Формирование экологической культуры обучающихся: на примере проекта «Просветительский марафон для младших школьников "Экологические сказки Самарушки"»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В настоящее время состояние окружающей среды во многих регионах мира достигло критической отметки. И это угрожает будущему, самой жизни на Земле. Так, в Самарской области скоро могут исчезнуть 274 вида животных и 223 вида растений [4, 5]. Чтобы спасти природу, необходимо формирование экологической культуры детей уже в младшем школьном возрасте.

К различным аспектам этой проблемы обращались: И.В. Арябкина, Н.Г. Боброва, С.Н. Глазачев, В.В. Денисов, В.А. Ясвин, В.Н. Ильина, В.Г. Кезин, Е.А. Макарова, Н.М. Мамедов, А.А. Нестерова, А.А. Семенов и другие ученые [1–3, 6]. Однако для того, чтобы более детально рассмотреть методику применения просветительского проекта в формировании экологической культуры у младших школьников, необходимо подробнее изучить этот вопрос. Именно это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель — теоретически и эмпирически обосновать возможности проекта просветительской направленности в формировании экологической культуры младших школьников.

Методы. В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование.

Результаты. Мы выяснили, насколько важна экологическая тематика для детей младшего школьного возраста, проведя онлайн-опрос. В опросе приняли участие обучающиеся младших классов самарских школ. Отвечая на вопросы авторской анкеты, дети более чем в 80 % случаев положительно ответили на вопрос «Есть ли у тебя желание помочь планете Земля в ее чистоте, растениям и зверушкам — чтобы они не исчезали?» (рис. 1). В рамках «Движения Первых» данный выбор соответствует направлению «Экология и охрана природы "БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!"».

 

Рис. 1. Результаты онлайн-анкеты

 

Научное обоснование проблемы исследования и результаты анкетирования позволили рассмотреть методику формирования экологической культуры обучающихся на примере проекта «Просветительский марафон для младших школьников «Экологические сказки Самарушки».

Идея проекта уникальна тем, что она направлена на нравственно-экологическое воспитание младших школьников. Студенты педагогического вуза передают детям ценности мечты об идеальной природе, которая полна чудес и разнообразных представителей растительного и животного мира, через литературное и изобразительное творчество, а также информационно-коммуникационные технологии.

На всем протяжении мероприятий младших школьников будет сопровождать символ проекта — игрушка-козочка Самарушка.

Учитывая данные анкетирования и анализа собранной теоретической информации, мы разработали список мероприятий в рамках проекта: беседа о животных и растениях из Красной книги Самарской области, создание детьми галереи «портретов» встретившихся им представителей природы и другие мероприятия (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Мероприятия проекта

 

1 апреля 2025 года проект получил одобрение и грантовую поддержку от «Движения первых». Мы благодарны за эту возможность и уже приступили к работе. 27 мая состоится открытие «Просветительского марафона для младших школьников «Экологические сказки Самарушки» на площадках школ города Самары и Самарской области. В рамках мероприятия мы познакомим учеников начальной школы с нашим проектом и расскажем о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Самарской области. Затем детям будет предложено выполнить интерактивные задания, доступные, но включающие материал для размышления, нравственного выбора по отношению к природе.

Выводы. Проект «Просветительский марафон для младших школьников "Экологические сказки Самарушки"» создает все условия для формирования экологической культуры у детей. Уже на этапе разработки было замечено, что ребята проявляют интерес к природе Самарской области, сопереживают животным и растениям, а также стремятся помогать взрослым в охране окружающей среды.

Full Text

Обоснование. В настоящее время состояние окружающей среды во многих регионах мира достигло критической отметки. И это угрожает будущему, самой жизни на Земле. Так, в Самарской области скоро могут исчезнуть 274 вида животных и 223 вида растений [4, 5]. Чтобы спасти природу, необходимо формирование экологической культуры детей уже в младшем школьном возрасте.

К различным аспектам этой проблемы обращались: И.В. Арябкина, Н.Г. Боброва, С.Н. Глазачев, В.В. Денисов, В.А. Ясвин, В.Н. Ильина, В.Г. Кезин, Е.А. Макарова, Н.М. Мамедов, А.А. Нестерова, А.А. Семенов и другие ученые [1–3, 6]. Однако для того, чтобы более детально рассмотреть методику применения просветительского проекта в формировании экологической культуры у младших школьников, необходимо подробнее изучить этот вопрос. Именно это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель — теоретически и эмпирически обосновать возможности проекта просветительской направленности в формировании экологической культуры младших школьников.

Методы. В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование.

Результаты. Мы выяснили, насколько важна экологическая тематика для детей младшего школьного возраста, проведя онлайн-опрос. В опросе приняли участие обучающиеся младших классов самарских школ. Отвечая на вопросы авторской анкеты, дети более чем в 80 % случаев положительно ответили на вопрос «Есть ли у тебя желание помочь планете Земля в ее чистоте, растениям и зверушкам — чтобы они не исчезали?» (рис. 1). В рамках «Движения Первых» данный выбор соответствует направлению «Экология и охрана природы "БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!"».

 

Рис. 1. Результаты онлайн-анкеты

 

Научное обоснование проблемы исследования и результаты анкетирования позволили рассмотреть методику формирования экологической культуры обучающихся на примере проекта «Просветительский марафон для младших школьников «Экологические сказки Самарушки».

Идея проекта уникальна тем, что она направлена на нравственно-экологическое воспитание младших школьников. Студенты педагогического вуза передают детям ценности мечты об идеальной природе, которая полна чудес и разнообразных представителей растительного и животного мира, через литературное и изобразительное творчество, а также информационно-коммуникационные технологии.

На всем протяжении мероприятий младших школьников будет сопровождать символ проекта — игрушка-козочка Самарушка.

Учитывая данные анкетирования и анализа собранной теоретической информации, мы разработали список мероприятий в рамках проекта: беседа о животных и растениях из Красной книги Самарской области, создание детьми галереи «портретов» встретившихся им представителей природы и другие мероприятия (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Мероприятия проекта

 

1 апреля 2025 года проект получил одобрение и грантовую поддержку от «Движения первых». Мы благодарны за эту возможность и уже приступили к работе. 27 мая состоится открытие «Просветительского марафона для младших школьников «Экологические сказки Самарушки» на площадках школ города Самары и Самарской области. В рамках мероприятия мы познакомим учеников начальной школы с нашим проектом и расскажем о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Самарской области. Затем детям будет предложено выполнить интерактивные задания, доступные, но включающие материал для размышления, нравственного выбора по отношению к природе.

Выводы. Проект «Просветительский марафон для младших школьников "Экологические сказки Самарушки"» создает все условия для формирования экологической культуры у детей. Уже на этапе разработки было замечено, что ребята проявляют интерес к природе Самарской области, сопереживают животным и растениям, а также стремятся помогать взрослым в охране окружающей среды.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: alimpieva.a@sgspu.ru

студентка, группа ФНО-б22ДНо, факультет начального образования

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: artemeva.margarita@sgspu.ru

студентка, группа ФНО-б22ДНо, факультет начального образования

Russian Federation, Самара

References

  1. Арябкина И.В., Нестерова А.А. Культурологические аспекты подготовки студентов педагогических вузов к решению задач экологического образования младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 81–86. EDN: VHNPTT
  2. Боброва Н.Г. Методика интегрированных экскурсий в преподавании биологии и географии. В кн.: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.А. Семенова. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2012. С. 106–113. EDN: YOPLTL
  3. Ильина В.Н., Макарова Е.А. Изучение природно-территориальных комплексов во время школьных экскурсий: методические рекомендации для студентов педагогических вузов. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2019.
  4. Красная книга Самарской области / под ред. С.А. Сенатора, С.В. Саксонова. Т. 1. Редкие виды растений и грибов. Самара: Издательство Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2017. 384 с.
  5. Красная книга Самарской области / под ред. С.А. Сенатора, С.В. Саксонова. Т. 2. Редкие виды животных. Самара: Издательство Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2018. 352 с.
  6. Ясвин В.А. Мир природы в мире игры // Образовательные технологии. 2019. № 2. С. 89–112. EDN: OSHLYR

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты онлайн-анкеты

Download (83KB)
3. Рис. 2. Мероприятия проекта

Download (149KB)

Copyright (c) 2025 Алимпиева А.А., Артемьева М.Ю.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.