Воспитательный потенциал художественной литературы при изучении иностранного языка студентами младших курсов
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный технический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 233-234
- Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
- Submitted: 26.05.2025
- Accepted: 20.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680706
- ID: 680706
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В современном мире в контексте получения высшего образования существенно возрастает роль академической мобильности. В ходе прохождения зарубежных стажировок студенты могут как знакомиться с произведениями мировой литературы, так и совершенствовать собственные навыки глубинного чтения [1, 2]. Подобный опыт можно считать проявлением реализации воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал — это совокупность ценностей, инициатив, экспериментов и методов, нацеленных на формирование мировоззрения учащихся [3].
Цель — выявить воспитательный потенциал художественной литературы при обучении иностранному языку студентов младших курсов.
Методы. Для достижения цели мы разработали модель формирования ценностей средствами художественной литературы, состоящую из целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного блоков. В данной модели мы представили алгоритм подбора произведений иноязычной литературы для максимальной реализации воспитательного аспекта. К основным методическим характеристикам для подбора соответствующих произведений относится потенциальное использование системы ценностно-ориентированных заданий и системы ценностно-ориентированных опор. Реализация модели обеспечивает приобщение студентов к ценностям лингвокультур в ходе работы с произведениями художественной литературы на иностранном языке [4, 5].
Результаты. На основе составленной модели нами были разработаны ценностно-ориентированные упражнения, которые применялись при реализации разных учебных дисциплин. Так, в течение первого года проведения нашего эксперимента мы составляли упражнения, дополняющие сюжет произведений иноязычной литературы, изучаемых в рамках дисциплины «Литература англоязычных стран». К примерам составленных заданий можно отнести упражнения на выявление ценностей героев в ходе предтекстового этапа и упражнения, связанные с интерпретацией и дифференциацией ценностей в рамках послетекстового этапа. В течение второго года проведения эксперимента мы разработали комплекс упражнений на основе произведения Агаты Кристи «Смерть на Ниле», которое студенты младших курсов изучали в рамках дисциплины «Домашнее чтение». Основным акцентом при составлении комплекса является сочетание грамматических, лексических упражнений и упражнений, обладающих ценностной направленностью. Характерной чертой последних является работа студентов над определением основных ценностей, преобладающих в мировоззрении персонажей, и сравнением данных ценностей с превалирующими в собственном мировоззрении ценностями. В рамках третьего года проведения эксперимента в ходе прохождения программы академической мобильности на Тайване нами был разработан комплекс ценностно-ориентированных упражнений на базе произведений иноязычной художественной литературы, которые изучают как студенты России, так и студенты Тайваня. Это необходимо для всестороннего понимания культурного контекста, в котором студентам из России предстоит оказаться в рамках программ академической мобильности и стажировок в азиатских странах [1–3]. Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ ценностей, преобладающих в мировоззрении современных российских студентов до и после работы с разработанными нами упражнениями, отличающимися ценностной направленностью. В результате проведенного анализа мы заметили преобладающую тенденцию, проявляющуюся в изменении превалирующих ценностей в мировоззрении студентов. Вместо индивидуалистических ценностей, являющихся наиболее значимыми по мнению студентов до работы с упражнениями, преобладающую роль в их мировоззрении стали занимать общечеловеческие и общественные ценности [5, 6].
Выводы. На основе разработанной модели, комплекса упражнений и анализа произошедших изменений в мировоззрении студентов, мы пришли к выводу, что реализация воспитательного потенциала литературного произведения обуславливается сменой ценностей по мере выполнения упражнений, осознания произошедших изменений, за счет которого появляется возможность влиять на мировоззрение людей из окружения.
Full Text
Обоснование. В современном мире в контексте получения высшего образования существенно возрастает роль академической мобильности. В ходе прохождения зарубежных стажировок студенты могут как знакомиться с произведениями мировой литературы, так и совершенствовать собственные навыки глубинного чтения [1, 2]. Подобный опыт можно считать проявлением реализации воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал — это совокупность ценностей, инициатив, экспериментов и методов, нацеленных на формирование мировоззрения учащихся [3].
Цель — выявить воспитательный потенциал художественной литературы при обучении иностранному языку студентов младших курсов.
Методы. Для достижения цели мы разработали модель формирования ценностей средствами художественной литературы, состоящую из целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного блоков. В данной модели мы представили алгоритм подбора произведений иноязычной литературы для максимальной реализации воспитательного аспекта. К основным методическим характеристикам для подбора соответствующих произведений относится потенциальное использование системы ценностно-ориентированных заданий и системы ценностно-ориентированных опор. Реализация модели обеспечивает приобщение студентов к ценностям лингвокультур в ходе работы с произведениями художественной литературы на иностранном языке [4, 5].
Результаты. На основе составленной модели нами были разработаны ценностно-ориентированные упражнения, которые применялись при реализации разных учебных дисциплин. Так, в течение первого года проведения нашего эксперимента мы составляли упражнения, дополняющие сюжет произведений иноязычной литературы, изучаемых в рамках дисциплины «Литература англоязычных стран». К примерам составленных заданий можно отнести упражнения на выявление ценностей героев в ходе предтекстового этапа и упражнения, связанные с интерпретацией и дифференциацией ценностей в рамках послетекстового этапа. В течение второго года проведения эксперимента мы разработали комплекс упражнений на основе произведения Агаты Кристи «Смерть на Ниле», которое студенты младших курсов изучали в рамках дисциплины «Домашнее чтение». Основным акцентом при составлении комплекса является сочетание грамматических, лексических упражнений и упражнений, обладающих ценностной направленностью. Характерной чертой последних является работа студентов над определением основных ценностей, преобладающих в мировоззрении персонажей, и сравнением данных ценностей с превалирующими в собственном мировоззрении ценностями. В рамках третьего года проведения эксперимента в ходе прохождения программы академической мобильности на Тайване нами был разработан комплекс ценностно-ориентированных упражнений на базе произведений иноязычной художественной литературы, которые изучают как студенты России, так и студенты Тайваня. Это необходимо для всестороннего понимания культурного контекста, в котором студентам из России предстоит оказаться в рамках программ академической мобильности и стажировок в азиатских странах [1–3]. Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ ценностей, преобладающих в мировоззрении современных российских студентов до и после работы с разработанными нами упражнениями, отличающимися ценностной направленностью. В результате проведенного анализа мы заметили преобладающую тенденцию, проявляющуюся в изменении превалирующих ценностей в мировоззрении студентов. Вместо индивидуалистических ценностей, являющихся наиболее значимыми по мнению студентов до работы с упражнениями, преобладающую роль в их мировоззрении стали занимать общечеловеческие и общественные ценности [5, 6].
Выводы. На основе разработанной модели, комплекса упражнений и анализа произошедших изменений в мировоззрении студентов, мы пришли к выводу, что реализация воспитательного потенциала литературного произведения обуславливается сменой ценностей по мере выполнения упражнений, осознания произошедших изменений, за счет которого появляется возможность влиять на мировоззрение людей из окружения.
About the authors
Самарский государственный технический университет
Author for correspondence.
Email: cozlenckowa@yandex.ru
студентка, группа 4-ИИЭиГО-21ИИЭГО-111, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования
Russian Federation, СамараReferences
- Гринь Т.В. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования // Editorial Office. 2013. С. 102.
- Фолонкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке. Москва: Высшая школа, 2005. 205 с.
- Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1(8). С. 19–31. EDN: MGWNDD
- Зацепина О.С. Реализация воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» в процессе создания старшеклассниками электронного журнала: дисc. … канд. пед. наук. Курск, 2017. 194 с. EDN: WGOBCM
- Тесленко А.Н., Дмитриенко Е.А. Воспитательный потенциал как социально-философская категория // Философия образования. 2014. № 2(53). С. 114–125. EDN: SMJWZD
- Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97. EDN: OAMLMP
Supplementary files



