Психологическое здоровье обучающихся в условиях цифровизации: угрозы, риски, меры защиты

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Информационно-цифровое поле — неотъемлемая часть нашей жизни, которая затрагивает все сферы деятельности. Современный обучающийся максимум своего времени проводит не просто в социуме, а в цифровом пространстве, где постоянно сталкивается с эмоциональными вызовами, подрывающими психологическое здоровье. Причинами, побуждающими к обращению к информационной среде, является не только коммуникация, но и обучение. В связи с этим встает вопрос о безопасности процесса получения и усвоения новых знаний. Психологическое здоровье будет обеспечиваться в образовательном учреждении тем, что взрослые и сверстники, которые окружают ребенка, будут помогать ему справиться с чувствами и переживаниями на пути становления его интересов.

Все вышесказанное обуславливает необходимость целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья обучающихся в условиях цифровизации.

Цель выявить факторы, обеспечивающие сохранение психологического здоровья обучающихся в условиях цифровизации.

Методы. В исследовании применялись эмпирические методы (интервьюирование, анкетирование).

Результаты. В Самарской области 1800 обучающихся образовательных учреждений стали респондентами социологического исследования, результаты которого показали, что больше половины респондентов (60 %) практически живут во Всемирной паутине (в мессенджерах и/или социальных сетях). Всего 23 % респондентов используют цифровые ресурсы для поиска необходимой информации. 12 % респондентов ищут в Интернете различные развлечения (просмотр фильмов и видеоконтента, игры). Только 5 % опрошенных воспринимают Интернет как одно из средств для получения знаний.

При этом по данным известной и разрешенной социальной сети VK порядка 57 % пользователей сталкивались с кибербуллингом. 33 % респондентов ощущали себя в роли жертвы, и 4 % — проявляли агрессию по отношению к другим в сети Интернет, остальные опрашиваемые, в зависимости ситуации, занимали разные роли [1].

Родители, принимавшие участие в социологическом опросе кампании Kaspersky, отмечали, что неоднократно сталкивались с ситуациями, когда общение в сети Интернет представляло для детей реальную опасность. В 10 % случаев неизвестные люди стремились выйти на контакт с ребенком. 15 % детей, принимавших участие в исследовании, подтвердили, что сталкиваются с такими ситуациями постоянно [1].

Выводы. Для организации эффективной защиты психологического благополучия обучающихся в условиях глобальной цифровизации необходимо соблюдать меры защиты.

Среди всех мер защиты от угроз информационной среды и сохранения психологического здоровья выделим организационные и образовательные.

К организационным отнесем родительский контроль, антивирусные системы, ограничение доступа к гаджетам.

Более действенными являются образовательные меры, среди которых формирование информационной грамотности, психологической готовности противостоять угрозам в информационном пространстве, разработка и реализация программ обучения кибербезопасности для обучающихся.

Full Text

Обоснование. Информационно-цифровое поле — неотъемлемая часть нашей жизни, которая затрагивает все сферы деятельности. Современный обучающийся максимум своего времени проводит не просто в социуме, а в цифровом пространстве, где постоянно сталкивается с эмоциональными вызовами, подрывающими психологическое здоровье. Причинами, побуждающими к обращению к информационной среде, является не только коммуникация, но и обучение. В связи с этим встает вопрос о безопасности процесса получения и усвоения новых знаний. Психологическое здоровье будет обеспечиваться в образовательном учреждении тем, что взрослые и сверстники, которые окружают ребенка, будут помогать ему справиться с чувствами и переживаниями на пути становления его интересов.

Все вышесказанное обуславливает необходимость целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья обучающихся в условиях цифровизации.

Цель выявить факторы, обеспечивающие сохранение психологического здоровья обучающихся в условиях цифровизации.

Методы. В исследовании применялись эмпирические методы (интервьюирование, анкетирование).

Результаты. В Самарской области 1800 обучающихся образовательных учреждений стали респондентами социологического исследования, результаты которого показали, что больше половины респондентов (60 %) практически живут во Всемирной паутине (в мессенджерах и/или социальных сетях). Всего 23 % респондентов используют цифровые ресурсы для поиска необходимой информации. 12 % респондентов ищут в Интернете различные развлечения (просмотр фильмов и видеоконтента, игры). Только 5 % опрошенных воспринимают Интернет как одно из средств для получения знаний.

При этом по данным известной и разрешенной социальной сети VK порядка 57 % пользователей сталкивались с кибербуллингом. 33 % респондентов ощущали себя в роли жертвы, и 4 % — проявляли агрессию по отношению к другим в сети Интернет, остальные опрашиваемые, в зависимости ситуации, занимали разные роли [1].

Родители, принимавшие участие в социологическом опросе кампании Kaspersky, отмечали, что неоднократно сталкивались с ситуациями, когда общение в сети Интернет представляло для детей реальную опасность. В 10 % случаев неизвестные люди стремились выйти на контакт с ребенком. 15 % детей, принимавших участие в исследовании, подтвердили, что сталкиваются с такими ситуациями постоянно [1].

Выводы. Для организации эффективной защиты психологического благополучия обучающихся в условиях глобальной цифровизации необходимо соблюдать меры защиты.

Среди всех мер защиты от угроз информационной среды и сохранения психологического здоровья выделим организационные и образовательные.

К организационным отнесем родительский контроль, антивирусные системы, ограничение доступа к гаджетам.

Более действенными являются образовательные меры, среди которых формирование информационной грамотности, психологической готовности противостоять угрозам в информационном пространстве, разработка и реализация программ обучения кибербезопасности для обучающихся.

×

About the authors

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Author for correspondence.
Email: martirosyan-141@mgpu.ru

студент, факультет педагогики и психологии

Russian Federation, Самара

References

  1. Взрослые и дети в интернете: аналитический отчет. Режим доступа: https://kids.kaspersky.ru/files/KIDS_Report_RU_2022_final_UPD.pdf Дата обращения: 31.03.2025.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Акопян С.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.