыков ребенка: быстроты, меткости, ловкости (игры с метанием арканов в цель), — поэтому сюжеты игр были связаны с выпасом, «кормлением, лечением, похищением... домашних животных, уходом за ними» [3, с. 271]. Умение уверенно держаться в седле было ключевым, что нашло отражение в игровых состязаниях Сабантуя — «Әтәчләр талашуы» (бой мешками на бревне) и «Көрәш» (борьба на полотенцах). Умение забраться повыше ценилось для поиска водопоев и пастбищ. Это породило традицию прыжков в высоту с шестом и отдаленно отразилось в состязании по влезанию на столб также во время Сабантуя.

Основой игровых кукол земледельцев были ткань и дерево, у скотоводов — кости ног коров и лошадей. Как у земледельцев, так и у скотоводов создание игровых кукол через пошив одежды развивало навыки шитья и было способом передачи женских и бытовых знаний от матери к дочерям. Игра с куклами и их хозяйством учила девочек труду хозяйки и усвоению принятых в обществе норм и семейно-нравственных понятий [5, 6].

Выводы. Исследование позволило установить, что игры и игрушки в культурах земледельцев и скотоводов напрямую зависят от хозяйственно-культурного типа народа, который повлиял на внешние характеристики игрушек, сюжетное содержание и функции игры. Игра — это эффективный инструмент передачи опыта молодому поколению, необходимых для существования этого народа трудовых, военных навыков и эстетического восприятия окружающего ландшафта.

Full Text

Обоснование. Обращение внимания на коренную культуру народов России и изучение роли игры и игрушки в их народной педагогике, а также использование традиционных игр и игрушек в современных практиках работы с детьми приобретает особую важность в связи с усилением тенденции к забвению традиций, технологизации и цифровизации современного общества.

Игра всегда была важной формой жизни ребенка, а игрушка — древним и самоценным памятником культуры. Каждый народ имеет свои взгляды на воспитание, цели и задачи которого отражаются в игре и игрушке, особенно у земледельцев и скотоводов, жизнь которых была связана с природой и хозяйством.

Цель — выявить и проанализировать особенности использования игры и игрушки в процессе воспитания детей в традиционных культурах народов России.

Методы. В данном исследовании мы использовали методы кросс-культурного, сравнительно-исторического анализа.

Результаты. Универсальность игр и игрушек проявляется в выполняемых ими функциях (воспитательная, трудовая, физическая, познавательная, социализирующая) и их классификации. Так, выделяют двигательные и символические игры; звуковые, двигательные, образно-сюжетные игрушки [1, 4].

Наибольший интерес вызывают различия между играми и игрушками, обусловленные хозяйственно-культурным типом народов России. Это проявляется в выборе материалов для изготовления игрушек и сюжетной составляющей игр. Для кросс-культурного анализа игровой культуры земледельческих и скотоводческих народов России мы обращались к электронному каталогу игрушек Российского этнографического музея.

У земледельцев (русские, чуваши, мордва и др.) основными материалами были глина и дерево (свистульки, волчки, шаркунки), у скотоводов (казахи, башкиры, кыргызы и др.) — кожа, войлок. Широкое распространение получила игра в «асык» или «альчики» — игральные кости из суставных косточек конечностей парнокопытных.

Сюжеты игр отражали умения и ценности, важные для народа. У земледельцев игры были связаны с трудом на земле, мальчики использовали уменьшенные копии сельскохозяйственных орудий [2, 4]. Игра в прятки способствовала изучению особенностей местности.

В культуре скотоводов было важным развитие физических навыков ребенка: быстроты, меткости, ловкости (игры с метанием арканов в цель), — поэтому сюжеты игр были связаны с выпасом, «кормлением, лечением, похищением... домашних животных, уходом за ними» [3, с. 271]. Умение уверенно держаться в седле было ключевым, что нашло отражение в игровых состязаниях Сабантуя — «Әтәчләр талашуы» (бой мешками на бревне) и «Көрәш» (борьба на полотенцах). Умение забраться повыше ценилось для поиска водопоев и пастбищ. Это породило традицию прыжков в высоту с шестом и отдаленно отразилось в состязании по влезанию на столб также во время Сабантуя.

Основой игровых кукол земледельцев были ткань и дерево, у скотоводов — кости ног коров и лошадей. Как у земледельцев, так и у скотоводов создание игровых кукол через пошив одежды развивало навыки шитья и было способом передачи женских и бытовых знаний от матери к дочерям. Игра с куклами и их хозяйством учила девочек труду хозяйки и усвоению принятых в обществе норм и семейно-нравственных понятий [5, 6].

Выводы. Исследование позволило установить, что игры и игрушки в культурах земледельцев и скотоводов напрямую зависят от хозяйственно-культурного типа народа, который повлиял на внешние характеристики игрушек, сюжетное содержание и функции игры. Игра — это эффективный инструмент передачи опыта молодому поколению, необходимых для существования этого народа трудовых, военных навыков и эстетического восприятия окружающего ландшафта.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: whitehorseingarden18@gmail.com

студентка, группа КМ-223, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Виноградов Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: Историческое наследие, 1998. 547 с.
  2. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Москва: Советская Россия, 1987. 195 с.
  3. Зайцева И.А. Традиционные подвижные игры народов Поволжья как фактор формирования экологической культуры. В кн.: Человек и природа: сборник научных статей / под ред. Л.П. Куракова. Чебоксары: Плакат, 2018. С. 270–274. EDN: VKLGOW
  4. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. Москва: Типо-литография В.Ф. Рихтер, 1895. 368 с.
  5. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства: учебное пособие. Москва: Академический проект, 2004. 496 с. EDN: QXILCJ
  6. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение, 1973. 48 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Бирюкова С.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.