Влияние рейтинга качества жизни на региональную демографическую политику (на примере Самарской области)
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 415-416
- Section: ЧАСТЬ II. Проблемы становления и развития государственной и муниципальной службы
- Submitted: 25.05.2025
- Accepted: 19.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680501
- ID: 680501
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Демографическая политика — это приоритет номер один в нашем государстве, поэтому очень важно поддерживать ее разными инструментами [1]. Одним из таких инструментов является рейтинг качества жизни, с помощью него можно оценить, на каком уровне и качестве осуществляется региональная политика.
Цель — выявить взаимосвязь между рейтингом качества жизни и демографической политикой на примере Самарской области.
Методы. Анализ, синтез, дедукция, индукция, наблюдение, сравнение.
Результаты.
Как видно из табл. 1, рейтинг качества жизни и суммарный коэффициент рождаемости не связаны между самой. По данным этого рейтинга все эти субъекты занимали лидирующие позиции, хотя в каких-то субъектах наблюдается положительная динамика по суммарному коэффициенту рождаемости, но в большей части по данному показателю идет спад или стагнация.
Таблица 1. Суммарный коэффициент рождаемости с 2021 по 2023 года [2]
Суммарный коэффициент рождаемости | 2021 | 2022 | 2023 |
Москва | 1,60 | 1,42 | 1,42 |
Санкт-Петербург | 1,38 | 1,28 | 1,26 |
Республика Татарстан | 1,57 | 1,43 | 1,45 |
Тюменская область | 1,77 | 1,72 | 1,72 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 1,74 | 1,67 | 1,66 |
Самарская область | 1,42 | 1,33 | 1,33 |
При этом рейтинг качества жизни коррелирует напрямую с мерами поддержки (их качеством, количеством и направленностью). К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге выделяются большие деньги на реализацию национальных проектов. В Татарстане делает упор на поддержку молодых беременных женщин, особенно в сельских территориях.
В Ханты-Мансийском автономном округе большая среднемесячная зарплата, около 130 тыс. руб., а следовательно, увеличивается возможность обеспечить ребенка.
Выводы. Самарская область сильно отстает от лидеров по показателям рейтинга качества жизни в 2024 году, отсутствует в рейтинге топ 10. Для повышения Самарской области в рейтинге мною были разработаны следующие рекомендации, которые помогут улучшить данные показатели:
- Качественное увеличение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области. Данные показатели не зависят от конкретного органа исполнительной власти, только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.
- Разработать нефинансовые меры поддержки, так как финансовые способствуют увеличению иждивенческого настроя у граждан.
- Рассмотреть смежные показатели, влияющие на рейтинг. Возможна корректировка уже на данном этапе.
- Увеличение охватов по мерам поддержки и трудоустройству.
- Стабилизация политической ситуации в Самарской области.
Full Text
Обоснование. Демографическая политика — это приоритет номер один в нашем государстве, поэтому очень важно поддерживать ее разными инструментами [1]. Одним из таких инструментов является рейтинг качества жизни, с помощью него можно оценить, на каком уровне и качестве осуществляется региональная политика.
Цель — выявить взаимосвязь между рейтингом качества жизни и демографической политикой на примере Самарской области.
Методы. Анализ, синтез, дедукция, индукция, наблюдение, сравнение.
Результаты.
Как видно из табл. 1, рейтинг качества жизни и суммарный коэффициент рождаемости не связаны между самой. По данным этого рейтинга все эти субъекты занимали лидирующие позиции, хотя в каких-то субъектах наблюдается положительная динамика по суммарному коэффициенту рождаемости, но в большей части по данному показателю идет спад или стагнация.
Таблица 1. Суммарный коэффициент рождаемости с 2021 по 2023 года [2]
Суммарный коэффициент рождаемости | 2021 | 2022 | 2023 |
Москва | 1,60 | 1,42 | 1,42 |
Санкт-Петербург | 1,38 | 1,28 | 1,26 |
Республика Татарстан | 1,57 | 1,43 | 1,45 |
Тюменская область | 1,77 | 1,72 | 1,72 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 1,74 | 1,67 | 1,66 |
Самарская область | 1,42 | 1,33 | 1,33 |
При этом рейтинг качества жизни коррелирует напрямую с мерами поддержки (их качеством, количеством и направленностью). К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге выделяются большие деньги на реализацию национальных проектов. В Татарстане делает упор на поддержку молодых беременных женщин, особенно в сельских территориях.
В Ханты-Мансийском автономном округе большая среднемесячная зарплата, около 130 тыс. руб., а следовательно, увеличивается возможность обеспечить ребенка.
Выводы. Самарская область сильно отстает от лидеров по показателям рейтинга качества жизни в 2024 году, отсутствует в рейтинге топ 10. Для повышения Самарской области в рейтинге мною были разработаны следующие рекомендации, которые помогут улучшить данные показатели:
- Качественное увеличение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области. Данные показатели не зависят от конкретного органа исполнительной власти, только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.
- Разработать нефинансовые меры поддержки, так как финансовые способствуют увеличению иждивенческого настроя у граждан.
- Рассмотреть смежные показатели, влияющие на рейтинг. Возможна корректировка уже на данном этапе.
- Увеличение охватов по мерам поддержки и трудоустройству.
- Стабилизация политической ситуации в Самарской области.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: annadzur4177@mail.ru
студентка, группа 7141-380404D, институт экономики и управления, направление «Государственное и муниципальное управление»
Russian Federation, СамараReferences
- Кулинич К.А. Прогнозирование демографической ситуации в РФ на 2025 год. В кн.: Проблемы современной экономики: материалы VI Международной научной конференции (г. Казань, август 2017 г.). Казань: Молодой ученый, 2017. С. 112–114. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12632/ Дата обращения: 25.05.2025.
- Единая межведомственная информационно-статистическая система [Internet]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31517 Дата обращения: 25.05.2025.
Supplementary files



