Принципы деятельности советского медика в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям А.М. Аминева)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Великая Отечественная война стала одним из самых трагичных и героических периодов в истории нашей страны. В это время, когда на фронте решались судьбы миллионов, особую роль сыграли хирурги, которые не только спасали жизни солдат, но и становились символом мужества и самоотверженности. Данная статья посвящена роли и значению медицинских работников, которые проявляли невероятные навыки и стойкость, проводя сложнейшие операции на передовой и в полевых госпиталях.

Цель — используя неопубликованные воспоминания А.М. Аминева «Хирург на войне», выяснить, какими принципами руководствовались советские медики в годы Великой Отечественной войны.

Методы. В работе были использованы историко-генетический и историко-биографический методы.

Результат. Александр Михайлович родился в 1904 г. В 1921 г. Александр Михайлович с отличием закончил школу (бывш. Ирбитскую мужскую гимназию) [1, с. 76]. В том же году он поступил в Уральский государственный университет на медицинский факультет, который успешно закончил в 1926 г. [2, л. 170–172].

В 1938 году хирургу предложили занять место директора Астраханского медицинского института и заведующего кафедрой факультетской хирургии. Здесь он и встретил начало войны, отсюда и отправился на фронт.

Уже через два месяца после того, как Аминев надел военное обмундирование, 19 ноября 1942 г., началась операция «Уран», а у хирургов начались напряженные бои за спасение жизней. В эти дни врачи по трое суток без сна и отдыха оперировали, практически не отходя от стола [3, оп. 3. д. 8. л. 14]. Александр Михайлович описывает один из эпизодов того времени.

Хирург приехал в медсанбат соседней дивизии и, войдя в операционную палатку, увидел молодого солдата с тяжелым ранением. Санитары хотели перенести его в помещение для тяжелораненых. Александр Михайлович осмотрел бойца и диагностировал цветущий перитонит: жить солдату оставалось 2–4 часа. Однако Аминев решил попробовать спасти его, несмотря на прогнозы [3, оп. 3. д. 8. л. 15]. Это решение подчеркивает не только его медицинские навыки, но и моральную стойкость, готовность бороться за жизнь пациента даже в самых безнадежных обстоятельствах.

Помощь оказывали не только солдатам, но и людям, не участвовавшим в военных действиях. Однажды утром из соседней деревни привезли женщину, которая третий день рожала и не могла разродиться. Ведущий хирург госпиталя провел обследование и обнаружил, что ребенок мертв, а самостоятельные роды невозможны. Женщине грозила смерть, если не оказать ей акушерскую помощь. Однако в госпитале не было необходимого инструмента — акушерского крючка. Александр Михайлович вспомнил, что на территории госпиталя есть сарай. В этом сарае он нашел санки с изогнутой металлической подпоркой. С большим трудом врач придал этой подпорке нужную форму, чтобы она напоминала акушерский крючок. Благодаря усилиям хирурга, женщина смогла разродиться через час [3, оп. 3. д. 8. л. 73].

Этот случай демонстрирует способность Аминева сохранять спокойствие и принимать быстрые решения в критических ситуациях, что заслуживает особого уважения.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что история Александра Михайловича — это пример мужества и самоотверженности, стремления к новаторству и профессионализма. Изучение его личного опыта позволяет выявить основные принципы, которыми руководствовались медики во время Великой Отечественной войны: гуманизм, высокий профессионализм, способность принимать быстрые решения в критических ситуациях. Хирург также уделял особое внимание обучению молодых специалистов, что способствовало повышению общего уровня медицинской помощи в армии.

Full Text

Обоснование. Великая Отечественная война стала одним из самых трагичных и героических периодов в истории нашей страны. В это время, когда на фронте решались судьбы миллионов, особую роль сыграли хирурги, которые не только спасали жизни солдат, но и становились символом мужества и самоотверженности. Данная статья посвящена роли и значению медицинских работников, которые проявляли невероятные навыки и стойкость, проводя сложнейшие операции на передовой и в полевых госпиталях.

Цель — используя неопубликованные воспоминания А.М. Аминева «Хирург на войне», выяснить, какими принципами руководствовались советские медики в годы Великой Отечественной войны.

Методы. В работе были использованы историко-генетический и историко-биографический методы.

Результат. Александр Михайлович родился в 1904 г. В 1921 г. Александр Михайлович с отличием закончил школу (бывш. Ирбитскую мужскую гимназию) [1, с. 76]. В том же году он поступил в Уральский государственный университет на медицинский факультет, который успешно закончил в 1926 г. [2, л. 170–172].

В 1938 году хирургу предложили занять место директора Астраханского медицинского института и заведующего кафедрой факультетской хирургии. Здесь он и встретил начало войны, отсюда и отправился на фронт.

Уже через два месяца после того, как Аминев надел военное обмундирование, 19 ноября 1942 г., началась операция «Уран», а у хирургов начались напряженные бои за спасение жизней. В эти дни врачи по трое суток без сна и отдыха оперировали, практически не отходя от стола [3, оп. 3. д. 8. л. 14]. Александр Михайлович описывает один из эпизодов того времени.

Хирург приехал в медсанбат соседней дивизии и, войдя в операционную палатку, увидел молодого солдата с тяжелым ранением. Санитары хотели перенести его в помещение для тяжелораненых. Александр Михайлович осмотрел бойца и диагностировал цветущий перитонит: жить солдату оставалось 2–4 часа. Однако Аминев решил попробовать спасти его, несмотря на прогнозы [3, оп. 3. д. 8. л. 15]. Это решение подчеркивает не только его медицинские навыки, но и моральную стойкость, готовность бороться за жизнь пациента даже в самых безнадежных обстоятельствах.

Помощь оказывали не только солдатам, но и людям, не участвовавшим в военных действиях. Однажды утром из соседней деревни привезли женщину, которая третий день рожала и не могла разродиться. Ведущий хирург госпиталя провел обследование и обнаружил, что ребенок мертв, а самостоятельные роды невозможны. Женщине грозила смерть, если не оказать ей акушерскую помощь. Однако в госпитале не было необходимого инструмента — акушерского крючка. Александр Михайлович вспомнил, что на территории госпиталя есть сарай. В этом сарае он нашел санки с изогнутой металлической подпоркой. С большим трудом врач придал этой подпорке нужную форму, чтобы она напоминала акушерский крючок. Благодаря усилиям хирурга, женщина смогла разродиться через час [3, оп. 3. д. 8. л. 73].

Этот случай демонстрирует способность Аминева сохранять спокойствие и принимать быстрые решения в критических ситуациях, что заслуживает особого уважения.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что история Александра Михайловича — это пример мужества и самоотверженности, стремления к новаторству и профессионализма. Изучение его личного опыта позволяет выявить основные принципы, которыми руководствовались медики во время Великой Отечественной войны: гуманизм, высокий профессионализм, способность принимать быстрые решения в критических ситуациях. Хирург также уделял особое внимание обучению молодых специалистов, что способствовало повышению общего уровня медицинской помощи в армии.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: anastasiakurkurganova@yandex.ru

студентка, группа 5401-460301D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Курганова А.В. Детство профессора Куйбышевского медицинского института Александра Михайловича Аминева // Сборник статей XXIX Всероссийских Платоновских чтений. Самара: САМАРАМА, 2024. С. 75–77. EDN: OXFPSU
  2. Аминев А.М. Становление хирурга. Куйбышев, 1983 // Личный архив семьи Аминевых.
  3. ЦГАСО. Ф. Р.–895. Оп. 3. Д. 8. Л. 14–73.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Курганова А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.