Влияние искусственного интеллекта на социальную среду и систему образования
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 231-232
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
- Submitted: 25.05.2025
- Accepted: 27.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680516
- ID: 680516
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) стремительно меняет образование, быт и экономику, влияя на социализацию человека. Особенно чувствительным к этим изменениям становится процесс воспитания — формирование личности и жизненных ориентиров. ИИ способен как помочь, так и создать серьезные вызовы, связанные с отчуждением и снижением критического мышления.
Цель — выявить как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на воспитание.
Гипотеза. ИИ — двойственный инструмент, способный как укрепить воспитательные практики, так и нанести вред при бездумном применении.
Методы. Анализ литературы, сравнительный обзор технологий, опросы педагогов и родителей, а также изучение этических аспектов внедрения ИИ в социальную сферу [2].
Результаты. ИИ помогает объяснять сложные темы, развивает логическое мышление, обучает через игровые или диалоговые формы (например, через Chat GPT и аналогичные сервисы). Снижается усердие, теряется мотивация к самостоятельному обучению, возникает риск подмены живого общения виртуальным, что может привести к снижению эмпатии и социальной отгороженности. Родительская любовь и участие остаются незаменимыми — ИИ не способен передать моральный опыт, личные ценности и пример. Дети привыкают к постоянному наблюдению, что меняет их отношение к личным границам и формирует доверие к контролю — важна воспитательная работа по развитию цифровой автономии. Вопросы ответственности за действия ИИ, его возможные права, а также формирование у детей моральной оценки технологий становятся частью воспитательного процесса. По результатам опроса большинство студентов активно используют нейросети, осознают их возможности и риски, но сохраняют критичность восприятия информации [1, 2].
Использование ИИ снижает мотивацию к обучению и критическое мышление, формируя зависимость от быстрых ответов. Виртуальное общение вытесняет живое, что может привести к социальной изоляции и снижению эмпатии. В семье ИИ может стать подменой родительского внимания, искажая ценности и нарушая передачу жизненного опыта. Постоянное цифровое наблюдение формирует привычку к контролю, что требует воспитания осознанного отношения к личным границам. Этические вопросы ИИ становятся частью воспитания, включая ответственность, границы допустимого и гуманизм. Большинство молодых людей используют ИИ, но сохраняют критичность, что важно для формирования зрелого цифрового поведения. ИИ — это помощник, но не замена человека в воспитании. ИИ активно внедряется в образование и воспитание, помогая в обучении, но не заменяя живое взаимодействие. Воспитание требует эмпатии и личного примера, чего ИИ обеспечить не может.
Выводы. ИИ — мощный инструмент, который должен дополнять, а не заменять человека. Воспитание остается процессом человеко-ориентированным, где технологии играют вспомогательную роль. Воспитание должно оставаться личностно ориентированным.
Full Text
Обоснование. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) стремительно меняет образование, быт и экономику, влияя на социализацию человека. Особенно чувствительным к этим изменениям становится процесс воспитания — формирование личности и жизненных ориентиров. ИИ способен как помочь, так и создать серьезные вызовы, связанные с отчуждением и снижением критического мышления.
Цель — выявить как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на воспитание.
Гипотеза. ИИ — двойственный инструмент, способный как укрепить воспитательные практики, так и нанести вред при бездумном применении.
Методы. Анализ литературы, сравнительный обзор технологий, опросы педагогов и родителей, а также изучение этических аспектов внедрения ИИ в социальную сферу [2].
Результаты. ИИ помогает объяснять сложные темы, развивает логическое мышление, обучает через игровые или диалоговые формы (например, через Chat GPT и аналогичные сервисы). Снижается усердие, теряется мотивация к самостоятельному обучению, возникает риск подмены живого общения виртуальным, что может привести к снижению эмпатии и социальной отгороженности. Родительская любовь и участие остаются незаменимыми — ИИ не способен передать моральный опыт, личные ценности и пример. Дети привыкают к постоянному наблюдению, что меняет их отношение к личным границам и формирует доверие к контролю — важна воспитательная работа по развитию цифровой автономии. Вопросы ответственности за действия ИИ, его возможные права, а также формирование у детей моральной оценки технологий становятся частью воспитательного процесса. По результатам опроса большинство студентов активно используют нейросети, осознают их возможности и риски, но сохраняют критичность восприятия информации [1, 2].
Использование ИИ снижает мотивацию к обучению и критическое мышление, формируя зависимость от быстрых ответов. Виртуальное общение вытесняет живое, что может привести к социальной изоляции и снижению эмпатии. В семье ИИ может стать подменой родительского внимания, искажая ценности и нарушая передачу жизненного опыта. Постоянное цифровое наблюдение формирует привычку к контролю, что требует воспитания осознанного отношения к личным границам. Этические вопросы ИИ становятся частью воспитания, включая ответственность, границы допустимого и гуманизм. Большинство молодых людей используют ИИ, но сохраняют критичность, что важно для формирования зрелого цифрового поведения. ИИ — это помощник, но не замена человека в воспитании. ИИ активно внедряется в образование и воспитание, помогая в обучении, но не заменяя живое взаимодействие. Воспитание требует эмпатии и личного примера, чего ИИ обеспечить не может.
Выводы. ИИ — мощный инструмент, который должен дополнять, а не заменять человека. Воспитание остается процессом человеко-ориентированным, где технологии играют вспомогательную роль. Воспитание должно оставаться личностно ориентированным.
About the authors
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Author for correspondence.
Email: danila.zotov.2019@inbox.ru
студент, группа ИСТ-41, факультет информационных систем и технологий
Russian Federation, СамараReferences
- Семенова Т.В., Мухаметзянова Д.С. Цифровая трансформация образования: вызовы и перспективы // Компьютерные и информационные науки. Режим доступа: https://pureportal.spbu.ru/files/116411122/_.pdf Дата обращения: 02.04.2025.
- Харитонов С.А. Этические аспекты применения ИИ в образовании // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2021. № 5. С. 52–66.
Supplementary files



