Характеристики видеохостингов в контексте теории рационализации М. Вебера
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 275-276
- Section: ЧАСТЬ II. Культурология
- Submitted: 26.05.2025
- Accepted: 19.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680686
- ID: 680686
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Повсеместное приобретение и использование товаров, услуг и контента через интернет-платформы позволяет говорить о цифровом потреблении как о части современной экономики и культуры. Наряду с рассмотрением очевидных преимуществ, исследователи обсуждают негативные последствия цифровизации, в частности изменение поведения и запросов потребителей под воздействием технологий. Теоретической основой анализа этих процессов может выступать разработанная в начале XX века, но адаптированная к современным социокультурным реалиям концепция рационализации Макса Вебера [1].
Цель — проанализировать видеохостинг YouTube на соответствие принципам формальной рациональности.
Методы. Рационализация у Вебера связывается, в частности, с доминированием принципов формальной рациональности над содержательной стороной деятельности, когда расчет технически адекватных средств вытесняет ориентацию на ценностные требования (материальную рациональность) [2, с. 133–134]. Современный социолог Джордж Ритцер через понятие «макдональдизации» продолжает идею Вебера, применяя ее для описания общества потребления. Проявления формальной рациональности оцениваются при помощи таких критериев, как эффективность, предсказуемость, акцент на количественные показатели и контроль, обеспечивающийся за счет технологий [3].
Для достижения указанной цели был применен метод качественного анализа документов в соответствии с критериями Ритцера. Исследовалась информация справочного центра Google, связанная с алгоритмами YouTube (формирование рекомендаций, оценка популярности видео) [4].
Результаты. Было выявлено соответствие характеристик видеохостинга YouTube принципам формальной рациональности.
При создании персональных рекомендаций учитываются видео, понравившиеся пользователю в прошлом, подбирается «схожий контент, который скорее всего придется зрителю по вкусу». Данная система предоставляет возможность удовлетворить потребности за кратчайший срок, позволяя пользователю не выходить за рамки собственного информационного пузыря. В этом видим проявление первого критерия Ритцера — принципа эффективности, подразумевающего наилучшим образом организованное удовлетворение сиюминутных (гедонистических) потребностей [3, с. 76].
Для алгоритмов рекомендаций важно также, как часто пользователь смотрит видео на определенном канале или по конкретной теме. Исходя из этого, система подбирает контент для каждого зрителя, а последний в свою очередь понимает, видео на какие темы и от каких авторов ему предложат посмотреть. Здесь в чистом виде проявляется второй критерий — предсказуемость.
Популярность видео напрямую зависит от того, как часто пользователи просматривают его в случае рекомендации. Важную роль играет средняя продолжительность просмотра, а также количество отметок «Нравится/Не нравится. Эти принципы демонстрируют соответствие третьему критерию — акцент на количественные показатели», когда содержательная сторона материала игнорируется, смысл видео напрямую не влияет на его популярность.
Четвертый критерий Ритцера — контроль, обеспечивающийся за счет технических средств, — касается каждого из вышеперечисленных пунктов. Индивидуальные рекомендации не составляются пользователями самостоятельно, этим также не занимаются сотрудники, обеспечивающие работу платформы. Предложения и популярность контента формируются извне, за счет алгоритмов, т. е. посредством технологий.
Выводы. Видеохостинг YouTube соответствует описанным Вебером и адаптированным Ритцером для общества потребления принципам формальной рациональности. Игнорирование алгоритмами платформы качественной составляющей (например, образовательной или художественной ценности видео) позволяет говорить об актуальности веберовского концепта «железной клетки» рациональности, когда содержательный аспект рационализации нивелируется ориентацией на ее средства. Ставится под вопрос субъектность пользователя, который не имеет возможности самостоятельно формировать собственные предпочтения.
Full Text
Обоснование. Повсеместное приобретение и использование товаров, услуг и контента через интернет-платформы позволяет говорить о цифровом потреблении как о части современной экономики и культуры. Наряду с рассмотрением очевидных преимуществ, исследователи обсуждают негативные последствия цифровизации, в частности изменение поведения и запросов потребителей под воздействием технологий. Теоретической основой анализа этих процессов может выступать разработанная в начале XX века, но адаптированная к современным социокультурным реалиям концепция рационализации Макса Вебера [1].
Цель — проанализировать видеохостинг YouTube на соответствие принципам формальной рациональности.
Методы. Рационализация у Вебера связывается, в частности, с доминированием принципов формальной рациональности над содержательной стороной деятельности, когда расчет технически адекватных средств вытесняет ориентацию на ценностные требования (материальную рациональность) [2, с. 133–134]. Современный социолог Джордж Ритцер через понятие «макдональдизации» продолжает идею Вебера, применяя ее для описания общества потребления. Проявления формальной рациональности оцениваются при помощи таких критериев, как эффективность, предсказуемость, акцент на количественные показатели и контроль, обеспечивающийся за счет технологий [3].
Для достижения указанной цели был применен метод качественного анализа документов в соответствии с критериями Ритцера. Исследовалась информация справочного центра Google, связанная с алгоритмами YouTube (формирование рекомендаций, оценка популярности видео) [4].
Результаты. Было выявлено соответствие характеристик видеохостинга YouTube принципам формальной рациональности.
При создании персональных рекомендаций учитываются видео, понравившиеся пользователю в прошлом, подбирается «схожий контент, который скорее всего придется зрителю по вкусу». Данная система предоставляет возможность удовлетворить потребности за кратчайший срок, позволяя пользователю не выходить за рамки собственного информационного пузыря. В этом видим проявление первого критерия Ритцера — принципа эффективности, подразумевающего наилучшим образом организованное удовлетворение сиюминутных (гедонистических) потребностей [3, с. 76].
Для алгоритмов рекомендаций важно также, как часто пользователь смотрит видео на определенном канале или по конкретной теме. Исходя из этого, система подбирает контент для каждого зрителя, а последний в свою очередь понимает, видео на какие темы и от каких авторов ему предложат посмотреть. Здесь в чистом виде проявляется второй критерий — предсказуемость.
Популярность видео напрямую зависит от того, как часто пользователи просматривают его в случае рекомендации. Важную роль играет средняя продолжительность просмотра, а также количество отметок «Нравится/Не нравится. Эти принципы демонстрируют соответствие третьему критерию — акцент на количественные показатели», когда содержательная сторона материала игнорируется, смысл видео напрямую не влияет на его популярность.
Четвертый критерий Ритцера — контроль, обеспечивающийся за счет технических средств, — касается каждого из вышеперечисленных пунктов. Индивидуальные рекомендации не составляются пользователями самостоятельно, этим также не занимаются сотрудники, обеспечивающие работу платформы. Предложения и популярность контента формируются извне, за счет алгоритмов, т. е. посредством технологий.
Выводы. Видеохостинг YouTube соответствует описанным Вебером и адаптированным Ритцером для общества потребления принципам формальной рациональности. Игнорирование алгоритмами платформы качественной составляющей (например, образовательной или художественной ценности видео) позволяет говорить об актуальности веберовского концепта «железной клетки» рациональности, когда содержательный аспект рационализации нивелируется ориентацией на ее средства. Ставится под вопрос субъектность пользователя, который не имеет возможности самостоятельно формировать собственные предпочтения.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: gnutovoleg1@gmail.com
студент, группа 5302-390301D, социологический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Зарубина Н.Н. Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов // Социологические исследования. 2020. Т. 46, № 6. С. 3–15. doi: 10.31857/S013216250009355-3 EDN: BFGWKP
- Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 443 с.
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества. Москва: Праксис, 2011. 592 с.
- Как работают алгоритмы YouTube. В: YouTube [Internet]. Режим доступа: https://support.google.com/youtube/answer/11914225?hl=ru&co=YOUTUBE._YTVideoType%3Dvideo Дата обращения: 23.05.2025.
Supplementary files



