Бестиарная образность в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Бестиарная образность играет в повести важную роль и может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах. Зооморфность персонажей влияет на раскрытие их характеров, способствует раскрытию сатирической критики общества и создает авторскую картину мира.

Цель — определить специфику бестиарных образов в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка».

Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); мотивный анализ.

Результаты. Нами было доказано, что повесть насыщена зооморфными метафорами, подчеркивающими нестабильность человеческого облика. Эти метаморфозы происходят под взглядом наблюдателя, зрителя — неслучайно поэтому все необычные зрительные образы сопровождаются словами казалось, было похоже, виделось, — это все видится и воспринимается кем-то, кто смотрит на происходящее действо.

Метаморфозы затрагивают в повести и городское пространство. Роль бестиарных образов заключается в эффекте оживления застывших архитектурных ансамблей. Зрительное восприятие подкрепляется еще и слуховыми впечатлениями, фиксирующими тенденцию к зооморфизации окружающих людей, желанию низвести собеседника до статуса животного.

Со зрелищностью связана и тема цирка. В городских локациях, где пространство организовано по законам цирка, грань между людьми и животными игнорируется — звери уподобляются людям, и, наоборот, люди расчеловечиваются, приобретают звероподобный облик, уподобляясь друг другу.

Топос цирка в повести усложняется за счет включения в него бестиарных образов. Автором актуализируется мотив «диких зверей в городе», который строится на идее, что диких животных нет в городах и их появление там свидетельствует о хаосе, надвигающейся катастрофе, скором крушении старого мира — в данном случае мира Трех Толстяков.

Кроме того, цирковая стихия в повести связана с мотивом несвободы. Эта связь обнаруживается в устойчивом мотиве — мотиве клетки. Этот мотив подчеркивает условность границы, разделяющей пространство клетки и остального мира. В клетке может оказаться кто угодно, все зависит от того, кто и откуда смотрит, кто воспринимает объект в качестве клетки.

Особую роль в повести играет топос зверинца. Важная для Олеши тема представлена в повести в образе дворцового зверинца, который выражает настоящей сущности мира Трех Толстяков. Это место заключения и наказания, причем не столько для животных, сколько для людей. Попав в этот зверинец, люди внешне теряют человеческий облик. Подобная метаморфоза происходит не только с заключенными, но и с придворными, которые имеют звериный облик, не будучи заключенными в клетку, а живя во дворце.

Выводы. Бестиарная образность в сказочной повести Ю. Олеши выражается в зооморфных метаморфозах, когда персонажи получают характеристики животных либо сами ассоциируются с ними. Это подчеркивает зыбкость человеческого облика и зависимость его восприятия от точки зрения наблюдающего. При этом зооморфизм свойственен в основном отрицательным персонажам, положительные герои не получают звериных характеристик, что, вероятно, связано с тем обстоятельством, что они и являются наблюдателями происходящих событий. Важно отметить, что зооморфизм воспринимается как знак смерти, потери человечности.

Full Text

Обоснование. Бестиарная образность играет в повести важную роль и может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах. Зооморфность персонажей влияет на раскрытие их характеров, способствует раскрытию сатирической критики общества и создает авторскую картину мира.

Цель — определить специфику бестиарных образов в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка».

Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); мотивный анализ.

Результаты. Нами было доказано, что повесть насыщена зооморфными метафорами, подчеркивающими нестабильность человеческого облика. Эти метаморфозы происходят под взглядом наблюдателя, зрителя — неслучайно поэтому все необычные зрительные образы сопровождаются словами казалось, было похоже, виделось, — это все видится и воспринимается кем-то, кто смотрит на происходящее действо.

Метаморфозы затрагивают в повести и городское пространство. Роль бестиарных образов заключается в эффекте оживления застывших архитектурных ансамблей. Зрительное восприятие подкрепляется еще и слуховыми впечатлениями, фиксирующими тенденцию к зооморфизации окружающих людей, желанию низвести собеседника до статуса животного.

Со зрелищностью связана и тема цирка. В городских локациях, где пространство организовано по законам цирка, грань между людьми и животными игнорируется — звери уподобляются людям, и, наоборот, люди расчеловечиваются, приобретают звероподобный облик, уподобляясь друг другу.

Топос цирка в повести усложняется за счет включения в него бестиарных образов. Автором актуализируется мотив «диких зверей в городе», который строится на идее, что диких животных нет в городах и их появление там свидетельствует о хаосе, надвигающейся катастрофе, скором крушении старого мира — в данном случае мира Трех Толстяков.

Кроме того, цирковая стихия в повести связана с мотивом несвободы. Эта связь обнаруживается в устойчивом мотиве — мотиве клетки. Этот мотив подчеркивает условность границы, разделяющей пространство клетки и остального мира. В клетке может оказаться кто угодно, все зависит от того, кто и откуда смотрит, кто воспринимает объект в качестве клетки.

Особую роль в повести играет топос зверинца. Важная для Олеши тема представлена в повести в образе дворцового зверинца, который выражает настоящей сущности мира Трех Толстяков. Это место заключения и наказания, причем не столько для животных, сколько для людей. Попав в этот зверинец, люди внешне теряют человеческий облик. Подобная метаморфоза происходит не только с заключенными, но и с придворными, которые имеют звериный облик, не будучи заключенными в клетку, а живя во дворце.

Выводы. Бестиарная образность в сказочной повести Ю. Олеши выражается в зооморфных метаморфозах, когда персонажи получают характеристики животных либо сами ассоциируются с ними. Это подчеркивает зыбкость человеческого облика и зависимость его восприятия от точки зрения наблюдающего. При этом зооморфизм свойственен в основном отрицательным персонажам, положительные герои не получают звериных характеристик, что, вероятно, связано с тем обстоятельством, что они и являются наблюдателями происходящих событий. Важно отметить, что зооморфизм воспринимается как знак смерти, потери человечности.

×

About the authors

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Author for correspondence.
Email: dysinka.lia@gmail.com

студентка, филологический факультет

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Давлетбакова Л.Р.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.