Образ женщины в цикле романов Дж.Р.Р.Мартина "A Song of Ice and Fire"
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Московский городской педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2025)
- Pages: 145-146
- Section: ЧАСТЬ II. Лингвистические и лингводидактические проблемы диалога культур
- Submitted: 26.05.2025
- Accepted: 27.06.2025
- Published: 06.11.2025
- URL: https://consilium.orscience.ru/osnk-sr2025/article/view/680722
- ID: 680722
Cite item
Full Text
Abstract
Цель — проанализировать многогранный и сложный образ женщины, представленный в творчестве Джорджа Р.Р. Мартина на материале романа «Игра Престолов». Основное внимание уделено языковым средствам, формирующим идентичность двух ключевых и контрастирующих персонажей – Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен, а также их влиянию на восприятие читателя.
Методы. В работе используется комплексный лингвистический анализ, включающий изучение лексических средств (выбор прилагательных, наречий), стилистических сравнений и метафор. Также проводится анализ повествовательной интонации и внутреннего монолога персонажей для раскрытия их психологического состояния и мотивации. Применяется сравнительный и контрастивный анализ образов Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен для выявления их фундаментальных различий, динамики развития и эволюции на протяжении повествования.
Результаты. Исследование показывает, что Дж. Р.Р. Мартин мастерски использует разнообразные языковые средства для создания контрастирующих и глубоких образов Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен. Лингвистический портрет Серсеи формируется через косвенные описания её внешности, манер и одежды, а также через стилистические сравнения, часто ассоциирующие её со льдом и камнем, что подчеркивает её величие, твердость характера и стремление к контролю. Символика дома Ланнистеров (лев, золото)[1] и лексика, акцентирующая власть, цинизм и манипуляцию, пронизывают её образ. Её внутренний монолог раскрывает стратегическое мышление и постоянную оценку мотивов других. Образ Дейенерис, напротив, эволюционирует от уязвимости и пассивности (выраженных прилагательными вроде "frightened", "timidly")[1] к риторике освобождения и предназначения, что отражается в огненных образах и символике дракона. Её внутренние монологи и речь демонстрируют переход от нерешительности к растущей решимости и целеустремленности, а также стремление к справедливости и свободе. Эти лингвистические выборы подчеркивают фундаментальные различия в их происхождении, мотивации и природе амбиций, а также динамику их развития.
Вывод. В заключение, лингвистический выбор Дж. Р.Р. Мартина является тщательно разработанным инструментом, который позволяет создать тонкие, многослойные и эволюционирующие портреты женских персонажей. Контрастирующие языковые средства, используемые для описания Серсеи и Дейенерис, эффективно формируют их многогранные образы, обогащая тематическую сложность эпической саги. Это способствует более глубокому пониманию таких универсальных концепций, как гендер, власть и сложности женской идентичности в мире, определяемом политическими интригами, войнами и социальными ожиданиями. Таким образом, Мартин не просто рассказывает историю, но и предлагает читателю лингвистически насыщенное исследование человеческой природы и её проявлений в условиях борьбы за власть.
Full Text
Обоснование. В современной фэнтезийной литературе, вдохновленной Средневековьем, образ женщины часто подвергается переосмыслению, отражая актуальные дискуссии о гендерном равенстве и динамике власти. Джордж Р.Р. Мартин в цикле романов “A Song of Ice and Fire” отходит от традиционных представлений, создавая сложные и противоречивые женские образы. Это делает их изучение особенно актуальным для понимания авторского подхода к репрезентации женственности и власти, а также для анализа того, как языковые средства формируют читательское восприятие. [1]
Цель — проанализировать многогранный и сложный образ женщины, представленный в творчестве Джорджа Р.Р. Мартина на материале романа «Игра Престолов». Основное внимание уделено языковым средствам, формирующим идентичность двух ключевых и контрастирующих персонажей — Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен, а также их влиянию на восприятие читателя.
Методы. В работе используется комплексный лингвистический анализ, включающий изучение лексических средств (выбор прилагательных, наречий), стилистических сравнений и метафор. Также проводится анализ повествовательной интонации и внутреннего монолога персонажей для раскрытия их психологического состояния и мотивации. Применяется сравнительный и контрастивный анализ образов Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен для выявления их фундаментальных различий, динамики развития и эволюции на протяжении повествования.
Результаты. Исследование показывает, что Дж. Р.Р. Мартин мастерски использует разнообразные языковые средства для создания контрастирующих и глубоких образов Серсеи Ланнистер и Дейенерис Таргариен. Лингвистический портрет Серсеи формируется через косвенные описания ее внешности, манер и одежды, а также через стилистические сравнения, часто ассоциирующие ее со льдом и камнем, что подчеркивает ее величие, твердость характера и стремление к контролю. Символика дома Ланнистеров (лев, золото) [1] и лексика, акцентирующая власть, цинизм и манипуляцию, пронизывают ее образ. Ее внутренний монолог раскрывает стратегическое мышление и постоянную оценку мотивов других. Образ Дейенерис, напротив, эволюционирует от уязвимости и пассивности (выраженных прилагательными вроде «frightened», «timidly») к риторике освобождения и предназначения, что отражается в огненных образах и символике дракона. Ее внутренние монологи и речь демонстрируют переход от нерешительности к растущей решимости и целеустремленности, а также стремление к справедливости и свободе. Эти лингвистические выборы подчеркивают фундаментальные различия в их происхождении, мотивации и природе амбиций, а также динамику их развития.
Выводы. Лингвистический выбор Дж. Р.Р. Мартина является тщательно разработанным инструментом, который позволяет создать тонкие, многослойные и эволюционирующие портреты женских персонажей. Контрастирующие языковые средства, используемые для описания Серсеи и Дейенерис, эффективно формируют их многогранные образы, обогащая тематическую сложность эпической саги. Это способствует более глубокому пониманию таких универсальных концепций, как гендер, власть и сложности женской идентичности в мире, определяемом политическими интригами, войнами и социальными ожиданиями. Таким образом, Мартин не просто рассказывает историю, но и предлагает читателю лингвистически насыщенное исследование человеческой природы и ее проявлений в условиях борьбы за власть.
About the authors
Московский городской педагогический университет
Author for correspondence.
Email: belitskaya.po@gmail.com
студентка 1-го года обучения бакалавриата филологического факультета, Самарский филиал
Russian Federation, СамараReferences
- «Песнь льда и пламени» В: LiveLib [Internet]. Режим доступа: https://www.livelib.ru/work/1000444641-pesn-lda-i-plameni-dzhorzh-martin Дата обращения: 20.03.2025.
Supplementary files



