Основные проблемы и противоречия польского председательства в ЕС и Вышеградской группе

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Польша является государством-председателем ЕС на протяжении первой половины 2025 г. Текущая геополитическая ситуация заставила Польшу взглянуть по-новому на свою внешнеполитическую линию. Польша стремится реализовать свои планы в сфере энергетики, а также играть значимую роль в урегулировании украинского кризиса, что непосредственно затрагивает интересы России. Кроме того, Польша председательствует и в Вышеградской группе с июля 2024 по июль 2025 г. Однако как в рамках ЕС, так и Вышеградской группы отсутствует консенсус по польским инициативам.

Цель — выявление задач, которые ставит Польша на международном уровне в ключевых сферах — экономике, энергетике, обеспечении безопасности, украинском кризисе.

Методы. Источниками для данной работы является официальная программа председательства Польши в ЕС и Вышеградской группе, а также материалы СМИ. Главной задачей польского председательства заявлена безопасность Европейского Союза — энергетическая, ресурсная, военная, продовольственная и информационная. Девизом председательства объявлена «Безопасность, Европа!» [1]. Другой важнейшей задачей является обеспечение стабильности миграционной системы, защита границ ЕС от нелегальной миграции и последующее разрешение миграционного кризиса [2]. Важным пунктом этой программы является защита законодательства в рамках Шенгенской зоны и борьба с гибридными угрозами. Безусловно, принципиальной задачей является выработка общей внешнеполитической позиции по отношению к украинскому кризису всеми странами ЕС. Главный принцип — никаких переговоров об Украине без участия Украины, выражающийся в полной дипломатической поддержке Киева и поставке военной и гуманитарной помощи [4]. В сфере энергетики целью является полный отказ от импорта российских энергоносителей. Польша стремится к пересмотру рамок энергетической безопасности ЕС. В феврале этого года страны Балтии отключились от общей энергосистемы с Россией и Беларусью, подключившись к энергосистеме Польши. Планируется, что поддержка Украины в рамках Восточного партнёрства, помощь беженцам из этой страны и гуманитарное сотрудничество будут реализоваться членами объединения на базе Вышеградского фонда. Польша также намерена продолжать политику евроинтеграции балканских государств и постсоветских республик [3]. Планируется продвижение зеленой циркулярной экономики; Польша развивает связи по маршруту Север-Юг, соединяя свои балтийские порты с городами южных соседей по Вышеградской группе.

Результаты. Таким образом, задачи Польши в ЕС и Вышеградской группе, в большинстве своем, совпадают. Однако в польском понимании Вышеградское сообщество должно оказать содействие в деле расширения евроатлантической интеграции постсоветского пространства. Сейчас Вышеградская группа переживает раскол. Правительство Д. Туска расширяет, в первую очередь, взаимодействие со странами Скандинавии, Германией, Великобританией и республиками Балтии, поэтому скептики видят в этом смену вектора польской дипломатии в ущерб старым союзникам. В самой группе наблюдается раскол по блокам «Варшава и Прага» против «Будапешта и Братиславы» [5]. Будапешт и Братислава призывают к отмене санкций и изменению европейской энергетической политики, направленной на полное сокращение связей с РФ. Варшава и Прага выступают за закупку энергоресурсов из стран Ближнего Востока, Южного Кавказа, Центральной Азии и Северной Африки [6].

Выводы. Таким образом, в ЕС основные противоречия у Польши на данный момент возникают с партнерами по Вышеградской группе. Правительство В. Орбана скептически относится к вступлению в ЕС Молдовы и Украины из-за ряда рисков политического и экономического характера. Тем не менее стороны продолжают консультации по разному спектру вопросов международной повестки и регионального сотрудничества. Польше и всей Европе приходится балансировать между принципами и прагматизмом в международных отношениях.

Full Text

Обоснование. Польша является государством-председателем ЕС на протяжении первой половины 2025 г. Текущая геополитическая ситуация заставила Польшу взглянуть по-новому на свою внешнеполитическую линию. Польша стремится реализовать свои планы в сфере энергетики, а также играть значимую роль в урегулировании украинского кризиса, что непосредственно затрагивает интересы России. Кроме того, Польша председательствует и в Вышеградской группе с июля 2024 по июль 2025 г. Однако как в рамках ЕС, так и Вышеградской группы отсутствует консенсус по польским инициативам.

Цель — выявление задач, которые ставит Польша на международном уровне в ключевых сферах — экономике, энергетике, обеспечении безопасности, украинском кризисе.

Методы. Источниками для данной работы является официальная программа председательства Польши в ЕС и Вышеградской группе, а также материалы СМИ. Главной задачей польского председательства заявлена безопасность Европейского Союза — энергетическая, ресурсная, военная, продовольственная и информационная. Девизом председательства объявлена «Безопасность, Европа!» [1]. Другой важнейшей задачей является обеспечение стабильности миграционной системы, защита границ ЕС от нелегальной миграции и последующее разрешение миграционного кризиса [2]. Важным пунктом этой программы является защита законодательства в рамках Шенгенской зоны и борьба с гибридными угрозами. Безусловно, принципиальной задачей является выработка общей внешнеполитической позиции по отношению к украинскому кризису всеми странами ЕС. Главный принцип — никаких переговоров об Украине без участия Украины, выражающийся в полной дипломатической поддержке Киева и поставке военной и гуманитарной помощи [4]. В сфере энергетики целью является полный отказ от импорта российских энергоносителей. Польша стремится к пересмотру рамок энергетической безопасности ЕС. В феврале этого года страны Балтии отключились от общей энергосистемы с Россией и Беларусью, подключившись к энергосистеме Польши. Планируется, что поддержка Украины в рамках Восточного партнёрства, помощь беженцам из этой страны и гуманитарное сотрудничество будут реализоваться членами объединения на базе Вышеградского фонда. Польша также намерена продолжать политику евроинтеграции балканских государств и постсоветских республик [3]. Планируется продвижение зеленой циркулярной экономики; Польша развивает связи по маршруту Север-Юг, соединяя свои балтийские порты с городами южных соседей по Вышеградской группе.

Результаты. Таким образом, задачи Польши в ЕС и Вышеградской группе, в большинстве своем, совпадают. Однако в польском понимании Вышеградское сообщество должно оказать содействие в деле расширения евроатлантической интеграции постсоветского пространства. Сейчас Вышеградская группа переживает раскол. Правительство Д. Туска расширяет, в первую очередь, взаимодействие со странами Скандинавии, Германией, Великобританией и республиками Балтии, поэтому скептики видят в этом смену вектора польской дипломатии в ущерб старым союзникам. В самой группе наблюдается раскол по блокам «Варшава и Прага» против «Будапешта и Братиславы» [5]. Будапешт и Братислава призывают к отмене санкций и изменению европейской энергетической политики, направленной на полное сокращение связей с РФ. Варшава и Прага выступают за закупку энергоресурсов из стран Ближнего Востока, Южного Кавказа, Центральной Азии и Северной Африки [6].

Выводы. Таким образом, в ЕС основные противоречия у Польши на данный момент возникают с партнерами по Вышеградской группе. Правительство В. Орбана скептически относится к вступлению в ЕС Молдовы и Украины из-за ряда рисков политического и экономического характера. Тем не менее стороны продолжают консультации по разному спектру вопросов международной повестки и регионального сотрудничества. Польше и всей Европе приходится балансировать между принципами и прагматизмом в международных отношениях.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: denniszhidkov2004@mail.ru

студент, группа 5301-410305D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Program polskiej prezydencji w Radzie UE. В: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej [Internet]. Режим доступа: https://www.gov.pl/web/premier/program-polskiej-prezydencji-w-radzie-ue Дата обращения: 07.02.2025.
  2. Priorytety prezydencji. В: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej [Internet]. Режим доступа: https://polish-presidency.consilium.europa.eu/pl/program/priorytety-prezydencji/ Дата обращения: 08.02.2025.
  3. Priorytety Polskiej Prezydencji w Grupie Wyszehradzkiej (1.07.2024–30.06.2025). В: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej [Internet]. Режим доступа: https://www.gov.pl/web/dyplomacja/priorytety-polskiej-prezydencji-w-grupie-wyszehradzkiej-1072024-30062025 Дата обращения: 08.02.2025.
  4. «Заводы идут на войну». Польша хочет стать европейским арсеналом. В: Регнум [Internet]. Режим доступа: https://regnum.ru/article/3860639 Дата обращения: 29.03.2025.
  5. Франция снова кружит голову Польше и осыпает ее комплиментами. В: Rex [Internet]. Режим доступа: https://iarex.ru/articles/146726.html Дата обращения: 30.03.2025.
  6. Польский политолог: Азербайджан разделяет цели экологической повестки Европы. В: Report [Internet]. Режим доступа: https://report.az/ru/cop29/polskij-politolog-azerbajdzhanskij-gaz-kuplennyj-evropejskimi-stranami-sluzhit-polskim-interesam/ Дата обращения: 06.04.2025.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Жидков Д.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.