Проблематика и ценностная составляющая книг для современной молодежи

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. В настоящее время формирование ценностных ориентиров молодежи является одной из ключевых задач образования, чтобы обучаемые могли выстраивать гармоничные взаимоотношения и принимать взвешенные решения. Важно находить эффективные инструменты нравственного и личностного развития, одним из которых является литература. В университете литература может стать частью учебного процесса в рамках курса домашнего чтения при изучении иностранного языка.

Цель — провести анализ российской педагогической литературы и законов для выявления ценностных ориентиров и наиболее подходящих художественных произведений для молодежи.

Методы. Инструментарий исследования включает теоретические методы. Были изучены и проанализированы статьи, монографии, учебники российских авторов и Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, а также составлена подборка литературы, соответствующая ценностным ориентирам.

Результаты. Домашнее чтение способствует формированию коммуникативной компетенции [1], развитию аналитического и критического мышления, расширению культурного кругозора студентов [2]. Принимая во внимание исследования российских авторов [3, 4], а также Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, мы смогли выделить группы универсальных ценностей, такие как духовно-нравственные ценности, социальные ценности, личностное развитие, межпоколенческие связи. Несмотря на то, что культурные традиции англоговорящих стран, где создавались произведения, имеют свои особенности, эти произведения сохраняют лингвистическую и культурную достоверность, развивают межкультурную компетенцию и не противоречат российским образовательным стандартам. Выбранными произведениями стали: «Паутина Шарлотты» Э.Б. Уайт, «Вечный Тук» Н. Бэббит, «Коралина» Н. Гейман, «Ямы» Л. Сашар, «Чудо» Р.Х. Паласио, «Спасибо Уинн-Дикси» К. Дикамилло, «Океан в конце дороги» Н. Гейман, «И никого не стало» А. Кристи, «Аня из Зеленых Мезонинов» Л.М. Монтгомери, «Дающий» Л. Лоури, «Элеанора и Парк» Р. Рауэлл, «Убить пересмешника» Х. Ли, «Пятеро, что ждут тебя на небесах» М. Элбом.

Например, книга Л.М. Монтгомери «Аня из Зеленых мезонинов» воплощает духовно-нравственные ценности в любви, честности и стремлении к саморазвитию. Социальные ценности включают уважение к семье, образованию и труду. Личностное развитие проявляется в переходе от мечтательности к осознанному взрослению. Межпоколенческая тема раскрыта в отношениях с Мариллой и Мэтью, которые становятся моральными ориентирами для героини. В книге Л. Лоури «Дающий» главные духовно-нравственные ценности — свобода выбора, сострадание и цена правды. Джонас осознает необходимость чувств и памяти. Социальные ценности затрагивают утрату индивидуальности в тоталитарном обществе. Личностный рост выражается в способности героя идти против системы. Межпоколенческая связь особенно важна: «дающий» передает знания юному преемнику, подчеркивая важность передачи опыта и образовавшейся связи. Другой пример — книга М. Элбома «Пятеро, что ждут тебя на небесах», где духовно-нравственные ценности связаны с переосмыслением жизни, прощением и ценностью каждого поступка. Социальные ценности проявляются в мысли о том, что каждый человек влияет на жизни других, иногда даже не осознавая этого. Личностное развитие героя происходит уже после смерти — он учится понимать свои ошибки через жизненные уроки. Межпоколенческие связи раскрываются через встречи с людьми, сыгравшими ключевую роль в его судьбе, что символизирует преемственность и влияние поколений.

Выводы. Проведенное нами исследование позволило выявить ценностные ориентиры и наиболее подходящие художественные произведения для курса домашнего чтения у студентов факультетов иностранных языков. Подобранная литература на иностранном языке может эффективно использоваться в образовательном процессе не только как средство развития языковых компетенций, но и как инструмент формирования ценностей. Данные произведения соответствуют требованиям российского образования и отражают ключевые группы ценностей — духовно-нравственные, социальные, личностное развитие и межпоколенческие связи.

全文:

Обоснование. В настоящее время формирование ценностных ориентиров молодежи является одной из ключевых задач образования, чтобы обучаемые могли выстраивать гармоничные взаимоотношения и принимать взвешенные решения. Важно находить эффективные инструменты нравственного и личностного развития, одним из которых является литература. В университете литература может стать частью учебного процесса в рамках курса домашнего чтения при изучении иностранного языка.

Цель — провести анализ российской педагогической литературы и законов для выявления ценностных ориентиров и наиболее подходящих художественных произведений для молодежи.

Методы. Инструментарий исследования включает теоретические методы. Были изучены и проанализированы статьи, монографии, учебники российских авторов и Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, а также составлена подборка литературы, соответствующая ценностным ориентирам.

Результаты. Домашнее чтение способствует формированию коммуникативной компетенции [1], развитию аналитического и критического мышления, расширению культурного кругозора студентов [2]. Принимая во внимание исследования российских авторов [3, 4], а также Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, мы смогли выделить группы универсальных ценностей, такие как духовно-нравственные ценности, социальные ценности, личностное развитие, межпоколенческие связи. Несмотря на то, что культурные традиции англоговорящих стран, где создавались произведения, имеют свои особенности, эти произведения сохраняют лингвистическую и культурную достоверность, развивают межкультурную компетенцию и не противоречат российским образовательным стандартам. Выбранными произведениями стали: «Паутина Шарлотты» Э.Б. Уайт, «Вечный Тук» Н. Бэббит, «Коралина» Н. Гейман, «Ямы» Л. Сашар, «Чудо» Р.Х. Паласио, «Спасибо Уинн-Дикси» К. Дикамилло, «Океан в конце дороги» Н. Гейман, «И никого не стало» А. Кристи, «Аня из Зеленых Мезонинов» Л.М. Монтгомери, «Дающий» Л. Лоури, «Элеанора и Парк» Р. Рауэлл, «Убить пересмешника» Х. Ли, «Пятеро, что ждут тебя на небесах» М. Элбом.

Например, книга Л.М. Монтгомери «Аня из Зеленых мезонинов» воплощает духовно-нравственные ценности в любви, честности и стремлении к саморазвитию. Социальные ценности включают уважение к семье, образованию и труду. Личностное развитие проявляется в переходе от мечтательности к осознанному взрослению. Межпоколенческая тема раскрыта в отношениях с Мариллой и Мэтью, которые становятся моральными ориентирами для героини. В книге Л. Лоури «Дающий» главные духовно-нравственные ценности — свобода выбора, сострадание и цена правды. Джонас осознает необходимость чувств и памяти. Социальные ценности затрагивают утрату индивидуальности в тоталитарном обществе. Личностный рост выражается в способности героя идти против системы. Межпоколенческая связь особенно важна: «дающий» передает знания юному преемнику, подчеркивая важность передачи опыта и образовавшейся связи. Другой пример — книга М. Элбома «Пятеро, что ждут тебя на небесах», где духовно-нравственные ценности связаны с переосмыслением жизни, прощением и ценностью каждого поступка. Социальные ценности проявляются в мысли о том, что каждый человек влияет на жизни других, иногда даже не осознавая этого. Личностное развитие героя происходит уже после смерти — он учится понимать свои ошибки через жизненные уроки. Межпоколенческие связи раскрываются через встречи с людьми, сыгравшими ключевую роль в его судьбе, что символизирует преемственность и влияние поколений.

Выводы. Проведенное нами исследование позволило выявить ценностные ориентиры и наиболее подходящие художественные произведения для курса домашнего чтения у студентов факультетов иностранных языков. Подобранная литература на иностранном языке может эффективно использоваться в образовательном процессе не только как средство развития языковых компетенций, но и как инструмент формирования ценностей. Данные произведения соответствуют требованиям российского образования и отражают ключевые группы ценностей — духовно-нравственные, социальные, личностное развитие и межпоколенческие связи.

×

作者简介

Самарский государственный технический университет

编辑信件的主要联系方式.
Email: tkachenko.dianka@mail.ru

студентка, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования, группа 4-ИИЭГО-111

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Стрекалова М.Д. Основные методические критерии отбора содержания обучения чтению в рамках курса «Домашнее чтение» в языковом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3. С. 3–10. EDN: GKESKB
  2. Алиева А.Э. Домашнее чтение на уроках английского языка // Наука, техника и образование. 2016. № 5(23). С. 118–119. EDN: WADNHT
  3. Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: монография / под ред. В.П. Борисенкова, М.Л. Левицкого. Москва: МАКС Пресс, 2023. 544 с.
  4. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы / под ред. А.В. Пономарева. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. 344 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Ткаченко Д.П., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可