Бестиарная образность в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка»
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 100-100
- Section: ЧАСТЬ II. Литературоведение
- Submitted: 26.05.2025
- Accepted: 23.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680721
- ID: 680721
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Бестиарная образность играет в повести важную роль и может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах. Зооморфность персонажей влияет на раскрытие их характеров, способствует раскрытию сатирической критики общества и создает авторскую картину мира.
Цель — определить специфику бестиарных образов в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка».
Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); мотивный анализ.
Результаты. Нами было доказано, что повесть насыщена зооморфными метафорами, подчеркивающими нестабильность человеческого облика. Эти метаморфозы происходят под взглядом наблюдателя, зрителя — неслучайно поэтому все необычные зрительные образы сопровождаются словами казалось, было похоже, виделось, — это все видится и воспринимается кем-то, кто смотрит на происходящее действо.
Метаморфозы затрагивают в повести и городское пространство. Роль бестиарных образов заключается в эффекте оживления застывших архитектурных ансамблей. Зрительное восприятие подкрепляется еще и слуховыми впечатлениями, фиксирующими тенденцию к зооморфизации окружающих людей, желанию низвести собеседника до статуса животного.
Со зрелищностью связана и тема цирка. В городских локациях, где пространство организовано по законам цирка, грань между людьми и животными игнорируется — звери уподобляются людям, и, наоборот, люди расчеловечиваются, приобретают звероподобный облик, уподобляясь друг другу.
Топос цирка в повести усложняется за счет включения в него бестиарных образов. Автором актуализируется мотив «диких зверей в городе», который строится на идее, что диких животных нет в городах и их появление там свидетельствует о хаосе, надвигающейся катастрофе, скором крушении старого мира — в данном случае мира Трех Толстяков.
Кроме того, цирковая стихия в повести связана с мотивом несвободы. Эта связь обнаруживается в устойчивом мотиве — мотиве клетки. Этот мотив подчеркивает условность границы, разделяющей пространство клетки и остального мира. В клетке может оказаться кто угодно, все зависит от того, кто и откуда смотрит, кто воспринимает объект в качестве клетки.
Особую роль в повести играет топос зверинца. Важная для Олеши тема представлена в повести в образе дворцового зверинца, который выражает настоящей сущности мира Трех Толстяков. Это место заключения и наказания, причем не столько для животных, сколько для людей. Попав в этот зверинец, люди внешне теряют человеческий облик. Подобная метаморфоза происходит не только с заключенными, но и с придворными, которые имеют звериный облик, не будучи заключенными в клетку, а живя во дворце.
Выводы. Бестиарная образность в сказочной повести Ю. Олеши выражается в зооморфных метаморфозах, когда персонажи получают характеристики животных либо сами ассоциируются с ними. Это подчеркивает зыбкость человеческого облика и зависимость его восприятия от точки зрения наблюдающего. При этом зооморфизм свойственен в основном отрицательным персонажам, положительные герои не получают звериных характеристик, что, вероятно, связано с тем обстоятельством, что они и являются наблюдателями происходящих событий. Важно отметить, что зооморфизм воспринимается как знак смерти, потери человечности.
Full Text
Обоснование. Бестиарная образность играет в повести важную роль и может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах. Зооморфность персонажей влияет на раскрытие их характеров, способствует раскрытию сатирической критики общества и создает авторскую картину мира.
Цель — определить специфику бестиарных образов в сказке Ю. Олеши «Три Толстяка».
Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); мотивный анализ.
Результаты. Нами было доказано, что повесть насыщена зооморфными метафорами, подчеркивающими нестабильность человеческого облика. Эти метаморфозы происходят под взглядом наблюдателя, зрителя — неслучайно поэтому все необычные зрительные образы сопровождаются словами казалось, было похоже, виделось, — это все видится и воспринимается кем-то, кто смотрит на происходящее действо.
Метаморфозы затрагивают в повести и городское пространство. Роль бестиарных образов заключается в эффекте оживления застывших архитектурных ансамблей. Зрительное восприятие подкрепляется еще и слуховыми впечатлениями, фиксирующими тенденцию к зооморфизации окружающих людей, желанию низвести собеседника до статуса животного.
Со зрелищностью связана и тема цирка. В городских локациях, где пространство организовано по законам цирка, грань между людьми и животными игнорируется — звери уподобляются людям, и, наоборот, люди расчеловечиваются, приобретают звероподобный облик, уподобляясь друг другу.
Топос цирка в повести усложняется за счет включения в него бестиарных образов. Автором актуализируется мотив «диких зверей в городе», который строится на идее, что диких животных нет в городах и их появление там свидетельствует о хаосе, надвигающейся катастрофе, скором крушении старого мира — в данном случае мира Трех Толстяков.
Кроме того, цирковая стихия в повести связана с мотивом несвободы. Эта связь обнаруживается в устойчивом мотиве — мотиве клетки. Этот мотив подчеркивает условность границы, разделяющей пространство клетки и остального мира. В клетке может оказаться кто угодно, все зависит от того, кто и откуда смотрит, кто воспринимает объект в качестве клетки.
Особую роль в повести играет топос зверинца. Важная для Олеши тема представлена в повести в образе дворцового зверинца, который выражает настоящей сущности мира Трех Толстяков. Это место заключения и наказания, причем не столько для животных, сколько для людей. Попав в этот зверинец, люди внешне теряют человеческий облик. Подобная метаморфоза происходит не только с заключенными, но и с придворными, которые имеют звериный облик, не будучи заключенными в клетку, а живя во дворце.
Выводы. Бестиарная образность в сказочной повести Ю. Олеши выражается в зооморфных метаморфозах, когда персонажи получают характеристики животных либо сами ассоциируются с ними. Это подчеркивает зыбкость человеческого облика и зависимость его восприятия от точки зрения наблюдающего. При этом зооморфизм свойственен в основном отрицательным персонажам, положительные герои не получают звериных характеристик, что, вероятно, связано с тем обстоятельством, что они и являются наблюдателями происходящих событий. Важно отметить, что зооморфизм воспринимается как знак смерти, потери человечности.
About the authors
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Author for correspondence.
Email: dysinka.lia@gmail.com
студентка, филологический факультет
Russian Federation, СамараSupplementary files



