Воспитательный потенциал художественной литературы при изучении иностранного языка студентами младших курсов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современном мире в контексте получения высшего образования существенно возрастает роль академической мобильности. В ходе прохождения зарубежных стажировок студенты могут как знакомиться с произведениями мировой литературы, так и совершенствовать собственные навыки глубинного чтения [1, 2]. Подобный опыт можно считать проявлением реализации воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал — это совокупность ценностей, инициатив, экспериментов и методов, нацеленных на формирование мировоззрения учащихся [3].

Цель — выявить воспитательный потенциал художественной литературы при обучении иностранному языку студентов младших курсов.

Методы. Для достижения цели мы разработали модель формирования ценностей средствами художественной литературы, состоящую из целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного блоков. В данной модели мы представили алгоритм подбора произведений иноязычной литературы для максимальной реализации воспитательного аспекта. К основным методическим характеристикам для подбора соответствующих произведений относится потенциальное использование системы ценностно-ориентированных заданий и системы ценностно-ориентированных опор. Реализация модели обеспечивает приобщение студентов к ценностям лингвокультур в ходе работы с произведениями художественной литературы на иностранном языке [4, 5].

Результаты. На основе составленной модели нами были разработаны ценностно-ориентированные упражнения, которые применялись при реализации разных учебных дисциплин. Так, в течение первого года проведения нашего эксперимента мы составляли упражнения, дополняющие сюжет произведений иноязычной литературы, изучаемых в рамках дисциплины «Литература англоязычных стран». К примерам составленных заданий можно отнести упражнения на выявление ценностей героев в ходе предтекстового этапа и упражнения, связанные с интерпретацией и дифференциацией ценностей в рамках послетекстового этапа. В течение второго года проведения эксперимента мы разработали комплекс упражнений на основе произведения Агаты Кристи «Смерть на Ниле», которое студенты младших курсов изучали в рамках дисциплины «Домашнее чтение». Основным акцентом при составлении комплекса является сочетание грамматических, лексических упражнений и упражнений, обладающих ценностной направленностью. Характерной чертой последних является работа студентов над определением основных ценностей, преобладающих в мировоззрении персонажей, и сравнением данных ценностей с превалирующими в собственном мировоззрении ценностями. В рамках третьего года проведения эксперимента в ходе прохождения программы академической мобильности на Тайване нами был разработан комплекс ценностно-ориентированных упражнений на базе произведений иноязычной художественной литературы, которые изучают как студенты России, так и студенты Тайваня. Это необходимо для всестороннего понимания культурного контекста, в котором студентам из России предстоит оказаться в рамках программ академической мобильности и стажировок в азиатских странах [1–3]. Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ ценностей, преобладающих в мировоззрении современных российских студентов до и после работы с разработанными нами упражнениями, отличающимися ценностной направленностью. В результате проведенного анализа мы заметили преобладающую тенденцию, проявляющуюся в изменении превалирующих ценностей в мировоззрении студентов. Вместо индивидуалистических ценностей, являющихся наиболее значимыми по мнению студентов до работы с упражнениями, преобладающую роль в их мировоззрении стали занимать общечеловеческие и общественные ценности [5, 6].

Выводы. На основе разработанной модели, комплекса упражнений и анализа произошедших изменений в мировоззрении студентов, мы пришли к выводу, что реализация воспитательного потенциала литературного произведения обуславливается сменой ценностей по мере выполнения упражнений, осознания произошедших изменений, за счет которого появляется возможность влиять на мировоззрение людей из окружения.

Full Text

Обоснование. В современном мире в контексте получения высшего образования существенно возрастает роль академической мобильности. В ходе прохождения зарубежных стажировок студенты могут как знакомиться с произведениями мировой литературы, так и совершенствовать собственные навыки глубинного чтения [1, 2]. Подобный опыт можно считать проявлением реализации воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал — это совокупность ценностей, инициатив, экспериментов и методов, нацеленных на формирование мировоззрения учащихся [3].

Цель — выявить воспитательный потенциал художественной литературы при обучении иностранному языку студентов младших курсов.

Методы. Для достижения цели мы разработали модель формирования ценностей средствами художественной литературы, состоящую из целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного блоков. В данной модели мы представили алгоритм подбора произведений иноязычной литературы для максимальной реализации воспитательного аспекта. К основным методическим характеристикам для подбора соответствующих произведений относится потенциальное использование системы ценностно-ориентированных заданий и системы ценностно-ориентированных опор. Реализация модели обеспечивает приобщение студентов к ценностям лингвокультур в ходе работы с произведениями художественной литературы на иностранном языке [4, 5].

Результаты. На основе составленной модели нами были разработаны ценностно-ориентированные упражнения, которые применялись при реализации разных учебных дисциплин. Так, в течение первого года проведения нашего эксперимента мы составляли упражнения, дополняющие сюжет произведений иноязычной литературы, изучаемых в рамках дисциплины «Литература англоязычных стран». К примерам составленных заданий можно отнести упражнения на выявление ценностей героев в ходе предтекстового этапа и упражнения, связанные с интерпретацией и дифференциацией ценностей в рамках послетекстового этапа. В течение второго года проведения эксперимента мы разработали комплекс упражнений на основе произведения Агаты Кристи «Смерть на Ниле», которое студенты младших курсов изучали в рамках дисциплины «Домашнее чтение». Основным акцентом при составлении комплекса является сочетание грамматических, лексических упражнений и упражнений, обладающих ценностной направленностью. Характерной чертой последних является работа студентов над определением основных ценностей, преобладающих в мировоззрении персонажей, и сравнением данных ценностей с превалирующими в собственном мировоззрении ценностями. В рамках третьего года проведения эксперимента в ходе прохождения программы академической мобильности на Тайване нами был разработан комплекс ценностно-ориентированных упражнений на базе произведений иноязычной художественной литературы, которые изучают как студенты России, так и студенты Тайваня. Это необходимо для всестороннего понимания культурного контекста, в котором студентам из России предстоит оказаться в рамках программ академической мобильности и стажировок в азиатских странах [1–3]. Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ ценностей, преобладающих в мировоззрении современных российских студентов до и после работы с разработанными нами упражнениями, отличающимися ценностной направленностью. В результате проведенного анализа мы заметили преобладающую тенденцию, проявляющуюся в изменении превалирующих ценностей в мировоззрении студентов. Вместо индивидуалистических ценностей, являющихся наиболее значимыми по мнению студентов до работы с упражнениями, преобладающую роль в их мировоззрении стали занимать общечеловеческие и общественные ценности [5, 6].

Выводы. На основе разработанной модели, комплекса упражнений и анализа произошедших изменений в мировоззрении студентов, мы пришли к выводу, что реализация воспитательного потенциала литературного произведения обуславливается сменой ценностей по мере выполнения упражнений, осознания произошедших изменений, за счет которого появляется возможность влиять на мировоззрение людей из окружения.

×

About the authors

Самарский государственный технический университет

Author for correspondence.
Email: cozlenckowa@yandex.ru

студентка, группа 4-ИИЭиГО-21ИИЭГО-111, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

References

  1. Гринь Т.В. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования // Editorial Office. 2013. С. 102.
  2. Фолонкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке. Москва: Высшая школа, 2005. 205 с.
  3. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1(8). С. 19–31. EDN: MGWNDD
  4. Зацепина О.С. Реализация воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» в процессе создания старшеклассниками электронного журнала: дисc. … канд. пед. наук. Курск, 2017. 194 с. EDN: WGOBCM
  5. Тесленко А.Н., Дмитриенко Е.А. Воспитательный потенциал как социально-философская категория // Философия образования. 2014. № 2(53). С. 114–125. EDN: SMJWZD
  6. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97. EDN: OAMLMP

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Козленкова Е.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.